Программа дисциплины Экономика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Пястолов С. М. д э. н., профессор, Ibs-piast@mail ru

Правительство Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Психологии

Программа дисциплины Экономика



для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра

Автор программы: Пястолов С.М.д.э.н., профессор, Ibs-piast@

Одобрена на заседании кафедры Экономической теории «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой С.Ф.Серегина

Рекомендована секцией УМС  FILLIN \* MERGEFORMAT Экономической теории «___»____________ 20 г

Председатель О.И.Ананьин

Утверждена УС факультета  FILLIN \* MERGEFORMAT психологии «___»_____________ 20 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]

Москва, 2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа предназначена для обучающихся по направлению 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра. 1 курс.

Тематический план учебной дисциплины

1.1.1.1Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостояте- льная работа

лекции

семинары

Т.1.1. Структура науки. Предмет и методы исследования.

18

2

4

12

Т.1.2. Базовые концепции: альтернативная стоимость, деньги.

27

9

6

12

Т.2.1. Потребитель. Полезность. Оптимум потребителя.

Теория перспектив.

35

7

8

20

Т.3. Производство. Организация. Фирма.

28

2

6

20

Т.3.2. Оптимум производителя. Человеческий капитал

30

7

8

15

Т.4. Рыночное равновесие. Типы рынков.

28

7

6

15

Т.5. Рынки труда. Рынки капитала. Рынок земли.

30

7

8

15

Т.6. Роль государства. Критерии благосостояния.

30

7

8

15

ИТОГО:

216

48

44

124

Эссе

Зачет

Экзамен

Базовый учебник

Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М:Дело, 2008.

Основная литература

  1. Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004.

  2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

  4. Мэнкью Н.П. Принципы экономикс. М.: 2000.

Дополнительная литература

Тема 1

  1. Вебер М. (1905) Протестантская этика и дух капитализма// в Избранные произведения. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. – М.:Прогресс, 1990.

  2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1992.

  3. Ван-Раай В.Ф. Экономика и психология//в Панорама экономической мысли конца ХХ столетия/Под ред. Д.Гринуэя, М.Блини, И.Стюарта: в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 2002, т.2., с.973-990.

  4. Дэвид П.А., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник ростовского государственного университета, т.1, №1, 2003, с.29-55.

  5. Weisskopf W. The Psychology of Economics. Florence, KY: Routledge, 1999.

  6. /infopage/persona/p/material/pyastolov_s_m/

Формы контроля знаний студентов

В соответствии с приказом Ректора ГУ-ВШЭ «О переходе на 10-балльную систему оценки знаний студентов» все формы промежуточного, рубежного и итогового контроля оцениваются по 10-балльной шкале.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на занятиях в режиме диалога, в форме оценки результатов проектных работ и учебной деятельности в целом.

Промежуточный контроль знаний студентов проводится в конце четвертого и пятого модулей.

Итоговый контроль (экзамен) результатов изучения курса - после пятого модуля.

Оценки промежуточного и итогового контроля определяются (в соответствии с приказом по ГУ-ВШЭ № 1002 от 17.06.2002) как средневзвешенные по приведенным ниже формулам и округляется до целого числа. Например, если средняя оценка студента составляет от 6,1 до 6,4, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.5 до 6,9, то студент получает 7 баллов. Оценки в диапазоне от 3,5 до 3,9 округляются до 3 баллов.

Средневзвешенная оценка модулям:

Осрдз*Wдз+ Оэс*Wс + Ос*Wс,

где Одз, Оэс, Ос– оценка за домашнее задание, эссе и работу на семинаре;

Wдз, Wэс, Wс – весовые коэффициенты оценок за домашнее задание, эссе и работу на семинаре.

Итоговая средневзвешенная оценка:

Оитогд.з.*Wд.з.с*Wсэс.*Wэс+ Ос*Wсэкз*Wэкз,

Для получения результирующей оценки итогового контроля по 5-балльной шкале вводится правило:

если Оитог =8;9;10, то оценка «отлично (5)»;

если Оитог =6;7, то оценка «хорошо (4)»;

если Оитог =4;5, то оценка «удовлетворительно (3)»;

если Оитог =1;2;3, то оценка «неудовлетворительно (2)».

В экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляется итоговая оценка по дисциплине «Микроэкономика» по пятибалльной шкале с указанием в скобках количества баллов по десятибалльной шкале.

