Рабочая программа по биологии 1

Поурочное планирование 11 класс.

Уровень А

Уровень Б

Тема урока

Вид урока

Д/з

Тема урока

Вид урока

Д/з

1.

История представлений о развитии жизни на Земле.

Лекция, презентация.

стр. 142; сообщение о К.Линнее, §41

1.

История представлений о развитии жизни на Земле.

Лекция, презентация

§ 1.1.1; сообщение о К.Линнее

2.

Система органического мира Карла Линнея.

лекция с элементами беседы

§ 1.1.2.; сообщение о Ж. Б. Ламарке

3.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

самостоятельная работа с текстом учебника; беседа

§ 1.1.3

2.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

лекция с элементами беседы, презентация.

§ 42; заполнить таблицу

4.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

лекция с элементами беседы, презентация

§ 1.2.; заполнить таблицу

5.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение об искусственном отборе.

лекция с элементами беседы

§1.3; сообщение о Ч.Дарвине

6.

Изучение результатов искусственного отбора.

заслушивание сообщений

§ 1.3.1.

3.

Доказательства эволюции.

Лекция, презентация.

§ 43

7.

Доказательства эволюции.

Лекция, презентация

записи в тетрадях

8.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

лекция с элементами беседы

§ 1.3.2.;

9.

Борьба за существование и естественный отбор.

самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

4.

Вид - эволюционная единица, его критерии и структура.

Лекция, презентация.

§ 44; записи в тетрадях

10.

Вид - эволюционная единица, его критерии и структура.

Лекция, презентация

§ 1.4.1; записи в тетрадях

11.

«Изучение морфологического критерия вида».

лабораторная работа №1

12.

Научное, теоретическое значение принципа естественного отбора.

обобщающая беседа о трудах Ч.Дарвина

стр. 372-375 записи в тетрадях

5.

«Изучение изменчивости»,( на примере гербарных образцов)

лабораторная работа №1

записи в тетрадях

13.

«Изучение изменчивости»,( на примере гербарных образцов).

лабораторная работа №2

записи в тетрадях

14.

Эволюционная роль мутаций.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях,§ 1.4.2.

15.

Генетические процессы в популяциях.

лекция с элементами беседы

сообщение о И.И.Шмальгаузене

6.

Формы естественного отбора.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

§ 46

16.

Формы естественного отбора.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

§ 1.4.5.

17.

«Приспособленность организмов к среде обитания, как результат действия естественного отбора».

лабораторная работа №3

оформить лабораторную работу

18.

Забота о потомстве. Относительный характер приспособленности.

заслушивание сообщений; беседа

§1.4.6. записи в тетрадях

7.

Дрейф генов – фактор эволюции.

Лекция, презентация.

§ 48

19.

Дрейф генов – фактор эволюции.

Лекция, презентация

записи в тетрадях

20.

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

§1.4.7, записи в тетрадях

21.

Обобщающий урок«Микроэволюция»

Тестирование

8.

Изоляция – эволюционный фактор.

самостоятельная работа с текстом учебника

§ 49

22.

Изоляция – эволюционный фактор.

самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

23.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

беседа; самостоятельная работа с текстом учебника

§2.0, записи в тетрадях

24.

Главные направления эволюционного процесса. Арогенез.

беседа; работа с таблицами и схемами

§ 2.1.

§ 2.1.1

9.

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

Лекция, презентация.

§ 50

25.

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

Лекция, презентация

26.

Аллогенез и прогрессивное приспособление к определённым условиям существования.

беседа; работа с учебником

§ 2.1.2

27.

Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов.

беседа; работа с учебником

§ 2.1.3.

10

Основные закономерности биологической эволюции.

Лекция, презентация.

§ 52

28.

Основные закономерности биологической эволюции.

Лекция, презентация

§2.2

29.

Правила эволюции.

лекция с элементами беседы

§ 2.2.2

30.

Результаты эволюции.

презентация

Записи в тетрадях.

11

Обобщающий урок «Учение об эволюции органического мира»

Тестирование

Повторить с § 41 по § 52

31.

Обобщающий урок «Учение об эволюции органического мира»

Тестирование

подготовиться к семинару

32.

Обобщающий урок Учение об эволюции органического мира.

семинар

подготовиться к тестированию

33.

Обобщение по теме «Эволюционное учение»

тестирование

12

Развитие представлений о возникновение жизни на Земле

беседа; работа с учебником

§ 53

34.

Развитие представлений о возникновение жизни на Земле.

беседа; работа с учебником

35.

Теория А.И.Опарина.

беседа; работа с учебником

записи в тетрадях

36.

Жизнь в водной среде.

беседа; просмотр видеофильма

записи в тетрадях

13

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.

беседа; презентация; просмотр видеофильма

§ 55; §56, сообщение о климате Земли в Pz и Mz

37.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.

