Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента

На правах рукописи

Ткалич Светлана Константиновна

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

Специальность 13.00.02 - Теория и методика

обучения и воспитания (изобразительное искусство)

Специальность 13.00.08 – теория, методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва 2012

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ветрова Ирэна Борисовна

доктор педагогических наук, профессор

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор

Горбунова Галина Александрова

Ведущая организация: Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург)

Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 13-00 на заседании диссертационного Совета Д.13.00.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

Автореферат разослан 25 марта 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Р. Геворгян

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. Стратегическая инициатива «Новое образовательное измерение» обозначила перспективу развития высшей школы во имя будущих поколений, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации, опираясь на её великое историческое и культурное наследие1. Фундаментальные исследования вузовской науки должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентного поиска, анализа, освоения и обновления информации. Стратегия модернизации социально-экономического пространства, вступление России в ВТО, организация ЕвразЭС ставят перед теоретической и прикладной наукой задачу активизации внутренних несырьевых ресурсов, определяющих особенность конкурентного преимущества интеллектуальных, проектно-конструктивных, художественно-творческих достижений, аккумулированных в регионах Российской Федерации.

Региональный аспект модернизации содержания образования открывает новую страницу в педагогической науке и практике, является одним из основополагающих в концепции развития многонациональной страны. Региональные университеты рассматриваются центрами научной, информационной, экспериментальной деятельности, ориентированной на модернизацию образовательного и культурного пространства; сохранение социокультурного генома в каждом регионе. Поиск новых форм диалога этничности, как специфической характеристики наследия многонациональной страны, и профессионального образования, являющегося инструментом социализации личности, является важной исследовательской задачей педагогической науки2.

Проведённый анализ позволил сделать вывод о слабо разработанном научном направлении, раскрывающем разнообразие художественно-образных графических достижений, являющихся особенностью развития культурных ландшафтов многонациональной России. Выявлена слабо отрефлектированная в методиках преподавания этнохудожественная идентификация изобразительного искусства, аккумулированного в территориальных массивах культурного наследия. Многие технико-изобразительные способы передачи информации, зафиксированные с помощью рисунков, фотографий в историко-культурных, этнографических исследованиях, служебных записках и описаниях (XVII-XX вв.) являются ценнейшим достоянием российской многонациональной культуры. Сегодня они не адаптированы к педагогической практике в области изобразительного искусства, не вошли в проектную культуру дизайн-образования. Вследствие однолинейного подхода к освоению этнохудожественного наследия уникальные достижения графической культуры не стали объектом внимания на занятиях по предметам «Изобразительное искусство», «Рисунок», «Композиция», «Основы проектной графики». У будущих педагогов по изобразительному искусству, дизайнеров, руководителей художественных студий, сценографов и театральных художников по костюму, постановщиков зрелищных представлений, художников-анимационного кино, дизайнеров книжной графики, фестивального плаката, консультантов по разработке внутренних туристических маршрутов в регионах отмечено поверхностное представление об эволюции изобразительного искусства, представленного разнообразием графических достижений в структуре этнохудожественного наследия России.

Анализ показал, что региональный вектор профессиональной подготовки студентов творческих специальностей в вузах культуры, современного искусства, дизайна формулируется в аморфной конфигурации, не обеспечен системным алгоритмом анализа и систематизации этнохудожественного разнообразия наследия, не конкретизированы методики подготовки педагогов и студентов творческих кафедр на фактологическом материале наследия. Не рассматриваются истоки изобразительного искусства, концентрирующие графические достижения коренных жителей российских территорий в дописьменный период. В квалификационных модулях профессиональной подготовки творческих кадров (бакалавров, магистров) не учитывается роль графической межпоколенной коммуникации, являющейся индикатором самосохранения этнических культур в регионах. Образовательный пробел отражается на однообразии сюжетных композиций, художественно-графических достоинствах эскизов, предназначенных для анимационного кино, сценографии театрального и эстрадного искусства, сценического костюма, проектирования средового пространства со стилевым единством.

Обобщение результатов проведённого комплексного анализа позволило сделать вывод, что спроектированная на государственном уровне стратегия информационно-технологического прорыва, в идеале предполагающая сбалансированность технологических и гуманитарных (художественных, эстетических, экологических, этических) знаний о внутренних нематериальных ресурсах регионов, сегодня не имеет полноценной стартовой платформы, так как не обеспечена достоверным информационно-образовательным ресурсом о разнообразии графического компонента в структуре этнохудожественного наследия.

Выявлена крупная научная проблема межотраслевой несогласованности между: государственной стратегией регионального вектора модернизации содержания образования; государственным заказом на подготовку компетентных кадров в области культуры и образования; регионально-ориентированным вектором вузовской науки; методиками квалификационной/профильной подготовки компетентных творческих кадров в вузах культуры, современного искусства, дизайна к профессиональной самореализации в регионах РФ. Механизмом разрешения проблемы на уровне регионального вектора педагогической науки и практики определена универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента с графической доминантой.

