Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Н.И. Сергеева

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов вуза всех специальностей и форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 37

Рецензент:

С.М. Илющенко, к.филос.н., доцент Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина.

Сергеева, Н.И.

Культурология: методические рекомендации по изучению дис-циплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 92 с.

Методические рекомендации по изучению дисциплины разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В данном издании даются рекомендации по изучению дисциплины, советы по планированию времени, отведенного на изучение дисциплины, советы по конспектированию лекций, первоисточников, написанию докладов, советы по подготовке к каждому семинарскому занятию, зачету.

Рекомендуется для студентов вуза, изучающих «Культурологию».

УДК 37

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

гуманитарных наук.

Протокол № 17 от 24.06. 2010 г.

© Сергеева Н.И., 2011


© БТИ АлтГТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»…………..........

2 СТРУКТУРА КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»……………...............

2.1 Содержание Государственного образовательного
стандарта по культурологии………………………………….…

2.2 Описание тематических блоков, их взаимосвязи;

взаимосвязь культурологии с другими дисциплинами………..

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…............

3.1 Советы по планированию и организации времени,

отведенного на изучение дисциплины «Культурология»…....

3.2. Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины (сценарий изучения дисциплины)……

3.3 Рекомендации по проработке учебного материала……….

3.3.1 Советы по конспектированию лекций…………..……

3.3.2 Общие рекомендации по подготовке к
семинарским (практическим) занятиям……………………

3.3.3 Тематические рекомендации к семинарским
(практическим) занятиям………………………………..…..

3.3.4 Рекомендации по подготовке доклада. Темы
докладов………………………………………………………

3.3.5 Рекомендации по подготовке и оформлению

реферата……………………………………………………....

3.3.6 Рекомендации по использованию материалов
учебно-методического комплекса ………………………….

3.3.7 Рекомендации по работе с литературой………………

3.3.8 Методические рекомендации по конспектированию самостоятельно изучаемых тем……………………………..

3.3.9 Разъяснения по поводу работы с тестовыми

заданиями……………………………………………………..

3.4 Рекомендации по подготовке к зачету…………………..…

4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..............

4.1 Основная литература………………………………………...

4.2 Дополнительная литература………………………………..

4.3 Учебные пособия и материалы, используемые в учебном процессе………………………………………………………..…

4.4 Периодические издания………………………………….….

4.5 Электронные ресурсы и издания…………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема оценки выступления докладчика………

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Тест «Проверьте собственные навыки

слушания»………………………………………………………….…..

4

6

6

6

11

11

13

14

14

18

22

51

58

65

67

68

73

74

76

76

79

82

83

86

89

90

1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность и специфическую функцию, как способ существования.

Дисциплина «Культурология» является составляющей социально-гуманитарного цикла в системе подготовки специалистов всех направлений. Ее изучение в техническом вузе является важным этапом процесса формирования личности студента. Вместе с тем, культурология, которая имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в культуре, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия. Культура программирует деятельность как на социальном, так и на индивидуальном уровне.

Изучение данной дисциплины способствует определению и развитию этических, эстетических и социальных приоритетов. Приобщение к ценностям мировой культуры расширяет кругозор студента; формирует умение ориентироваться в культурных явлениях, развивает мышление и художественный вкус, что становится одним из условий успешной адаптации в современной социокультурной ситуации. При этом знакомство с достижениями культуры прошлого и современности, осуществляемое в рамках курса, способствует гуманизации технического образования.

Таким образом, цель изучения дисциплины «Культурология»:

  • формирование понимания социокультурного смысла будущей профессиональной деятельности при освоении системного знания о культуре как целостности; осуществление осознанного выбора ценностей в мире современной культуры.

Задачи изучения дисциплины:

  • понимание закономерностей культурных изменений и влияния профессиональной деятельности на социум;

  • совершенствование навыков использования языков культуры, теоретических знаний по проблемам коммуникации;

  • формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

  • формирование моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха;

  • развитие интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины:

  • знать основные категории и понятия теории культуры, ее структуру и функции; наиболее значимые концепции культурологического знания; место и роль в культуре будущей профессиональной сферы деятельности;

  • иметь представление о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры; об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры; о месте национальной культуры в общемировой; о специфике культурологического анализа процессов и явлений;

  • уметь выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности; работать с гуманитарными текстами; формировать и обосновывать личную позицию.

