«Герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Хлестаков в иллюстрациях русских художников»

МОУ «Гимназия № 17»

ПРОЕКТ

«Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников».

Выполнили:

ученицы 8«в» класса

Шаркова Анна,

Черниенко Маргарита.

Проверила:

учитель русского языка и литературы

Карымова Э.А.

Электросталь 2011

Содержание.

  1. Гоголь-живописец.

  2. Портрет в изобразительном искусстве и литературный портрет.

  3. Средства создания образа Хлестакова.

  4. Хлестаков в иллюстрациях русских художников.

  5. Анализ изображённого и сопоставление с текстом.

  6. Вывод.

Талант Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик - обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог.

«В зрелый период творчества Гоголь постоянно говорит о себе, как о художнике-живописце, который видит перед собой натуру и обдумывает, как перенести ее на холст... В описаниях людей и природы он обнаруживает наблюдательность живописца», - писал о Гоголе Н. Машковцев. «Творчество Н.В. Гоголя всегда захватывало меня своим необыкновенным сочетанием жизненной глубины, мудрости, остроты видения и поэтической одухотворенности. Я понял и ощутил, кажется мне, глубину и богатство гоголевских образов, красоту и выразительность языка, изобразительную живописность и четкость рисунка", - писал Анатолий Лаптев, один из лучших иллюстраторов Гоголя.

Богатство гоголевского творчества, его талант живописца обусловили многообразие его графических интерпретаций. Так, например, комедия Н.В.Гоголя «Ревизора» неоднократно и многообразно иллюстрировалась крупнейшими русскими мастерами кисти и карандаша, она привлекала яркостью, точностью и колоритностью образов. Для одних из них важнее всего событийная сторона произведения, другие стремятся сделать зримыми образы, характеры, передать типажи, некоторые вводят в атмосферу произведений.

К созданию портрета главного героя комедии Хлестакова обращались многие художники - иллюстраторы, лучшими из них были Боклевский П., Кардовский Д., Рудаков К., Константиновский А., Грибков С., Коровин Ю., Савицкий К.

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Только ли о внешности героя можем мы судить по его литера­турному портрету? Конечно, нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отно­шение к герою, к его характеру и поступкам. Нередко уточне­нием, введением новых деталей в описание своих героев в ходе по­вествования автор добивается более глубокого раскрытия своего за­мысла.

Литературный  портрет является своего рода «художественной
деталью», средством, «инструментом» автора для характеристики героя,
персонажа, его переживаний, эмоционального состояния, то есть
всего того, что способствует более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему.
В художественной литературе портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа.

Писатель может описывать события, происходящие в разное время и в разных местах, может дать пространную словесную характеристику герою, показать взаимоотношения персонажей в разных сюжетных ситуациях. Художник лишён такой возможности. Однако язык живописи помогает выразить и рассказать очень многое без слов. Состояние, мысли, чувства персонажа, авторская позиция по отношению к герою «прочитываются» с помощью изобразительно-выразительных средств(композиция, цветовое решение, жесты, мимика, позы). Порой то, что не сказано словами, бывает достаточно ярко показано на рисунке.

Комедия относится к особому роду литературы — драматическому. Предназначенная для сцены, она строится по особым законам. В пьесе нет описания внешности и действий героев, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами героев пьесы.

Поэтому каждое из произведений искусства является авторским прочтением гоголевского текста, носителем особого гоголевского настроения, духа. Почувствовать, уловить и передать атмосферу произведения - одна из самых трудных задач для иллюстратора. Художник должен свести воедино авторский текст,  представления читателей и собственную творческую концепцию. Таким образом, получается новый художественный образ.

Обратимся к авторскому тексту. Действие комедии «Ревизор» происходит в типичном российском провинциальном городе, его название неизвестно. Гоголь писал в «Авторской исповеди»:

« В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Одно из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова. Какими чертами характера обладает этот герой? Что представляет собой этот человек?