Универсальность модели обеспечивается способностью адаптации национально-культурного компонента к программам обучения студентов творческих специальностей в колледжах, вузах (бакалавр, магистр), на факультетах дополнительного образования, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов творческих сфер деятельности. Понятие «этнохудожественное разнообразие наследия» включает в себя вариативность достижений локальных традиционных школ в виде технических приёмов декорирования предметов; графических символов современной культуры региона, олицетворяющих жизнеспособность традиции в художественном творчестве XXI века, развитии регионального дизайна. Национально-культурный компонент с графической доминантой определяет вектором модернизации профессиональной подготовки творческих кадров оптимальную систему методов анализа и систематизации графического наследия в российских регионах. Графическая константа (термин дисс.) аккумулирует все способы передачи сообщений/информации, графические достижения коренных жителей территории во временном пространстве первобытной, традиционной, современной культуры.

Проблема исследования представлена поиском оптимального взаимодействия между современными требованиями профессиональной подготовки творческих кадров и внедрением национально-культурного компонента с графической доминантой, воздействующего на модернизацию преподавания изобразительного искусства в вузах культуры, современного искусства, дизайна.

Целью исследования являются конструирование универсальной модели, обеспечивающей модернизацию профессиональной подготовки творческих кадров на основе концептуальной целостности содержания, организационных форм обучения и методов анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия и проверка эффективности инновационной модели в опытно-экспериментальной работе.

Объектом исследования выдвигается профессиональная подготовка педагогических и творческих кадров, востребованных стратегией регионального вектора модернизации содержания профессиональной подготовки кадров.

Предметом исследования определена система оптимальных методов в структуре сконструированной универсальной модели, обеспечивающая достижение дефицитных знаний о графической константе и формирование квалификационной компетенции на основе навыка анализа и систематизации изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что универсальная модель с преобразующим национально-культурным компонентом является преобразующим психолого-воспитательным механизмом и обеспечит модернизацию профессиональной подготовки творческих кадров в вузах культуры, современного искусства, дизайна. Синергетическое воздействие на формирование нравственных, этических, социально-ценностных качеств выпускника творческой кафедры с помощью анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия оптимально при условии: внедрения в учебный процесс оптимального комплекса методов анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия; трансформации индивидуально-личностной мотивации студента к овладению оптимальным комплексом методов анализа и систематизации графического наследия в устойчивую профессиональную потребность в целенаправленном сохранении коммуникативного потенциала наследия в виде элементов знаковой символики и техник изображения на этапах проектной, композиционной, живописно-графической деятельности. Предполагается, что в педагогической практике формирование компетентных специалистов, востребованных в регионах России, может быть реализовано при условии:

  • включения национально-культурного компонента с графической доминантой в учебный процесс;

  • разработки дидактического модуля учебно-исследовательской деятельности студентов (бакалавров, магистров);

  • разработки практических заданий синхронно с методами анализа и систематизации артефактов этнохудожественного наследия;

  • учёта жанровой профильной подготовки студентов творческих кафедр и многообразия интерпретаций графической константы в творческих проектах.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

  1. провести комплексный анализ, позволяющий выявить и обосновать факторы, определяющие: особенности российской школы профессиональной подготовки творческих кадров на современном этапе развития многонациональной России; подходы к реализации регионального вектора модернизации содержания образования, заявленного на уровне государственной стратегии;

  2. выделить графическую константу в структуре этнохудожественного разнообразия наследия; обосновать ролевую функцию графической константы, воссоздающей межпоколенную преемственность в процессе освоения дефицитных знаний о коммуникативном и технико-изобразительном потенциале графической культуры коренных жителей российских территорий;

  3. конкретизировать особенность взаимодействия и взаимозависимости четырёх составляющих педагогического процесса, совокупно обеспечивающих динамику развития регионального вектора вузовской науки;

  4. разработать теоретико-методологические основы универсальной модели и оптимальный комплекс методов анализа и систематизации изобразительного искусства, аккумулированного в массивах наследия многонациональной России;

  5. разработать этапы опытно-экспериментальной работы для подтверждения универсальности и результативности методики освоения национально-культурного компонента с графической доминантой, учитывая жанровое разнообразие профильной подготовки;

  1. Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «9» ноября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г.
  2. Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, 7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  5. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 127051, г.
  6. Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
  7. Программа семинара тема : «Повышение профессиональной компетентности школьного библиотекаря в условиях перехода на 12 летнее обучение» цель

    Программа
    Переходя на 12-летнее образование государство ставит целью педагогического образования содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления
  8. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  9. Система профессиональной подготовки специалистов этнокультурной деятельности 13. 00. 05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 ноября 2007 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.019.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу:

Другие похожие документы..