В рамках курса предусмотрены различные формы контроля, в том числе, в виде письменных контрольных работ (рефератов) и тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. В процессе подготовки студенту следует ознакомиться с содержанием программы по культурологии, с темами семинарских (практических) занятий, темами докладов (рефератов) и списком рекомендуемой литера-туры.

2 СТРУКТУРА КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

2.1 Содержание Государственного образовательного

стандарта по культурологии

Изучение дисциплины «Культурология» осуществляется на ос-нове Государственного образовательного стандарта. Разработанная в нашем вузе программа курса учитывает специфику технического университета, в частности, интеграцию в учебном процессе гуманитарного, фундаментального и инженерного знания.

Обязательный минимум содержания

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

2.2. Описание тематических блоков, их взаимосвязи;

взаимосвязь культурологии с другими дисциплинами

Культурология – интегративное знание, оно взаимосвязано с разными дисциплинами: философией, историей Отечества, искусствоведением, социологией и т.д. В частности, история Отечества помогает исследовать культуру как исторически развивающуюся, философия открывает путь к пониманию сущности культуры.

В соответствии с требованиями Болонского процесса обучение курса «Культурология» построено по стандартам модульно-рейтинговой системы. Согласно программе курса, теоретический материал структурирован по трем модулям: 1) основные понятия, категории; 2) типология культуры; 3) онтология культуры(таблица 1).

Таблица 1 – Учебно-тематический план дисциплины

Наименование темы

Количество часов

лекции

семинары

1 Модуль 1. Культура в системе гуманитарного знания. Понятие «культура»

2

4 (2)*

2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

Морфология культуры. Культура и цивилизация

2

4 (2)

3 Динамика культуры. Культурные ценности и нормы

2

4 (2)

4 Язык и символы культуры. Межкультурная коммуникация

2

4 (2)

5 Модуль 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Концепции типологии культур

2

4 (2)

6 Массовая, элитарная, народная культура. Этническая и национальная культуры

2

2 (1)

7 Восточные и западные (исторические) типы культур. Серединные, специфические, локальные культуры. Особенности становления культуры России

2

10 (5)

8 Модуль 3. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Природа, общество, человек, личность. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

1

2 (1)

Всего:

17

34 (17)

* Количество часов (обозначенных цифрой в круглых скобках) для студентов специальностей: ЭУП (кроме специализации «Управление инновациями»), ИСТ, БТ, ТГВ

Первый модуль раскрывает фундаментальные характеристики основных культурологических категорий, знакомит с вопросами станов-ления культурологии как гуманитарной науки, ее структурой, анализирует глубинную, динамическую сущность культуры в ее целостности, особенности коммуникации, систематизирует отдельные культурные формы.

Второй модуль посвящен рассмотрению различных типов культур, что позволяет показать взаимосвязь разных культур Запада и Востока, исследовать общие тенденции развития культуры. Особое внимание уделяется процессу становления развития культуры России.

Третий модуль рассматривает онтологические аспекты культуры: культура и природа, культура и общество. В данном модуле ставится проблема взаимодействия, культурной универсализации разных культур в эпоху глобализации.

Каждый модуль курса нацелен на анализ понимания культуры как феномена, раскрывающего особенности деятельности людей, а также как способ жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

Таким образом, структура курса связана с последовательным изучением следующих тематических блоков, выделенных в три модуля.

  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»,
  2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике», 230201 «Информационные системы и технологии» Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике», 230201 «Информационные системы и технологии»
  3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (1)

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.
  4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе разрабо-таны в соответствии с требованиями Государственного образователь-ного стандарта высшего профессионального образования.
  5. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей дневной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Безопасность жизнедеятельности: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / А.
  6. Методические рекомендации и темы рефератов для студентов всех специальностей и форм обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Разгоняева, Е.В. Психология и педагогика: методические рекомендации и темы рефератов для студентов всех специальностей и форм обучения / Е.В. Разгоняева.
  7. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  8. Темы рефератов и методические рекомендации по их оформлению для студентов всех специальностей и форм обучения Бийск

    Реферат
    Социология: методические рекомендации и темы рефератов для студентов всех специальностей и форм обучения / Л.А. Ерёмина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийск: Изд-во Алт.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конфликтология Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью» (1)

    Учебно-методический комплекс
    5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.

Другие похожие документы..