Программа дисциплины технологии итогового контроля по русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 Русский язык и литература

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

___________Шумакова А.В.

«___»_____________2011 г.

ПРОГРАММА

дисциплины

ТЕХНОЛОГИИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

для специальности

050301.65 Русский язык и литература

«Разработано»

«Утверждено»

ст.преп. Глушкова Н.Г.

________________________

на заседании кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин

протокол №____ от «__»________ 2011 г.

Зав.кафедрой _____________

профессор Атарщикова Е.Н.

«Согласовано»

декан историко-филологического факультета

_____________ проф. Атарщикова Е.Н..

Ставрополь, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Технологии итогового контроля по русскому языку и литературе» как учебная дисциплина возникла для решения сугубо практических проблем, так как без нее немыслима рациональная, продуктивная и социально одобряе­мая педагогическая практика.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.

Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Дидактические единицы учебной дисциплины.

Диагностика ошибок, их классификация. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку.

Диагностика как сфера профессиональной деятельности педагога. Диагностические методы и методики. Моделирование в диагностической деятельности педагога. Контроль, оценки и эвалюация в образовании: развитие и современное состояние.

Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом. Классическая теория и методики конструирования тестов. Единый государственный экзамен, его компоненты, технология проведения, шкалирование и интерпретация результатов.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Учебный курс, посвященный вопросам истории, методам и приемам педагоги­ческого контроля, предназначен для студентов историко-филологического факультета, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература.

Учебная дисциплина призвана формировать высококвалифицированных специалистов в области филологии. Ее назначение состоит в том, чтобы обучающиеся могли овладеть знаниями методологического характера, которые послужат им своего рода ключом в решении задач как познавательного, так и непосредственно практическогохарактера.

Цель данной учебной дисциплины – формирование у студентов базовой системы научных знаний и умений в области итогового контроля по русскому языку и литературе; показать специфику контрольно-регулировочного компонента учебного процесса, его назначение в системе образования и основные принципы.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • изучить современную психолого – педагогическую литературу по данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и форм контроля и оценки знаний, умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе.

  • выявление особенностей различных методов, видов и форм организации контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

  • расширение представлений о роли контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы;

  • приобретение навыков постановки заданий для контроля знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе;

  • систематизация знаний по видам, методам и приемам контроля знаний, умений и навыков учащихся, используемых на уроках русского языка и литературы.

Для достижения поставленных целей мною были использованы научно – педагогические методы: тестирование, интервьюирование, изучение документации и результатов деятельности учащихся, анализ документации.

  • развитие диагностико-контролирующих качеств студентов, нового педагогического мышления, их педагогической культуры и готовности к инновационной педагогической деятельности;

  • закрепление в учебном процессе базовых итогового контроля;

  • обобщение и углубление общетеоретических знаний об итоговом контроле и его роли в профессиональной деятельности педагога;

  • познание проблемных положений диагностики;

  • расширение представлений о категориях, моделях, видах контроля;

  • овладение терминологическим аппаратом;

  • формирование мировоззренческой позиции, адекватной состоянию современного общества и интересам России;

  • приобретение дополнительных навыков, необходимых в практической деятельности учителя русского языка и литературы.

Конкретные задачи:

  • познакомить студентов с гуманитарно-целостной концепцией проектирования и осуществления контролирующей деятель­ности педагога;

  • дать представление об истории становления диагностиче­ской деятельности в образовании,

  • осветить стратегические вопросы контроля деятельности учителя;

  • усвоить этические и правовые ограничения, а также вопросы профессиональ­ного самоопределения и саморазвития педагога в диагно­стической деятельности.

