Программа дисциплины технологии итогового контроля по русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 Русский язык и литература

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема: Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы). Обязательный минимум и примерная программа по русскому языку основного общего образования.

Русский язык как учебный предмет в школе. Цели процесса обучения русскому языку. Формирование компетенций. Принципы обучения русскому языку.Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы): а) Обязательный минимум и примерная программа по русскому языку основного общего образования. Базисный учебный план; б) Состав и структура курса русского языка в основных учебных программах. Изучение русского языка по неосновным учебным программам. Углубленное изучение русского языка. Смежные курсы: риторика, словесность.

Тема: Формы организации учебной работы по русскому языку. Знания, умения и навыки, их соотношение.

Планирование работы по русскому языку. Базисный план. Календарный план. Тематический план. План урока. Условия эффективного проведения урока. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету. Межпредметные связи русского языка в учебном предмете. Преемственность и перспективность в работе по русскому языку. Педагогическая практика. Календарное и тематическое планирование.

Урок как основная форма организации учебного процесса (УП). Определение понятия «урок». Урок и цикл занятий. Урок и курс заня­тий. Урок и учебный план. Цели курса обучения, цели цикла занятий и цели урока. Понятие нового на уроке. Содержание обучения, содержа­ние цикла занятий и содержание урока. Контролирующая сторона УП и ее отражение в уроке.

Урок как предмет наблюдения и анализа. Характеристики от­крытого урока. Целевое членение урока. Определение цели части уро­ка, анализ блоков заданий, анализ методов и приемов работы, опреде­ление дополнительных задач урока, оценка оптимальности достижения поставленных целей, альтернативные варианты. Режиссура урока. Контакт преподавателя склассом, речь преподавателя, речь учащихся и пути ее корректировки, характеристика класса по уроку. Оценка ин­формативной программы урока.

Типология урока как средство его характеристики. Типовая структура урока, определяемая по характеру действий с языковым ма­териалом и по стадии усвоения языкового материала. Соотношение ау­диторного занятия и урока учебника. Принципы типологизации уро­ка: коммуникативно-целевая направленность, стадия формирования навыков и умений и овладения языковым материалом, способ органи­зации, доминирующая дидактико-методологическая задача, характер использования средств обучения, форма и место проведения.

Урок в контексте УП. Динамика компетенции учащихся и ее от­ражение в содержании уроков. Функции преподавателя на разных ста­диях УП. Урок и домашнее задание (ДЗ). Обучение ДЗ; его виды; опо­ры, гарантирующие адекватность выполнения; организация проверки ДЗ. Связь и взаимоотношение ДЗ и самостоятельной работы учащихся. Стратегия организации самостоятельной работы учащихся на занятии и во внеаудиторное время. Общая стратегия организации работы уча­щихся в ходе УП: ориентирующая часть, коллективная и индивидуали­зирующая стратегии обучения. Учет заданного уровня подготовки.

Задание и упражнение как структурные единицы организации языкового материала урока. Определение понятий «задание» и «уп­ражнение». Типология заданий и упражнений. Принципы построения условно-речевых и речевых упражнений. Методологический аспект современной системы грамматических и лексических упражне­ний и заданий и перспективы его модернизации. Задание как объект творческой деятельности преподавателя.

Контроль на уроке. Контролирующая сторона УП. Функции, виды и режимы контроля, объекты и показатели контроля, материалы контроля. Единица контроля. Требования, предъявляемые к контроль­ному заданию, и принципы его оценки. Методологическая база контролирующей стороны УП: проверка на всех этапах усвоения; ин­формационная основа контроля; понятие этапности контроля; соотно­шение задач обучающего и обучаемого; контроль преподавателя, само­контроль и взаимоконтроль учащихся. Контролирующие материалы занятия, цикла занятий, курса обучения. Место контроля на уроке. Оценка продуктивности существующих форм контроля.

Урок как реализация тенденций обучения. Предпосылки созда­ния гибкой модели обучения и ее дифференцирующие факторы. Веду­щие характеристики современного урока. Требования к профес­сиональной компетенции преподавателя.

Типы уроков по русскому языку в зависимости от целей и содержа­ния урока. Уроки обобщения как особая разновидность уроков повто­рения. Комбинированные уроки, включающие такие элементы урока, как сообщение новых знаний, закрепление зунов, проверку (кон­троль) знаний и навыков.

Структура уроков русского языка. Основные структурные элемен­ты урока. Связь структурных элементов урока с психологическим про­цессом познания. Приемы создания проблемной ситуации (постановка эвристической задачи) в ходе объяснения нового материала.

Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса: устный опрос и его варианты; контрольные письменные работы (их разновидности). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Проб­лема «поурочного балла». Повторение на уроках русского языка. Цели и условия эффективного повторения. Подготовка к выпускным экзаменам.

Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, по­строение схем и таблиц, различные виды списывания и др.

Уроки, включающие в себя грамматические игры-упражнения, как необходимое условие поддержания интереса к изучаемому предмету.

Проверка домашних заданий, разнообразие их содержания, правильная дозировка.

Примерные планы-конспекты проведения уроков разных типов, анализ урока учителем и роль мотивировки выставленных оценок. Критерии оценок.

Знания, умения и навыки, их соотношение. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Тема: Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка.

Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Взаимосвязь контроля с целями, задачами и содержанием обучения. Поэтапная структура контроля. Обучающий характер контроля, его функции (корректирующая, предупредительная, стимулирующая, обобщающая). Объекты контроля, их качественные и количественные показатели в соответствии с программными требованиями. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Организация и приемы проведения контроля при проверке усвоения языкового материала и уровня сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Параметры проверки и критерии оценки, обеспечивающие объективность и надежность контроля. Понятие о тестах.

Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку. Рассказ ученика. Ответы на вопросы. Подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащихся и их анализ. Организационные формы проверки знаний учащихся. Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка. Методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания. Критерии оценки орфографической грамотности. Критерии пунктуационной грамотности. Контроль за сформированностью речевых умений учащихся. Контроль за сформированностью коммуникативных умений. Контроль за формированием связной речи. Критерии и нормативные оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений.

Тема: Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе. Требования к уровню подготовки выпускников.

Литература как учебный предмет в школе. Цели процесса обучения литературе. Содержание обучения литературе по основным учебным программам (5-9 классы). Состав и структура курса литературы в основных учебных программах. Концентрическая система преподавания литературы в школе. Литературоведческая пропедевтика в начальной школе. Историко-литературный курс в старших классах.

Тема: Типология урока литературы в школе. Структура урока.

Классифи­кация, содержание, структура урока, его нравственное и эстети­ческое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуа­ции, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, воз­можности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д. Традиционная (четырехчленная) и поэтапная (пошаговая) структура урока литературы.

Тема: Нормы оценивания знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

Критерии оценки устного ответа по литературе. Принципы изложения материала на устном экзамене/зачете/ответе: соответствие ответа формулировке темы. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. Сочинение (см. ниже)

Тема: Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы.Сочинение. Критерии оценки сочинения.

Сочинения на литературные темы (сочинения, свя­занные с курсом литературы); сочинения, основанные на лич­ных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся. Тематический принцип - основа требований к формулировке тем сочинений, отбору и группировке материала, работе с текстом художественного произведения. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). Сочинения, основанные на анализе произведения в целом. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения. Литературные обзоры. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни. Сочинения-исследования проблемного характера. Нормы оценивания сочинений. Критерии оценки сочинения. Основные критерии оценки письменной работы выпускника. Примерные критерии оценки экзаменационного сочинения (содержание)

Тема: Реферат как форма контроля.

Реферат - одна из возможных форм устного экзамена по литературе. Требования к реферату. Защита реферата. Оценивание реферата.

Тема: Единый государственный экзамен как форма контроля качества образования

Цели и задачи эксперимента по введению Единого государственного экзамена, его участники. Контрольные измерительные материалы. Технология разработки контрольно-измерительных материалов, организации и проведения Единого государственного экзамена. Шкалирование результатов Единого государственного экзамена и использование их в управлении качеством образования. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования.

Мониторинг качества школьного образования .Мониторинг в образовании, его достоинства и недостатки. Виды мониторинга. Модели проведения мониторинга. Этапы и уровни проведения мониторинга качества образования, пользователи и исполнители, доступ к информации. Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ.

  1. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  4. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Программа дисциплины «Педагогика» 050301. 65 «Русский язык и литература» со специализацией «Практическая журналистика»

    Программа дисциплины
    Программа по предмету «Педагогика» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года.
  7. Программа дисциплины гсэ. Р. 03 Экономика сибирского региона 032900 (050301. 65) русский язык и литература

    Программа дисциплины
    Цель преподавание курса: формирование у студентов экономического мышления, выработка умений и навыков для ориентирования в различных экономических ситуациях.
  8. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  9. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современная социальная ситуация обусловила и подтвердила актуальность, роль, значение этнической культуры, рост уровня этнического самосознания каждого народа, осознания родной культуры, осмысления традиций, изучения инноваций этнонациональной культуре.

Другие похожие документы..