Пример расчета итоговой оценки

Предположим, что студент получил следующие оценки:

За домашнее задание – 6

За эссе – 8

За семинарские занятия – 6, 7 (соответственно в каждом модуле)

За экзамен – 9

Оитог=6*0,15.+ 6*0,1 + 8*0,15 + 7*0,1 +8*0,1 + 9*0,4 = 7,8

После округления итоговая оценка студента составляет 8 баллов. В экзаменационную ведомость и зачетную книжку выставляется оценка «отлично» (8).

1.1.1.1.1

1.2Содержание программы

1.3ТЕМА 1. Структура науки. предмет и методы исследования.

1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Экономические факты, явления, величины, базовые концепции. Развитие экономической мысли: хронология: ученые, ключевые работы, идеи. Позитивная и нормативная экономика. Микро - и макроэкономический анализ.

1.2. Концептуальные рамки микроэкономики. Базовые экономические концепции, их психологические основания и интерпретация. Мотивы и стимулы. Иерархия потребностей по Маслоу и другие версии. Классификация типов человеческого поведения. Производственные ресурсы, редкость, альтернативная стоимость и компромиссный выбор. Производительность, кривая производственных возможностей, взаимозависимость. Деньги, их виды и функции. Происхождение денег. Деньги как символ доверия.

1.3. Взаимодействие психических и общественных форм в экономических взаимодействиях. Домохозяйства и фирмы. Экономические цели. Государство производящее и государство защищающее. Экономические системы. Становление и развитие концепции «институты». Институциональная экономика.

1.3. Понятие модели. Использование таблиц и графиков. Верификация моделей. Методы исследований экономических систем, особенности России.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2001, гл.1.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004. гл.1-4

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл.1,2.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1999.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. –М.: Смысл, 1999.

1.4ТЕМА 2. Поведение потребителя

2.1. Предпосылки теории рационального выбора. Ценность, стоимость и цена блага, проблемы взаимоотношений этики и рациональности в определении и использовании этих понятий. Психологические интерпретации I и II законов Госсена.

2.2. Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Реальный и номинальный доход. Психологическое содержание понятия: гибкое бюджетное ограничение. Оптимум потребителя: экономическая и аналитическая характеристика.

2.3. Психологические и экономические предпосылки теории выявленных предпочтений. Индексы цен и благосостояние потребителя. Применение теории потребительского выбора для оценки уровня жизни и социальных программ правительства.

2.4. Оценки приобретаемого и теряемого блага. Ожидаемая полезность. Когнитивный диссонанс. Теория перспектив. Эксперименты Д.Канемана и А.Тверски. Роль психологических исследований в развитии экономической теории. Вклад экономической теории в психологическую науку.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2001, гл.3.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.5;

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл.3, 6, 8.

Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭФ, ВШЭ - СПб. 1998.

1.5ТЕМА 3. Основы теории производства

3.1. Интересы и цели экономических агентов. Определение предприятия и фирмы. Формирование капитала предприятия на этапе его организации. Бухгалтерская прибыль, экономические теории прибыли. Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства. Предприниматель и менеджер.

3.2. Факторы производства. Постоянные и переменные затраты, прогноз прибыли. Производственная функция, условие максимизации прибыли. Эффект обучения.

3.3. Равновесие фирмы как проблема минимизации издержек. Оптимальная комбинация факторов производства. Учет психологических факторов в решении задачи оптимального управления ресурсами.

3.4. Равновесие фирмы как проблема максимизации прибыли. Функция прибыли. Оптимальная прибыльность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Роль налогов.

3.5. Излишек производителя. Соотношение прибыли фирмы и излишка производителя для конкурентной фирмы.

3.6. Альтернативные теории предприятия. Предприятие, управляемое работниками. Предприятие, управляемое менеджерами. Психологические концепции в теориях управления предприятием. Человеческий капитал в составе активов предприятия. Теория обучающихся организаций.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2001, гл.6.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.7;

Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие для ВУЗов. – М: Академический проект, 2004, гл.1, 5.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 9, 10.

1.6ТЕМА 4. Рыночные структуры

4.1. Рыночное взаимодействие. Величина и функция спроса, эластичность. Предложение, взаимодействие спроса и предложения. Концепции рыночного равновесия.

4.2. Установление границ рынка. Схема анализа рынка (отрасли). Факторы, определяющие структуру рынка. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

4.3. Монополия. Монопольная цена. Регулирование монополии. Потери общества от монополии. Психологическая теория Х-неэффективности.

