Программа повышения квалификации для среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов)

Программа повышения квалификации для среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов)

На основе образовательных модулей разработана программа повышения квалификации среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов), состоящая из следующих модулей:

1.Управление развитием персонала

2.Стратегическое управление развитием образования

3.Финансирование образования

4.Организационно-методическое обеспечение реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования

5.Государственная инвестиционная политика и частно-государственное партнерство

6.Управление качеством образования

7. Переход в автономное учреждение

8. Современные образовательные технологии

9. Использование информационных технологий в организации и управлении учебным процессом

10. Бюджетирование

Программа повышения квалификации охватывает основные вопросы управления в условиях внедрения новой модели образования. Разработанная программа повышения квалификации обеспечит формирование у среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов) системных знаний в области современных подходов к управлению их организациями, необходимых в условиях внедрения в Российской Федерации новой модели образования.

Образовательная программа удовлетворяет требованиям, установленными в приказе Министерства образования РФ № 1221 от 18.06.97 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ", а также требованиям и ожиданиям слушателей программ - кадров управления образованием в регионах и среднего звена управленческих кадров вузов.

Программа для управленческих кадров вузов будет ориентирована на реализацию принципов современного управления организацией, в условиях перехода на новые механизмы финансирования высшего образования, повышения его конкурентоспособности в мире, ориентации на конечный результат и будет способствовать формированию кадрового резерва вузов.

Программа повышения квалификации проректоров разработана с учетом выделенных семи направлений деятельности обучаемых:

  • учебная деятельность;

  • научно-инновационная;

  • административно-хозяйственная;

  • финансовая;

  • социально-воспитательная;

  • образовательные технологии;

  • информационные технологии;

  • менеджмент качества.

Программа обучения деканов будет более унифицированой, поскольку данная категория слушателей имеет схожий круг профессиональных интересов и обязанностей.

Предлагается следующая структура учебного плана программы повышения квалификации:

  • инвариантная часть;

  • вариативная часть.

Инвариантная часть позволит слушателям сформировать общие представления о современных методах управления в вузе в условиях внедрения новой модели образования, заложит основу системных знаний в области современных подходов к управлению вузами, основанных на принципах менеджмента на основе системы качества. Одной из важнейших целей курсов, содержащихся в инвариантной части программы, является формирование единого понятийного пространства для всех участников программы, вне зависимости от направления деятельности. Принципы управления, изложенные в этой части программы базируются на процессном подходе и управлении на основе качества. Материал инвариантной части будет обязательным для всех слушателей программы повышения квалификации.

Цель учебного материала, составляющего вариативную часть, – дать глубокие знания по выбранному направлению деятельности в вузе. Каждая программа повышения квалификации будет не менее 72 ч.

Программа повышения квалификации для деканов строится путем комбинирования модулей, входящих в инвариантную часть и в блоки вариативной части.

Таким образом, в основе создаваемых программ повышения квалификации лежит модульный принцип, обеспечивающий вариативность в формировании конкретных образовательных программ, учитывающих основные направления деятельности в вузе, профили вузов.

Модульный принцип обеспечит:

  • формирование конкретных программ, ориентированных по направлениям обучения;

  • возможность построения специализированных программ повышения квалификации;

  • подробное изучение слушателями вопросов, относящихся к конкретному направлению деятельности в вузе;

  • изучение слушателями особенностей, связанных со спецификой подготовки в вузе, зависящей от вида вуза;

  • изучение особенностей управления высшими учебными заведениями в регионах, а также специфики региональной системы управления образованием.

В основу создаваемых программ положена компетентностная модель, в наибольшей степени отражающая многообразие деятельности в различных сферах. Модель разработана на основе анализа отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации руководителей по вышеперечисленным направлениям.

Программы повышения квалификации охватывают основные вопросы управления в условиях внедрения новой модели образования.

Каждая программа освещает следующие вопросы:

  • стратегического управление развитием образования,

  • разработки и реализации стратегии образовательной организации;

  • управления развитием персонала,

  • организационно-методическое обеспечение реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования,

  • управления качеством образования;

  • нормативного правового обеспечения деятельности;

  • менеджмент качества;

  • внедрения новых образовательных технологий.

Предложена структура и содержание документов учебно-методического обеспечения программы, в соответствие с приказом Министерства образования РФ от 18.06.97 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» и разработанной модели компетенций.

В состав документов учебно-методического обеспечения программы входят:

  • учебный план, отражающий цели обучения, категорию обучаемых, продолжительность и режим обучения, перечень разделов и дисциплин, количество часов по разделам и дисциплинами, формы аттестации и контроля;

  • учебно-тематический план, включающий описание разделов, виды учебных занятий, количество часов, отводимых на различные виды занятий, конкретизирующий формы и виды контроля, составленный так же с учетом модульности программы и профиля вузов;

  • учебные модули с перечнем формируемых у слушателей компетенций и средствами оценки (КИМы) уровня их достижения;

  • матрицы логических междисциплинарных связей содержания учебных дисциплин;

  • мультимедийные демонстрационные презентации лекционных курсов и практических занятий;

  • учебные пособия и методические рекомендации;

  • сценарии проведения межмодульных тренингов для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров вузов.

2.2 Аннотации программ модулей

2.2.1 Аннотация программы модуля «Управление развитием персонала»

Важным аспектом кадрового менеджмента ВУЗа является анализ и управление процессами профессионального роста сотрудников. Систематическая и качественная работа в этом направлении возможна только с применение современных концепций управления развитием и мотивацией персонала.