    «Замечания для господ актёров» дают ему обстоятельную характеристику.

Это «молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечие и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».

    Об Иване Александровиче Хлестакове мы узнаём из монолога Осипа, крепостного слуги. Хлестаков служит, но занимает самую низкую ступеньку на лестнице чинов: он коллежский регистратор («елистратишка простой»), чиновник последнего, четырнадцатого класса. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идёт гулять по прешпекту, в картишки играет», живёт явно не по средствам, любит «показать себя», покутить. Именно этого беспечного, глупого, тщеславного трусливого петербургского шалопая приняли за «государственного человека», за ревизора.

Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?

Если рассмотреть портреты, созданные русскими художниками: П.М. Боклевским, Д. Н. Кардовским, Коровиным Ю.Д., Рудаковым К.И., Савицким К.А., то можно увидеть с каким мастерством они отразили характер Хлестакова в его внешности.

Хлестаков. Художник

П. Боклевский. 1858г., 1863г.

Выражение лица, поза – всё говорит о беспечности, глупости героя, который способен порисоваться перед другими. «В лице этакое рассуждение…физиономия…поступки»(Бобчинский). «А ведь какой невзрачный, низенький, кажется ногтем бы придавил его».

Боклевского не интересуют все перипетии гоголевской интриги. Он не изображает героев в определенный момент, а дает в положении, существенном для его типовой характеристики.

Стремление увидеть персонажа как живого, дать его подлинный портрет усиливает у Боклевского П. тягу к объему и живописности.

(1)Д.Кардовский. Хлестаков. Акварель.1922г. (2) Д.Кардовский. Хлестаков.

Д. Н. Кардовский, иллюстрируя комедию «Ревизор», ставил перед собой задачу: дать многогранные характеристики действующих лиц. Первоначально акварели создавались художником как эскизы костюмов и мизансцен к постановке пьесы на сцене Московского Малого театра. Раскрывая идейно-художественный смысл комедии, Кардовский настолько полно и ярко вылепил каждый характер, что он превратился в законченный тип, психологический и социальный.

На (2) иллюстрации Кардовского Д. Хлестаков, видимо, показан в момент, когда он «говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Голова его приподнята. Он как будто наслаждается этим моментом.

П. Боклевский. Хлестаков. Литография. 1863 г.

Здесь у П. Боклевского Хлестаков «недурной наружности», «в партикулярном платье», «в лице этакое рассуждение».

Константиновский А.И. 1951 г Коровин Ю. Д.

Сама поза Хлестакова, нарисованного Коровиным Ю. Д., , подчёркивает беспечность этого молодого человека, а выражение лица - его простодушие, внутреннюю пустоту.

Более позднее произведение Константиновского А.И. - красочный, выразительный портрет Хлестакова. Здесь мы не видим героя во весь рост, но тоже можем понять, что это недалёкий, наиглупейший человек. К провинции он полон презрения, а потому важничает. Перед нами   Хлестаков, способный смошенничать и словчить.

   

С. Грибков. Обед Хлестакова. 1868г.

На картине Грибкова Хлестаков сидит за столом в пол-оборота. Он высказывает слуге возмущение обедом, который ему принесли.

   

  Итак, недурная наружность, «наблюдательность» (в тарелки заглянул), известие, что чиновник из Петербурга, денег ни за проживание, ни за обеды не платит, — все это позволило Бобчинскому и Добчинскому принять Хлестакова за ревизора, тем более что они и так были сильно напуганы». Завязывается миражная интрига.

Какие сцены с участием Хлестакова привлекли особое внимание художников? Прежде всего, конечно, эпизод первой встречи с городничим.

Вспомним, какие события происходят в этот момент и как ведёт себя Хлестаков.

Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать – бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам городничий.