4.4. Олигополия: аналитические модели. Психологический аспект в решении проблемы лидерства. Динамика рынка. Поведение доминирующей фирмы на рынке. Эффективность и неэффективность доминирования.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2001, гл.10.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.6, п.6.2;

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 11, 12.

1.7ТЕМА 5. Рынки факторов производства

5.1. Рынок труда. Основные черты рынков факторов как производные от товарных рынков. Индивидуальное и рыночное предложение труда в классической теории. Альтернативные теории предложения труда. Теория аллокации времени. Проблемы оценки отдачи от инвестиций в образование. Распределение доходов, способы его измерения.

5.2. Рынок капитала. Значение свободы доступа к капитальным активам для формирования рыночной структуры. Проблема межвременного изменения стоимости капитала. Понятие и методы расчета дисконтированной стоимости капитала.

5.3. Рынок земли. Предложение земли. Спрос на землю. Абсолютная и дифференциальная рента. Цена земли и арендная плата. Земельный вопрос в России.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2001, гл.6.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.6, п.6.3;

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 13, 17.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.гл.9,10;

1.8ТЕМА 6. Роль государства в рыночной экономике

6.1. Случаи несостоятельности рынка. Общественные блага, проблема асимметричной информации. Роль государства в устранении «провалов» рынка и производстве общественных благ.

6.2. Социальная цена монопольной власти. Государственная политика по отношению к несовершенной конкуренции. Регулирование естественной монополии. Налогообложение и его корректирующая роль в распределении дохода.

6.3. Критерии оценки общественного благосостояния.

Литература:

Пиндайк Р, Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М:Дело, 2000, гл.17.

Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004, гл.8;

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000, гл. 18.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.гл.13, 14;

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Пястолов С.М.. Основы экономической теории. – М.: Академический проект, 2004.

  2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.:ИНФРА-М, 2000.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

  4. Мэнкью Н.П. Принципы экономикс. М.: 2000.

Дополнительная

Тема 1

  1. Вебер М. (1905) Протестантская этика и дух капитализма// в Избранные произведения. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. – М.:Прогресс, 1990.

  2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1992.

  3. Ван-Раай В.Ф. Экономика и психология//в Панорама экономической мысли конца ХХ столетия/Под ред. Д.Гринуэя, М.Блини, И.Стюарта: в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 2002, т.2., с.973-990.

  4. Дэвид П.А., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник ростовского государственного университета, т.1, №1, 2003, с.29-55.

  5. Weisskopf W. The Psychology of Economics. Florence, KY: Routledge, 1999.

  6. /infopage/persona/p/material/pyastolov_s_m/

Тема 2

  1. Абдульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Мысль, 1977.

  2. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1-3. - М.: Прогресс, Универс, 1993.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998, гл.4;

  4. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, т.24, №4, 2003, с.31-42.

  5. Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире// Вопросы экономики. 1997, № 10, с.69-84.

  6. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1997.

  7. Akerlof G.A., Dickens W.T. The economic consequences of cognitive dissonance// American Economic Review. 1982, v.72, pp.307-319.

  8. Kahneman D. Maps of Bounded Rationality: a Perspective on Intuitive Judgment And Choice, Prize Lecture, December 8, 2002;

  9. Kreps, D. Intrinsic Motivation and Extrinsic Incentives, American Economic Review, 1997, 87(2): 359—364.

  10. Lancaster K.J. A new approach to consumer theory//Journal of Political Economy. 1966, v/74, pp.132-157.

  11. http://www.nobel.se/

  12. /infopage/persona/p/material/pyastolov_s_m/quest.php

Тема 3

  1. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.гл.5,6;

  3. Саймон Г. Рациональное принятие решений в бизнес-организациях (Нобелевская лекция, 1978) //Психологический журнал, РАН, 6, 2001 - 1, 2002.

  4. Уильямсон О. И. (Williamson O.E., 1985) Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация (пер. с англ.). - СПб: Лениздат,1996.

  5. Cowan R., et all. (1999) The Explicit Economics of Knowledge Codification and Tacitness. May 1999.

  6. http://www.nobel.se/

  7. .

Тема 4

  1. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996.

  2. Elzinga K.G. (1999) Industrial Organization and Human Action. CATO Journal, v.19, n.2, pp.233-245.

  3. /infopage/persona/p/material/pyastolov_s_m/quest.php

Тема 5

  1. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги//THESIS, т.1, вып. 2, 1993.