беседа; презентация просмотр видеофильма

§ 3.1, §3.2; сообщение о климате Земли в Pz и Mz

38.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры.

беседа; заслушивание сообщений; просмотр видеофильма

§ 14.2 стр. сообщение о климате Земли в Kz.450; § 24.3;

39.

Ароморфозы и идиоадаптации в животном мире.

беседа; работа с таблицами и текстом учебника

заполнить таблицу

14.

Развитие жизни на Земле в палеозое и мезозое.

беседа; презентация; просмотр видеофильма

§ 57, § 58

40.

Развитие жизни на Земле в палеозое и мезозое.

беседа; презентация; просмотр видеофильма

§ 3.3, § 3.4

41.

Развитие жизни в мезозойской эре.

беседа; работа с текстом учебника

§ 3.3

42.

Основные направления развития органического мира на Земле.

беседа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

15

Развитие жизни на Земле в кайнозое.

Презентация.

§ 59

43.

Развитие жизни на Земле в кайнозое.

Презентация.

§ 3.4

44.

Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле»

Тестирование

Повторить главу 3

45.

Ж.Б.Ламарк и Ч.Дарвин о происхождении человека.

беседа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

16

Положение человека в системе животного мира.

Беседа, презентация.

§ 62

46.

Положение человека в системе животного мира.

Беседа, презентация

§ 4.0; § 4.1,

47.

Эволюция приматов.

беседа; работа с таблицами

§ 4.2; сообщение о древнейших людях

48.

Движущие силы антропогенеза.

беседа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

17

Стадии эволюции человека: древнейшие и древние люди

беседа; просмотр видеофильма.

§ 63; сообщение о древних людях

49.

Стадии эволюции человека: древнейшие и древние люди.

беседа; просмотр видеофильма

§ 4.3; сообщение о древних людях

50.

Древние люди.

беседа; заслушивание сообщений; просмотр видеофильма

§ 4.3

51.

Роль труда в происхождении человека.

беседа; работа с текстом учебника

стр. 473-474; записи в тетрадях

18

Первые современные люди.

беседа; просмотр видеофильма.

§ 64; §65

52.

Первые современные люди.

беседа; просмотр видеофильма

стр. 473; записи в тетрадях

53.

Современный этап эволюции человека.

беседа; работа с текстом учебника

§ 4.4; записи в тетрадях

54.

Равноценность и генетическое единство человеческих рас.

дискуссия

подготовиться к семинару

19

Обобщающий урок Происхождение человека.

семинар

подготовиться к тестированию

55.

Обобщающий урок Происхождение человека.

семинар

подготовиться к тестированию

.

56.

Обобщающий урок «Развитие органического мира».

тестирование

подготовиться к семинару

57.

Обобщающий урок «Эволюционное учение. Развитие органического мира».

Контрольная работа

Повторить главы 1,2,3

20

Предмет экологии. Экологические факторы среды.

Лекция, презентация.

§ 67

58.

Предмет экологии. Экологические факторы среды.

Лекция, презентация

записи в тетрадях

59.

Абиотические факторы среды.

беседа; работа с таблицами

§ 6.3.2.

60.

Биотические факторы среды.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.3.4

21

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

лабораторная работа №2

§ 70

61.

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

лабораторная работа №4

§ 6.3.4.

62.

Интенсивность действия факторов среды.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.3.2

63.

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

рассказ учителя

§ 6.3.3.

22

Биогеография. Основные биомы суши.

беседа; работа с текстом учебника

Записи в тетрадях

64.

Биогеография. Основные биомы суши.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.2

65.

Неарктическая область. Палеарктическая область. Восточная область.

беседа; работа со схемами и текстом учебника

§6.2.1, §6.2.2, §6.2.3

66.

Неотропическая область. Эфиопская область. Австралийская область.

заполнение таблицы; беседа

§6.2.4, §6.2.5, §6.2.6.

23

Обобщающий урок «Жизнь в сообществах»

Тестирование

Повторить с § 67 по § 77

67.

Обобщающий урок «Жизнь в сообществах»

Тестирование

68.

Биогеоценозы.

беседа; рассказ учителя

69.

Биоценозы.

беседа

24

Смена биоценозов.

беседа; работа с текстом учебника

§ 72

70.

Смена биоценозов.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.3.5.

71.

«Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов».

лабораторная работа

72.

Внутривидовые и межвидовые взаимодействия организмов.

самостоятельная работа с анализом схемы на рисунке 17.12.

стр. 537-542

25

Взаимоотношения между организмами.

Лекция, презентация.

§ 68

73.

Взаимоотношения между организмами. Симбиоз.

Лекция, презентация.

§ 6.4

74.

Позитивные отношения. Кооперация. Мутуализм. Комменсализм.

работа с текстом учебника; схемами; таблицами; беседа

§ 6.4.1

75.

Антибиотические отношения. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.4.2

26

Нейтрализм.

Работа с текстом учебника.