Хлестакова мы видим трусливым и нахальным, он не слушает речей городничего, не видит его явной робости, неуверенности. Авторские ремарки показывают, как он смешно выглядит: «храбрясь», стучит кулаком по столу. Нелепые восклицания, вылетающие из его уст: «Я прямо к министру!.. Что вы! Что вы!..», выдают его страх и одновременно заносчивость, которая служит ему в минуту опасности средством самозащиты. У Хлестакова в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. У  него что на уме, то и на языке. 

 

Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив же деньги, чувствует себя в безопасности, потому сразу важничает, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с полным простодушием.

Почему же Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?      Будь Хлестаков немного поумнее, странность поведения городничего сбила бы его с толку. Ведь городничий дрожит, признается во взятках, в самоуправстве (высек унтер-офицерскую вдову), говорит о каких-то злодеях, готовых покуситься на его жизнь.

Приезд городничего в гостиницу.

Художник Д. Кардовский. 1933 г.

Перед нами репродукция художника Д. Кардовского.

Мы почти не видим выражения лица Хлестакова, но сразу догадываемся, что он очень напуган. Он не в силах побороть в себе страх! Хлестаков – трус. Он боится наказания. Оба героя ведут себя естественно в соответствии со своим истинным положением, хотя каждое слово друг друга собеседники воспринимают в искажённом смысле.

Страх! Вот что объединяет Хлестакова с городничим и другими уездными чиновниками, и их общий страх становится основой всего драматургического действия в "Ревизоре". Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александрович в таком же страхе перед уездным градоначальником. Надо понять глубину мысли Гоголя о странном внутреннем сходстве людей, рожденном неестественным чувством, чтобы оценить сатирический гротеск писателя, с комическими подробностями воссоздающего, в сущности, нелепую, анекдотическую историю.  

Константиновский А.И. 1954г.

Хлестаков на рисунке Константиновского А.И. выглядит смешно. Испуганные глаза свидетельствует о том, что он очень напуган визитом городничего.

В легких изящных рисунках сохраняется пародийность и непринужденность гоголевской манеры. Художники хорошо чувствовали эту особенность гоголевского юмора.

Рудаков К.И.1946г.

У Рудакова К.И. Хлестаков изображён в момент, когда он быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному: « Я не виноват… Я, право заплачу…» Здесь мы не видим его выражения лица, но догадываемся, что он о чём-то просит.

Интересна иллюстрация Константиновского А. И.

Константиновский А.И. 1951 г.

       «Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков, за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу».

 Сцена хвастовства Хлестакова – следующий этап раскрытия образа Хлестакова. Он из «елистратишки» вырастает в министра, управляющего департаментом.

Гоголь именно так характеризовал Хлестакова: «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор».

Читаем советы Гоголя: «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит... Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизни — почти род вдохновения».

В этой сцене раскрывается всё то, что таилось в душонке этого

« пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования. Всё, что он говорит, подчёркивает скудость его воображения.

      Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные.      «В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению. Он за один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт - Дьявол» и «Женитьба Фигаро».

Он получает      «суп в кастрюльке прямо из Парижа», а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер!

Комизм этой сцены заключается в том, что чем дальше Хлестаков от истины, тем вдохновеннее и убедительнее для чиновников звучат его слова. Вместе с возвышением его положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет панический страх чиновников и восторг перед ним, радость и обожание. Ремарки в пьесе передают переживания чиновников. «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев»; «Городничий и прочие трясутся от страха», городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.

      Это высшая точка сцены вранья. Цель городничего достигнута: гость раскрылся — он важная государственная персона. И теперь дело идет о судьбе городничего.

       Гоголь смеется не столько над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека: «Вот это, Петр Иваныч, человек-то. Вот оно, что значит человек», — восклицает Бобчинский.

Г. А. Гуковский пишет: «И все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством, готовы в носе, бакенбардах, пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды или фитюльку «персоной».

Константиновский А.И.«Ревизор». Хлестаков рассказывает. 1951г.

На этой иллюстрации Хлестаков показан в минуту вдохновения, в сцене хвастовства.