  2. Becker G.S. A Treatise on the Family. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981.

  3. 21stt Century Skills for 21st Century Jobs. A Report of the U.S. Department of Commerce, U.S. Department of Education, U.S. Department of Labor, National Institute of Literacy, and the Small Business Administration, January 1999. http://www.ilr.cornell.edu/library/e-archive

Тема 6

  1. Friedman M. (1955) The Role of Government in Education. From Economics and the Public Interest, ed. Robert A. Solo. New Jersey.

  2. Gwartney J., Lawson D. Economic Freedom of the World: 2004 Annual Report, The Fraser Institute. On-line edition. 2004.

Тематика домашних заданий

Выполнение домашних заданий может заключаться в проведении экономико-психологического исследования в виде тестирования, опроса, реферативного обзора источников, переводов научных статей и т.п. Для выполнения такого рода работ предлагается следующая тематика:

  1. Определение потребностей по результатам психологического теста.

  2. Исследование параметров индивидуального предложения труда.

  3. Расчет отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

  4. Методы оценки стоимости предприятия на рынках, характеризующихся неопределенностью.

  5. Методы оценки эффективности слияний компаний в современных условиях.

  6. Роль государства и типы государственной политики в меняющейся экономике.

  7. Плюсы и минусы теневой экономики.

  8. Экономика преступности.

  9. Теории дискретного выбора.

  10. Теории обучающихся организаций.

  11. Теории обучающих организаций.

  12. Контроллинг обучающих организаций.

  13. Возможности применения стандартов качества процесса в управлении обучающими организациями.

  14. Типы функций потребления.

  15. Индекс экономической свободы в межстрановом сравнительном анализе.

  16. Тема, сформулированная учащимся.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Сопоставление предмета и метода психологии и экономической теории.

  2. Области применения экономико-психологических исследований.

  3. Психологические предпосылки в концепции экономического поведения.

  4. «Психологический» и «экономический человек» - сходства и различия.

  5. Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег.

  6. Психологические факторы и затраты потребительского выбора.

  7. Аффективные факторы экономических поступков.

  8. Психологические теории спроса.

  9. Эффекты: «бэндвэгон», «сноба», Веблена.

  10. Формы власти рынка над человеком.

  11. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

  12. Эластичность и процесс установление рыночного равновесия.

  13. Сравнение экономической теория полезности и психологической концепции аттитюда.

  14. Волевые компоненты экономического поведения.

  15. Концепция выявленных предпочтений

  16. Теория аллокации времени.

  17. Принцип когнитивного диссонанса.

  18. Психологическая теория товара как набора характеристик.

  19. Товарный обмен, торговля, спекуляция в рыночной экономике.

  20. Взаимосвязь уровня эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности и ее эффективности.

  21. Психологические предпосылки предпринимательства.

  22. Антимонопольное законодательство и регулирование.

  23. Рынок труда и распределение дохода.

  24. Рынок капитала и ссудный процент.

  25. Рынок земли и экономическая рента.

  26. Общее равновесие и эффективность обмена.

  27. Эффективность производства и экономика благосостояния.

  28. Выбор в условиях неопределенности.

  29. Рынки с асимметричной информацией.

  30. Риск и капитал.

  31. Теория прав собственности.

  32. Государство в рыночной экономике.

  33. Налоговый менталитет.

  34. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии.

  35. Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики.

Методические рекомендации преподавателям

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям, ведущим семинарские занятия.

На семинарах преподаватель кратко напоминает основные понятия рассматриваемой темы, задаёт вопросы, объясняет решения типовых задач, предлагает студентам задачи для самостоятельного решения, тематику исследовательских проектов. Преподавателям следует обращать внимание не только на логику решения задач, но и на их экономическое содержание.

Методические рекомендации студентам

  • Успешное изучение курса предполагает посещение студентами лекций,
    активную работу на семинарах, выполнение учебных заданий.

  • Учебным планом ГУ-ВШЭ предусмотрено, что студенты изучают дисциплину
    «Микроэкономика» не только на лекциях и семинарах, но и самостоятельно.

  • Студенты, пропустившие лекции, изучают эти темы самостоятельно, используя рекомендованную учебную литературу и источники.

  • Если студенты пропустили предыдущие семинары, то это не может служить
    уважительной причиной неподготовленности к текущему семинару.

  • Студенты обязаны сдавать эссе и домашнее задание не позднее сроков, указанных преподавателями.