  • распознавание, выявление, изучение про­блем профессионально-педагогической диагностики и определение способов их реше­ния;

  • показать основнойинструментарий для анализа полученных диагностических результатов;

  • обеспечить языковое развитие студентов;

  • раскры­ть современные критерии диагностической деятель­ности педагога;

  • познакомить студентов с отдельными методами диагности­ки в работе педагога

  • создать необходимые условия (предпосылки) обучения студентов диагностике и контролю;

  • выработать потребность и умение пользоваться методами и приемами диагностики;

  • способствовать умению студентов применять полученные знания на практике;

  • разрабатывать диагностические программы

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (система знаний и умений):

Учебная дисциплина «Технологии итогового контроля по русскому языку и литературе» дает знания, имеющие руководящее, методологическое значение как для практики познания., так и для внедрения знаний в практику.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • историю возникновения и развития диагностической деятельности учителя;

  • исходные научные идеи, структурные особенности, целевые установки, ведущие принципы и дидактические цели итогового контроля;

  • теоретические основы и перспективы развития диагностики;

  • положения теории педагогических измерений;

  • основные определения и по­нятия контроля;

  • инновационные средства аутентичного оценивания: портфолио («языковой портфель»); метод проектов; методы шкалирования данных тестирова­ния; тесто­вые технологии по введению ЕГЭ и с мониторингом качества школьного образования;

  • основные сведения по педагогическому контролю, ориентированные на современные оценочные средства;

  • нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе;

  • виды опроса;

  • тестирование и тесты;

  • принципы контроля;

  • виды контроля;

  • методы и приемы контроля;

  • формы контроля;

  • ЕГЭ

уметь:

  • использовать полученные знания в методологических целях – для решения теоретических и практических задач;

  • создавать диагностические программы;

  • применять полученные знания в познании проблем отраслевых филологических дисциплин и в процессе обучения;

  • грамотно пользоваться приемами диагностики и контроля;

  • диагностировать и прогнозировать возможные ошибки в письменной речи;

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны понимать:

  • процессы самопознания теории диагностики

  • закономерности генезиса (происхождения) диагностики;

  • закономерности развития и функционирования;

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Тематический план по дисциплине «Технологии итогового контроля по русскому языку и литературе» для специальности 050401.65 «Русский язык и литература» на 2010/2011 уч. год (по учебному плану 2008 - 2012 уч.г. – ИФ5Р)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

65

7

Аудиторные занятия

30

7

Лекций

18

7

Семинарские занятия

12

7

Самостоятельная работа

35

7

Вид итогового контроля

зачет

7

Раздел дисциплины

Лекции

Семин. занятия

Сам.

раб.

Итого по теме:

Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы). Обязательный минимум и примерная программа по русскому языку основного общего образования.

2

6

8

Формы организации учебной работы по русскому языку Знания, умения и навыки, их соотношение.

2

2

4

8

Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка.

2

4

6

Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе. Требования к уровню подготовки выпускников.

2

2

4

Нормы оценивания знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

2

2

4

8

Формы и методы контроля на уроках литературы.

2

4

6

Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы. Сочинение. Критерии оценки сочинения.

2

2

4

8

Изложение. Нормативные оценки содержательной стороны изложений.

2

2

4

8

Реферат как форма контроля.

2

2

4

Единый государственный экзамен как форма контроля качества образования

2

2

1

5

Итого

18

12

35

65

  1. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  4. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Программа дисциплины «Педагогика» 050301. 65 «Русский язык и литература» со специализацией «Практическая журналистика»

    Программа дисциплины
    Программа по предмету «Педагогика» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года.
  7. Программа дисциплины гсэ. Р. 03 Экономика сибирского региона 032900 (050301. 65) русский язык и литература

    Программа дисциплины
    Цель преподавание курса: формирование у студентов экономического мышления, выработка умений и навыков для ориентирования в различных экономических ситуациях.
  8. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  9. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современная социальная ситуация обусловила и подтвердила актуальность, роль, значение этнической культуры, рост уровня этнического самосознания каждого народа, осознания родной культуры, осмысления традиций, изучения инноваций этнонациональной культуре.

Другие похожие документы..