Таким образом, Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. Внутренний мотив основного действия в "Ревизоре", "оправдывающий" все внешне неправдоподобные сюжетные эпизоды - безудержное стремление городничего и Хлестакова стать выше чином. Разница лишь в формах поведения. И также только внешне отличаются их конкретные идеалы и различна читательская реакция на них. Генеральское будущее городничего просто устрашает, «государственная» деятельность Хлестакова вызывает лишь улыбку. Но Гоголь предупреждает: различия эти несущественны, нельзя заблуждаться насчет комической хлестаковщины - она вовсе не безобидна. Недаром городничий с восторгом слушает речи Ивана Александровича - в них он видит собственную реализованную мечту.

И это единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает понятной маловероятную ситуацию, когда молодого пустомелю принимают за государственного сановника.

            

Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником.

Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам на «приеме» у Хлестакова, но каждый из них дает взятку по-своему. Нет похожих работ художников. Каждая из них индивидуальна.

Константиновский А.И. 1951 г.

Хлестаков проснулся. Беспечность, растущая развязанность во всей его натуре.

Константиновский А.И. 1951 г.

Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей Хлестаков уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель».

Савицкий К.А.

    Возрастает развязность Хлестакова в сцене «приема» чиновников и других городских жителей. Видимо, Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. В сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя. Гоголь показывает нам процесс превращения человека во взяточника.    

Савицкий К.А. 1900г.

      Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке.

Есть и другой художественный мотив: сюжетная гротескность должна передать нелепость общественного правопорядка, когда владение большим чином достигается не по разумному человеческому закону, не по истинной духовной ценности личности, а, в сущности, по случайной прихоти судьбы.

Гоголь комедийно заостряет эту мысль. Хлестаков быстро входит в роль, искусно и даже с блеском представляет грозного вельможу. Этот игровой, гротескный момент очень содержателен: здесь - прозрачный намек на случайность, полную необоснованность, психологическую, интеллектуальную, появления значительных лиц.

Савицкий К.А. дает нам почувствовать этот гротеск, несуразность, нелепость правопорядка, комичность изображаемого.

Вспоминается эпиграф пьесы: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива».     Эпиграф дан Гоголем позже, в 1842 году, после пережитых им страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него,

не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

      

Чернышевский писал: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде... первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». Но вот уже 150 лет комедия живет на сценах театров. Что дает она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаем, как было? Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестакова и других героев комедии?

Противоречие между сущим и должным и зафиксировано в "Ревизоре". Разве не странно, что в "сборном городе" вместе с Сквозник-Дмухановским истинными хозяевами чувствуют себя такие монстры, как судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и смотритель училищ Хлопов? Нелепо и безумно их существование в этой роли, как жестоко-нелепа организация жизни, созданная такими "отцами города". Их власть реальна, но, с точки зрения Гоголя, и призрачна.

Гротеск в "Ревизоре" прекрасно выражает идею "призрачности", но он реалистичен. Своеобразие его в том, что его главный, комический элемент постоянно "соседствует" с пафосом трагического. Читая пьесу, мы все время представляем, что вполне реален настоящий ревизор без хвастовства, но зато с мрачной суровостью, еще более устрашающей. И вовсе не пустым прожектерством кажутся иногда мечтания Антона Антоновича о генеральстве с естественной придачей в виде одного из "первых домов в столице" и с единственной возможной формой использования этого генеральства: безграничной, тяжкой властью над слабыми мира сего.

Рудаков Коровин Ю. Д.

В окно высовываются руки с просьбами. 

Хлестаков. Да кто там еще? (Подходит к окну.) Не хочу, не хочу! Не нужно, не нужно! (Отходя.) Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип! 

Осип (кричит в окно). Пошли, пошли! Не время, завтра приходите! 

Рудаков К.

Рудаков К.

      

О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнали из четвертого действия?

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им».    Хлестаков готов и смошенничать, и словчить, словом, не пропустит того, что плывет в руки, как и городничий. Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай».