Записи в тетрадях.

76.

Нейтрализм.

Работа с текстом учебника.

§ 6.4.3; записи в тетрадях

77.

Паразитические отношения у растений.

беседа; работа с текстом учебника

§ 6.4.2.

78.

Обобщающий урок «Взаимоотношения между организмами»

семинар

записи в тетрадях

27

Обобщающий урок «Взаимоотношения между организмами»

тестирование

подготовиться к итоговому тестированию

79.

Обобщающий урок «Взаимоотношения между организмами»

тестирование

80.

Обобщающий урок «Биосфера. Основы экологии».

семинар

подготовиться к итоговому тестированию

81.

Обобщающий урок «Биосфера. Основы экологии».

тестирование

28

Агроценозы.

беседа; работа с текстом учебника

§ 73

82.

Агроценозы.

беседа; работа с текстом учебника

записи в тетрадях

83.

Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества.

беседа; работа с дополнительной литературой

§ 7.1

84.

Последствия хозяйственной деятельности человека.

беседа; работа с текстом учебника

§ 7.3

29

Природные ресурсы и их использование.

работа с текстом учебника; беседа; заполнение таблицы

записи в тетрадях

85.

Природные ресурсы и их использование.

работа с текстом учебника; беседа; заполнение таблицы

§ 7.2.1

86.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

самостоятельная работа с текстом учебника; беседа

§ 7.3

87.

Загрязнение воздушной среды.

беседа; работа с дополнительной литературой

§ 7.3.1

30

Влияние человека на растительный и животный мир планеты.

беседа; просмотр видеофильма самостоятельная работа с текстом учебника

записи в тетрадях

88.

Влияние человека на растительный и животный мир планеты.

беседа; просмотр видеофильма; самостоятельная работа с текстом учебника

§ 7.3.5; сообщении о заповедниках и заказниках

89.

Радиоактивное загрязнение планеты.

дискуссия; работа с дополнительной лит-рой.

§ 7.3.6

90.

Загрязнение пресных вод и Мирового океана.

беседа; работа с дополнительной литературой

§ 7.3.2;

§ 7.3.3

31

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Лабораторная работа№3«Решение экологических задач»

Решить задачи

91.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Лабораторная работа№5«Решение экологических задач»

§ 7.4 Решить задачи.

92.

Обобщающий урок «Основы экологии».

семинар

подготовиться к итоговому тестированию

93.

Обобщающий урок «Основы экологии».

тестирование

32

Появление и развитие бионики. Задачи бионики.

беседа; рассказ учителя

записи в тетрадях

94.

Появление и развитие бионики. Задачи бионики.

беседа; рассказ учителя

§8

.

95.

Проблемы бионики.

рассказ учителя; беседа

стр.604-605

96.

Нанотехнологии в биологии.

рассказ учителя; работа с дополнительной литературой

записи в тетрадях

33

«Устойчивое развитие человеческой цивилизации».

дискуссия

записи в тетрадях

97.

«Устойчивое развитие человеческой цивилизации».

дискуссия

стр. 609-613

98.

Роль биологии в будущем.

дискуссия

записи в тетрадях

99.

Роль и значение работ современных учёных.

семинар

подготовиться к итоговому тестированию

34

Итоговое тестирование

100-101-102.

Итоговое тестирование.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
      понимать:

  • основные положениябиологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов:клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов:размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

 знать:

 биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

• основные положениябиологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов:эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.

  • сущность биологических процессов и явлений:действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

•объяснять:роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости со­хранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязидвижущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемыпутей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлятьприспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследоватьбиологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравниватьбиологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и Микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оцениватьразличные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информациив различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,);

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук.

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира- носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2008.-352с.: ил.

  1. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /{Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.} под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 304 с.: ил. – ( Академический школьный учебник).- ISBN 978-5-09-019091-6.

3. «Биология. Общая биология». Профильный уровень. 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В,Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2008.-352с.: ил.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

4. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

  1. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Интернет-ресурсы:

/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  1. Рабочая программа по биологии. 11 класс Тематическое планирование по программе Пасечника В. В

    Рабочая программа
    Планирование составлено по программе автора В.В. Пасечника в соответствии с примерной рабочей программой, соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту, принятому в марте 2004 года и включает в себя минимум
  2. Рабочая программа по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
  3. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов
  4. Рабочая программа по биологии 8 класс на 2010 2011 учебный год. Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.
  5. Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
  6. Рабочая программа по биологии 6

    Рабочая программа
    Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе стандартов второго поколения по биологии. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится
  7. Рабочая программа по биологии. 2 ступень

    Рабочая программа
    В ней сохранены псе разделы и темы , изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня.
  8. Рабочая программа по биологии для 10 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень

    Рабочая программа
    Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов
  9. Рабочая программа по биологии к вступительным испытаниям

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004г).

Другие похожие документы..