Рабочая программа по литературе для 5 класса Петровой Марины Владимировны, учителя английского языка, высшей квалификационной категории

Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа ”Школа здоровья” №855

Утверждаю

Директор ГОУ СОШ №855

________ __ Н.В. Сергеева

“___”_______________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе для 5 класса

Петровой Марины Владимировны, учителя английского языка, высшей квалификационной категории.

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол №____ от ”___”_________2011г.

Председатель ШМО_________________(Гордеева Т.А.)

2011 год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,

  2. Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебного планом 1998 г.,

а также на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2010.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания об­разования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государ­ственных стандартов.

Также программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерыв­ного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).

Цель литературного образования в основной школе:

воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских пережи­ваний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искус­ства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писа­телях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литера­турных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для тек­стуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются много­планово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Если произведение не входит в «Обяза­тельный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с тек­стом (текстуальное изучение или обзорное).

Программа предусматривает и организацию самостоятель­ного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8 -го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произве­дения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объе­ма чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специаль­ные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учеб­ные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входя­щих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читатель­ского кругозора учащихся.

Структура программы.

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы:

1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы.

Этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстни­ках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.

Основные учебные цели:

1) формирование личностного отноше­ния к прочитанному;

2) осмысление литературы как словесного вида искус­ства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся дан­ной возрастной группы.

7-8-й классы - период формирования читательской культуры уча­щихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литера­туры и форм его отображения, воздействует на развитие личности, спо­собствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.

Основные учебные цели:

1) разви­тие умения интерпретировать художественный текст на основе личност­ного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

Основные учебные цели:

1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художе­ственной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубеж­ных писателей, что дает возможность показать место русской литерату­ры в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерно­сти развития литературного процесса. В учебные хрестоматии 5-8-го кл. введены «сквоз­ные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебных хрестоматий с 5-8 классы отражают содержательную доминан­ту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьни­ков определенного возраста:

5-й класс - «Шаг за горизонт»; б-ой класс - «Год после детства»; 7 –ой класс - «Путь к станции «Я»; 8-ой класс - «Дом без стен».

9-ый класс – «История твоей литературы»

В ходе изучения литературы выделяются ба­зовые теоретико-литературные понятия:

Класс

Базовые понятия

Структурообразующий принцип

5

6

7

8

9

жанр

роды и жанры

характер - герой

литературный герой­ образ - литературный процесс

эпоха - писатель­-произведение - чита­тeль

жанрово-тематический

тематический, жанрово-родовой

жанрово-родовой, тема­тический

проблемно-тематический

хронологический

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозна­чено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Ли­ния речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Об­разовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литерату­ры).

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих УМЕНИЙ:

- читать и понимать художественные произведения с учетом их спе­цифики; - выразительно читать изученные произведения, в том числе выучен­ные наизусть; - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое; - выявлять авторское отношение к изображенному;

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; - давать интерпретацию изученного произведения на основе личностн­ого восприятия; - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; - определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру; - выделять изобразительно-выразительные средства языка и опреде­лять их роль в художественном тексте; - работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации; - понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8-9-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой(9-й кл.); - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочине­ния разных жанров.

Требования к уровню обученнности учащихся 9 классов :

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

 давать характеристику героев;

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

  1. Программа конференции 1 ноября 10. 30 12. 30. Открытие конференции, Пленарное заседание

    Программа
    Ведущие: Роговцева Наталья Ивановна, советник генерального директора издательства «Просвещение», к.п.н., Заслуженный учитель РФ; Бойкина Марина Викторовна, старший методист Центра начального образования АППО, консультант Второй Санкт-Петербургской
  2. Программа конференции 1 ноября 10. 30 12. 30 Открытие конференции, Пленарное заседание

    Программа
    Заседание ведет исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии Людмила Маратовна Мардер, Народный учитель Российской Федерации.
  3. Щихся с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям

    Документ
    для формирования экспертных комиссий для проведения всесторонней экспертизы результатов практической деятельности за межаттестационный период педагогических работников,
  4. Программа XIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, посвященной 20-летию ти (ф) фгаоу впо «свфу» 5-7 апреля 2012 г. Нерюнгри 2012

    Программа
    Цель конференции: установление творческих контактов между студентами, аспирантами и молодыми учеными Российской Федерации для обмена научными идеями и результатами исследований, стимулирование интереса к научно-исследовательской деятельности,
  5. Инновационные образовательные программы и технологии, в частности информационные технологии 7

    Документ
    Устав МОУ «СОШ № 13» г.Новочебоксарска (четвертая редакция), утвержденный постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики № 420 от 10.
  6. Программа Тотьма 2010 Пояснительная записка к образовательной программе моу «Тотемская сош №2»

    Программа
    Образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Тотемская средняя общеобразовательная школа №2» создана в соответствии с нормативными документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»,
  7. Республиканская олимпиада по технологии

    Документ
    Республиканский этап Всероссийской выставки «Дети, техника, творчество», посвященной 80-летию движения по развитию детского технического творчества в УНПО
  8. Публичный доклад (252)

    Доклад
    МОУ «СОШ № 3» имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами и имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
  9. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности спо

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» ведется в Воронежской государственной технологической академии

Другие похожие документы..