.

Константиновский А.И. 1951 г.

        «Срывать цветы удовольствия» — вот цель его существования. А самое большое удовольствие — иметь власть и деньги, жить на широкую ногу.

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует Хлестаков? Во всяком случае, смущения мы не видим.

      Каковы теперь жизненные цели и мечты городничего? «Родство» с Хлестаковым открывает, по его мнению, невероятные возможности: «зашибить» генеральский чин, получить «кавалерию», жить в Петербурге.

      В какой трепет и унижение поверг его ужас перед властью «генерала» Хлестакова. А теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих!

      Такой же восторг души испытывал и Хлестаков, воображая себя начальником департамента: «И точно, бывало, прохожу через департамент — просто землетрясение — все дрожит, трясется как лист».

На этом презрении к низшим и угодничестве перед высшими чинами держалась бюрократическая машина России. Эта узаконенная государством система создала, сформировала психологию чиновника. Как же искажено было представление о подлинном достоинстве человека, если чин значил все!

  Автор «заставляет» своего героя Хлестакова покинуть сцену в IV действии. Но мы достаточно узнали Хлестакова, чтобы сделать о нем окончательный вывод.   Последняя реплика Хлестакова: «Прощайте, Антон Антонович! Очень обязан за ваше гостеприимство. Я признаюсь от всего сердца, мне нигде не было такого хорошего приема». Нет и тени от прежнего хвастливого вертопраха, слова звучат искренне и жалобно.

В одной из статей о «Ревизоре» есть такое замечание: «Если завязка всех сразу привела в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». Пьеса заканчивается знаменитой немой сценой.

Весть о приезде «по именному повелению из Петербурга» чиновника сваливается на головы всех еще более неожиданно, нежели письмо Хлестакова к Тряпичкину.

Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Н.В.Гоголя. В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. И если говорить о средствах создания этого образа, то можно увидеть органическое целое словесно-выразительных и художественно-графических средств.

Главное достоинство иллюстраций в том, что они пронизаны пытливой мыслью художника, стремящегося обнажить самую суть литературного произведения, художника, видящего свою цель не в изложении общеизвестных истин, а в поиске новых путей претворения образов литературы средствами изобразительного искусства.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности в изобразительное воплощение героев Гоголя, накладывала на них печать своего понимания.

Полезные ресурсы.

  1. Н.В.Гоголь в изобразительном искусстве. 2009г. Ивановская областная научная библиотека.

  2. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями.

  3. Гоголь.лит-инфо

  4. Википедия.org

  5. Виноградов В.В. "Гоголь и натуральная школа"

  6. Словари. Яндекс.

  7. Ческис М. Прошлись Гоголем

  8. Электронная публичная библиотека

Другие документы

  1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1801 – 1855 гг.

    Учебное пособие
    Учебное пособие создано на основе лекционного курса, который читается студентам филологического факультета специальности «русский язык и литература». 1801-1855 годы представлены в нем как звено литературного процесса, тот этап развития
  2. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  3. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  4. Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. Внем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса. Содержание

    Документ
    Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.
  5. 1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

    Документ
    Комедия «Горе от ума» строится на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Образно говоря, в произведении мы наблюдаем два «лагеря», правда силы в них слишком неравны.
  6. Ф. М. Достоевский «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,- писал Н. Г. Чернышевский в книге «Очерки гоголевского периода русской литературы». «Гоголь долж

    Документ
    «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,— писал Н. Г. Чернышевский в книге «Очерки гоголевского периода русской литературы».
  7. Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Салехарда Кашаевой Валентины Владимировны

    Документ
    Новая личностная парадигма образования ориентирует на то, чтобы развивать чувства ученика, формировать у него высокий уровень культуры, предоставить возможность индивидуальной образовательной траектории.
  8. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по русской литературе, 5-11 классы зариповой Флюры Камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.

Другие похожие документы..