Программа дисциплины технологии итогового контроля по русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 Русский язык и литература

6.Материально-техническое обеспечение дисциплины (аудитории, технико-лингвистические средства, учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений, библиотеки, архивы, научные лаборатории).

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Перечислите наиболее значимые показатели качества школьного образования.

  2. Считаете ли вы, что мониторинг служит усилению воздействия централизованного управления на систему образования и ограничивает свободу учителя? Приведите аргументы за или против этого утверждения.

  3. Какие элементы системы мониторинга существуют в школах и какие следует создавать заново?

  4. Можно ли использовать оценки, полученные традиционным путем, в системах мониторинга качества образования? Аргументируйте свою точку зрения.

  5. Обсудите коллективно вопрос о том, чему современ­ному педагогу стоит поучиться на опыте предшествующих поколений, чтобы совершенствовать свою диагностическую деятельность. Для этого можно провести «круглый стол» педагогов различных эпох.

  6. Какие диагностические задачи специфичны для контент-анализа?

  7. Чем контент-анализ документов отличается от анализа творческих работ и продуктов деятельности учащихся?

  8. Чем различаются изучение опыта и диагностический эксперимент? В чем они схожи?

  9. Какие из видов эксперимента доступны учителю, а какие — студенту-практиканту?

  10. В чем преимущества и ограничения каждого из видов опроса (беседы, интервьюирования и анкетирования)?

  11. Для чего проводятся социометрические методики диагностики? В чем их особенности?

  12. Приведите примеры применения рейтинга в педагогической диагностике. Что он дает для совершенствования педагогической деятельности?

  13. Какой из вариантов полярных профилей представляется вам наиболее легким в практическом применении? Почему? Что дает этот метод для совершенствования работы педагога?

  14. Приведите аргументы «за» и «против» широкого применения тестов в современной общеобразовательной и профессиональной школе. Как можно превратить недостатки тестов в их достоинства?

  15. Каким требованиям должна удовлетворять контрольная работа, чтобы она носила тестовый характер?

  16. Для чего необходимо владеть различными методами диагностики?

  17. Разработайте программу наблюдения на уроке во вре­мя педагогической практики. Какие цели вы поставите? Что выберете в качестве объекта, предмета и т.д.? Оцените составленную вами программу в соответствии с требованиями к наблюдению.

  18. Познакомьтесь подробнее с методикой портфолио. Выделите ее диагностический аспект. Предложите памятку для учителя по использованию портфолио в качестве диагностического средства.

  19. Разработайте план изучения опыта и проведения диаг­ностического эксперимента по интересующей вас проблеме.

  20. Разработайте систему опросных методов (анкету, ин­тервью и план беседы) по одной и той же проблеме. В каком порядке и почему вы будете применять эти методы? Какие специфические задачи они будут решать в вашей комплексной программе опроса?

  21. Проведите социометрическую методику в вашей учеб­ной группе или в классе, с которым работаете. Заранее продумайте план ее проведения и анализа.

  22. Разработайте ранжирование учеников, аналогичное описанному Г. Г. Воробьевым (см. выдержку из его книги «Легко ли учиться в американской школе?» в разделе 4.4).

  23. Разработайте какую-нибудь методику с применением шкал для проведения ее в своей учебной группе. Продумайте показате­ли, количество градаций, инструкцию респондентам, процедуру прове­дения измерения, обработки данных и анализа результатов.

  24. Разработайте тест для оценки успешности освоения какой-либо темы по вашему предмету. Предложите его для экспертизы своим однокурсникам (коллегам).

  25. Аналогично разработайте диагностирующую конт­рольную работу. Чем она будет отличаться от теста? Предложите ее вы­полнить своим однокурсникам, узнайте об их затруднениях, доработай­те методику.

  26. Разработайте комплексную программу диагностики класса, в который вы будете преподавать свой предмет (работать в каче­стве классного руководителя). Постарайтесь включить в нее возможно большее число разнообразных методик. Чем следует руководствоваться при их отборе?

  27. Как проявляется субъектность педагога в диагностической деятельности?

  28. В каких проявлениях обнаруживается субъектность школьника в его диагностическом взаимодействии с педагогом?

  29. Как в процессе диагностики проявляют свою субъектность родите­ли учащегося?

  30. Поясните происхождение каждого из этических ограничений в диагностической деятельности педагога.

  31. Как правовые нормы связаны с этическими ограничениями в диагностической деятельности педагога?

  32. Назовите нарушения в проведении диагностики, которые могут повлечь за собой юридическую ответственность педагога.

  33. Какие аспекты профессиональной деятельности характеризует категория «культура»?