Источники в интернете:

  1. http://www.hse.ru/infopage/persona/p/material/pyastolov_s_m/

  2. http://

  3. http://www.factbook.org

  4. Библиотека Либертариума ("Moscow Libertarium Library (Russian)") - /library;

  5. журнал "Вопросы экономики"- /data/j112r.html,

  6. журнал "Проблемы теории и практики управления"- ;

  7. Институт экономических реформ переходного периода "- http:// /sp/iet/,

  8. Центральный экономико-математический институт- http://www.cemi.rssi.ru;

журнал "Экономика и математические методы" - http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm,

  1. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации- ,

  2. Министерство финансов Российской Федерации- ,

  3. Центральный Банк Российской Федерации- ,

  4. Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов. /gallerymain.html

  5. Московская межбанковская валютная биржа - ;

  6. Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы - /analytdoc/svodka.html;

  7. Economists on the World Wide Web - http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww/,

  8. Economic Journal on the Web - http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm,

  9. Links in Economics - http://www.unizh.ch/sts/links/links.html.

  10. / - данные о компаниях по отраслям промышленности;

  11. Monitoring Economic Conditions in the Russian Federation. The Russia Longitudinal Monitoring Survey 1992-2000, http://www.cpc.unc.edu/rlms

  12. The World Bank Group.

Требования к начальной подготовке студентов:

Студенты должны иметь представление о структуре научного знания, быть литературно, технически, информационно грамотными, обладать вычислительными и техническими навыками на уровне российских стандартов среднего образования.

Аннотация:

Курс «Микроэкономика» составлен для студентов первого курса бакалавриата факультета психологии. Он базируется на теоретических и методологических положениях, успешно реализуемых в современных курсах экономической теории, как в российской, так и международной практике, на ключевых концепциях экономической психологии. Курс изучается в течение третьего, четвертого и пятого модулей.

Программа дисциплины соответствует требованиям ГОС высшего профессионального образования.

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам знания, развить аналитические умения и практические навыки, необходимые для экономической оценки конкретной ситуации, принятия рационального решения, определения поведенческой стратегии, оценки потенциала развития индивида, организации, экономики.

Программа учитывает специфику факультета психологии. Структура и содержание курса сформированы на основе принципов международных стандартов экономического образования, педагогических принципов экспериментального обучения с учетом требований к подготовке специалистов – психологов. Особое внимание при изучении курса уделяется поведенческим аспектам микроэкономической теории, проводится сравнительный анализ психологического и экономического подходов к исследованию таких объектов, как потребности, стимулы, институты и др. На семинарских занятиях проводятся лабораторные эксперименты с целью выявления реальных мотивов экономического поведения индивидов, применяются другие формы активной работы.

Для полноценного освоения материала дисциплины значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов, которая включает освоение теоретического материала, подготовку к занятиям в форме чтения учебной и научной литературы, проведения самостоятельных исследовательских работ.

В ходе подготовки к семинарским занятиям и квалификационным тестам студенты осваивают и закрепляют базовые понятия, используя результаты собственных наблюдений, основную учебную и научную литературу, дополнительные источники информации. Углубленное изучение выбранной темы проводится в ходе выполнения предусмотренных программой курса проектов, эссе и других форм самостоятельного исследования.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения курса «Основы экономической теории: микроэкономика» студент (-ка):

  • Получает представление об основных концепциях экономической теории; узнает основные методологические принципы, на базе которых создаются микроэкономические модели, получаются достоверные прогнозы, оценивает их возможности, преимущества и недостатки.

  • Получает представление о потребностях и мотивах поведения индивида, о функционировании экономических организаций и закономерностях их развития;

  • Овладевает базовыми навыками рационального принятия решений в том числе - в условиях несовершенной информации и изменчивой внешней среды с учетом психологических факторов.

  • Учится применять полученные знания для анализа реальных ситуаций, для принятия эффективных решений на уровне индивида, организации, общества.

Формы проведения занятий

Учащиеся в формах лекции, дискуссии, диалога, игрового моделирования, экономического и/или психологического эксперимента знакомятся с фундаментальными концепциями экономической теории, с базовыми концепциями микроэкономики. Лекции сопровождаются показом слайдов-иллюстраций, в ходе занятий участники получают необходимый раздаточный материал, проводятся занятия в компьютерном классе с использованием обучающих программ и программ-симуляторов.

Автор программы С.М.Пястолов

  1. Программа дисциплины Макроэкономика для направления 030300. 62 «Психология»

    Программа дисциплины
    Оценки промежуточного и итогового контроля определяются (в соответствии с приказом по ГУ-ВШЭ № 1002 от 17.06.2002) как средневзвешенные по приведенным ниже формулам и округляется до целого числа.

Другие похожие документы..