Традиционно под развитием персонала в университетах понимается развитие академического персонала (ППС), включающее в себя формальные курсы повышения квалификации раз в несколько лет, участие в конференциях, семинарах и т.д. Возрастающая в последние годы роль других категорий сотрудников приводит к необходимости рассматривать развитие персонала университета в более широком контексте, то есть рассматривать развитие всех категорий сотрудников, на всех рабочих местах и на протяжении всей их работы в организации.

Под стратегическим развитием персонала принято понимать планируемую деятельность организации по сохранению, расширению и совершенствованию знаний и навыков сотрудников таким образом, чтобы они могли вносить более эффективный вклад как в достижение целей организации, так и своих карьерных целей.

Стратегическое развитие персонала университета состоит в формировании комплекса мер, которые поддерживают и направляют персонал таким образом, чтобы он мог полностью удовлетворять свои собственные потребности через решение задач университета.

Основными задачами системы управления персоналом в области профессионального роста персонала ВУЗа являются:

  • Определение и описание требований к занимаемым позициям, основанных на ключевых задачах подразделений.

  • Установление системы аттестации для оценки квалификаций, и показателей эффективности работы сотрудников.

  • Формирование кадрового резерва.

  • Установление и осуществление планов развития сотрудников.

  • Создание эффективной системы мотивации.

В литературе по вопросам стратегического развития персонала основное внимание уделяется процессу создания культуры обучения в организации, которая основывается на связи стратегии организации и развития ее персонала. Развитие персонала рассматривается одновременно и как деятельность, вытекающая из стратегии организации, и как фактор, влияющий на стратегию.

В основу модели стратегического развития персонала организации положены следующие принципы:

  1. Отношение к организационным целям (понимание важности их роли в стратегии организации).

  2. Поддержка деятельности по стратегическому развитию персонала со стороны высшего руководства организации.

  3. Изучение окружающей среды на уровне высшего руководства организации и в терминах стратегического развития.

  4. Разработка стратегии и комплексных программ по вопросам развития персонала.

  5. Вовлечение руководителей среднего звена в деятельность по развитию персонала на уровне стратегического партнерства.

  6. Стратегическое сотрудничество высшего руководства организации с отделом по управлению персоналом.

  7. Отношение к сотрудникам, отвечающим за развитие персонала, как к консультантам по организационным изменениям

  8. Внедрение стратегии развития персонала в организационную культуру и расширение ее влияния на развитие организации в целом.

  9. Проведение регулярной оценки (и самооценки) деятельности по развитию персонала на уровне организации и каждого сотрудника.

В данной модели предлагается переход от организации, не имеющей культуры обучения, характеризующейся административным и формальным подходом к обучению, к организации с сильной обучающейся культурой, стратегическим подходом к развитию сотрудников и действиями, основанными на изменении стратегии.

2.2.2 Аннотация программы модуля «Стратегическое управление развитием образования»

Понимание основных тенденций в развитии высшего образования, анализ программных установок, связанных с реформированием российского высшего профессионального образования дает возможность слушателям программы осознанно действовать в рамках развития образовательных учреждений высшего образования, учитывать долгосрочные тренды в развитии вузовской системы, более точно расставлять акценты в собственной практической деятельности.

Особенностью курса является сравнительно – исторический подход к анализу реформ высшего профессионального образования; основные положения реформы рассматриваются в связи с аналогичными преобразованиями в странах Европы и США.

Цель курса: сформировать у слушателей понимание общих направлений, механизмов и инструментов государственной политики в сфере высшего образования.

Задачи курса:

  • сформировать у слушателей системную картину реформирования существующей системы высшего образования;

  • передать слушателям общие принципы и подходы к реорганизации деятельности вуза в контексте реформы высшего образования.

В структуру курса включены следующие тематические разделы:

  1. Программа повышения квалификации для среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов) (1)

    Программа
    На основе образовательных модулей разработана программа повышения квалификации среднего звена управленческих кадров вузов (проректора, деканы факультетов),
  2. Учебный план программы повышения квалификации «Управление процессом воспитания в высшем учебном заведении (для заместителей деканов (директоров) факультетов (институтов)»

    Документ
    Категория слушателей: преподаватели МГУ им. Н.П. Огарева Срок обучения: 7 часа, 3 месяца.
  3. Итоги работы Забкипкро по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования за 2010 -2011 учебный год 42 Сведения 47

    Реферат
    З 62 Публичный доклад о содержании и результатах деятельности Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2010-11 учебном году / сост.
  4. Для категории повышения квалификации

    Документ
    Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты отделов производственного снабжения и сбыта, профессионального обучения» / Сост.
  5. Программа типа b (basic): Корпоративное управление и инновационное развитие 29 подготовка управленческо-технического персонала для ядерной отрасли 31 Управление в ядерной отрасли на базе нтп при ограниченном производстве природного урана* 31

    Программа
    Основы бизнес-планирования деятельности предприятия с использованием программно-имитационного моделирования (построение финансовой имитационной модели) 86
  6. Программа типа b (basic): Корпоративное управление и инновационное развитие 26 подготовка управленческо-технического персонала для ядерной отрасли 27 Управление в ядерной отрасли на базе нтп при ограниченном производстве природного урана 27

    Программа
    Основы бизнес-планирования деятельности предприятия с использованием программно-имитационного моделирования (построение финансовой имитационной модели) 85
  7. Научно– исследовательская и инновационная деятельность

    Документ
    Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография, [C.Л. Азарова, А.А. Антипова, А.М. Батюшов и др.]; под общ. ред. проф. О.М. Кирикова. – Кн.
  8. Концепция программы развития государственного университета Высшей школы экономики 2

    Программа
    Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.
  9. Программа учебный план в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки (1)

    Программа
    Получение дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы” производится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки, утвержденными приказом Минобразования № 826 от 29.

Другие похожие документы..