  34. В чем проявляется нормативный аспект культуры диагностической деятельности? Как он связан с этическими ограничениями?

  35. Чем различаются три ведущих типа диагностической культуры? К какому типу вы относите свои ценностные ориентиры?

  36. В каких ситуациях диагностической деятельности является оптимальным каждый из уровней системности диагностики?

  37. Как изменение позиции педагога в диагностике зависит от конкрет­ной педагогической ситуации? Выделите параметры такой зависимости.

    1. Примерный перечень вопросов и заданий к коллоквиуму

  1. Что понимается под категорией «деятельность»?

  2. Как характеристики объекта, предмета и цели выделяют диагно­стику среди ругих видов деятельности?

  3. По каким характеристикам педагогическая диагностика выделяется из других видов диагностики? В чем различие и сходство диагностичес­кой деятельности педагога и научного исследования?

  4. Подготовить сообщение на 7— 10 мин по теме «Диагностическая дея­тельность педагога: ее назначение и специфика».

  5. Подготовьте краткое сообщение (на 3 — 5 мин) на одну из следующих тем.

  • Зависимость выбора критериев и методов диагностики от социальных потребностей в донаучный период ее развития.

  • Ф. Гальтон — основоположник тестовой диагностики.

  • Связь успехов психолого-педагогической диагностики с общим развитием науки (биологии, психологии, математики и т.д.).

  • Специальный предмет педагогической диагностики и его реализация в практической деятельности.

  1. Выявите логику поисков ученых в совершенствовании диагностики. Назовите причины, побудившие педагогов к поиску новых диагности­ческих методик и источников совершенствования тестовых методик.

  2. Составьте списки преимуществ, которые дает грамот­ная диагностика самому педагогу, его ученикам или воспитанникам, их Родителям, руководителям образования. Какие трудности в связи с этим возникают? Подумайте над тем, как эти трудности превратить в преиму­щества.

  3. Прочтите отрывок из книги В. А. Сухомлинского и по­думайте о значении диагностики в работе педагога.

  4. Предложите по 2—3 диагностических критерия ре­зультативности обучения и воспитания.

  5. Покажите, как каждая из закономерностей диагностической деятельности отражена в соответствующем принципе. Докажите взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных принципов диагностики.

  6. Чем было обусловлено зарождение психолого-педагогической диагностики?

  7. Что стимулировало ее совершенствование и развитие?

  8. В чем сходство и различие испытаний, проводившихся в различные эпохи в разных странах древнего мира?

  9. Где и как возникла научная диагностика?

  10. Кто является основоположником тестовых методов диагностики?

  11. Какие ограничения в применении тестов обнаружились к концу XIX в.?

  12. Объясните, как применение математических методов помогает по­высить эффективность диагностики.

  13. Как количественные методы диагностики сочетаются с качественными?

  14. Какие идеи были положены в основу разработки отечественных подходов к педагогической диагностике?

  15. Какова история применения тестов в России?

  16. Чем было обусловлено развитие в России педологических учений?

  17. Назовите аргументы сторонников и критиков тестовых методик в педологии. Чем был обусловлен разгром этой науки?

  18. Какие идеи в отечественной психолого-педагогической диагно­стике развивались после отказа от педологических теорий?

  19. Чем обусловлено возрождение интереса к тестовым методикам в отечественном образовании?

  20. В обществе вообще и среди педагогов в частности встре­чаются различные отношения к зарубежному опыту психолого-педаго­гической диагностики. В психологии преобладает уважительное отно­шение к работам коллег из других стран. Объясняется это длительными идеологическими запретами и ограничениями в развитии отечественной психологии. Педагоги, напротив, подчеркивают культурную несо­поставимость условий обучения и воспитания у нас в стране и за рубежом, а следовательно, ограниченность применения полученных в зарубежной педагогике выводов.

  21. А как полагаете вы, следует ли учитывать достижения зарубежной педагогики и психологии для совершенствования профессиональной деятельности российских педагогов, для собственного профессиональ­но-личностного роста? Обсудите эти вопросы с коллегами, однокурсни­ками, преподавателем.

  22. Охарактеризуйте идеи и методики диагностики, разра­ботанные видными отечественными педагогами. Оформите свои данные в таблицу. Что полезного можно было бы использовать в работе современных педагогов?

  23. Проведите дискуссию о значении педологии в разви­тии отечественного образования и психолого-педагогической диагностики. Постарайтесь рассмотреть достоинства и недостатки педологии макси­мально объективно, с учетом исторической обстановки и последствий для дальнейшего развития образования и в России, и за рубежом.

  24. Что такое модель? Назовите несколько моделей, которые используется в школьном обучении.

  25. Какие действия предполагает моделирование в образовании? Какие из них наиболее важны в целях диагностики?

  26. Назовите модели, использующиеся в диагностической деятельности педагога. Как они соподчинены? В чем состоит значение каждой из [этих моделей для диагностики?

  27. Как раскрываются содержательный и динамический аспекты моделипедагогического феномена? Что дают эти аспекты для определения целей, отбора и реализации методов диагностики, обработки получен­ных результатов?

  28. По каким признакам классифицируются диагностические методы? |В каком случае более всего удобна каждая из классификаций?

  29. В чем специфика и особое назначение каждого из этапов диагностической деятельности педагога?

  30. Определите характерные признаки работы учителя, классного руководителя, умело использующего диагностику.

  31. В чем проявляется диагностичность целей и плана работы педагога? Что дает этот признак для совершенствования его профессиональной деятельности, технологизации?

  32. Разработайте памятку по конструированию педагоги­ческих моделей. Обсудите в группе свою памятку, выберите лучшую и доработайте ее с учетом преимуществ других вариантов.

  33. Предложите систему моделей для диагностики какого-либо конкретного свойства личности, индивидуальности, субъекта. Об­судите этот проект с коллегами, однокурсниками.

  34. Разработайте план проведения малого педагогического совета для учителя, пришедшего в новый класс: определите цели, сроки и порядок проведения, состав приглашаемых педагогов, продолжитель­ность проведения, ожидаемые результаты.

  35. Составьте памятку эксперта по оценке диагностиче­ской программы.

  36. Разработайте примерную схему работы классного ру­ководителя с соблюдением требования диагностичности каждого его компонента. Составьте рекомендации по планированию и выделите кри­терии оценки плана.

  37. На примере какой-нибудь из известных педагогиче­ских технологий покажите значение диагностики.

  38. Деятельность, поведение, общение — три сферы про­явления субъектности человека. К какой из них относятся сформулиро­ванные этические нормы? Обсудите это с коллегами (однокурсниками).

  39. Представьте ситуации, что школьник или его родители отказываются от участия в диагностике. Предложите последовательность действий педагога, основанную на соблюдении добровольности.

  40. Скрытая запись неэтична, а открытое использование диктофона или видеокамеры сковывает ребенка. Как выйти из этого по­ложения, соблюдая этические и правовые нормы?

  41. Определите ситуацию в педагогической практике, где был бы достаточным каждый из уровней диагностического мастерства педагога.

  42. Найдите в литературе 3 — 4 описания педагогической деятельности, определите, какую диагностическую позицию в каждом случае занимает педагог и какой уровень диагностического мастерства он обнаруживает. Аргументируйте свои выводы.

  43. Разработайте для себя программу совершенствования диагностического мастерства. Определите этапы самосовершенствования и критерии самооценки.

  44. Можно ли использовать оценки, полученные на ЕГЭ, при аттеста­ции учителей школ и самих школ? Каковы, по вашему мнению, должны быть условия такого использования?

  45. Проанализируйте содержание демонстрационных вариантов КИМ по предметам. Какие задания вы бы хотели включить дополнительно?

  46. Стоит ли облегчить КИМ, чтобы уменьшить процент «двоечников» на ЕГЭ и привести его в соответствие с традиционной практикой не ставить двойки на выпускных экзаменах в школе?

  47. Участвовали ли вы в ЕГЭ? Какие меры повышения дисциплины на ЕГЭ вы можете предложить?

Форма отчетности к коллоквиуму (зачету):

  • Проверка тетрадей и оценка письменных работ учащихся.

  • Диктант как форма контроля. Сдать 10 текстов диктантов.

  • Изложение как форма контроля. 2 конспекта подготовки и проверки изложения на избранную самостоятельно тему (жанр и тип речи по выбору)

  • Сочинение как форма контроля. 2 конспекта подготовки и проверки сочинения на избранную самостоятельно тему (жанр и тип речи по выбору)

  • Нормативно-правовые документы (конспекты)

  1. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  4. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Программа дисциплины «Педагогика» 050301. 65 «Русский язык и литература» со специализацией «Практическая журналистика»

    Программа дисциплины
    Программа по предмету «Педагогика» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года.
  7. Программа дисциплины гсэ. Р. 03 Экономика сибирского региона 032900 (050301. 65) русский язык и литература

    Программа дисциплины
    Цель преподавание курса: формирование у студентов экономического мышления, выработка умений и навыков для ориентирования в различных экономических ситуациях.
  8. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  9. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современная социальная ситуация обусловила и подтвердила актуальность, роль, значение этнической культуры, рост уровня этнического самосознания каждого народа, осознания родной культуры, осмысления традиций, изучения инноваций этнонациональной культуре.

Другие похожие документы..