Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

Российская академия наук Институт психологии

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 6

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009


Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко

УДК ББК П

159.9

88

86

П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Волови-кова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

ISBN 978-5-9270-0173-6 УДК 159.9

ББК 88

Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению вопросов духовно-нравственного становления человека в современном российском обществе и проблемы индивидуальности в трудах отечественных психологов.

Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 6) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г

© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0173-6

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

1.1.Теоретические проблемы нравственной и этической психологии

В. П. Андронов, Т.Д. Андронова
Духовно-нравственое развитие личности в свете православного
религиозного опыта 7

Л. Н. Антилогова

Психологические факторы развития нравственного сознания личности 13

С.А. Барсукова

Совесть как предмет психологического исследования 21

Ю. В. Бусова

Проблема определения понятия «духовность» в науке 27

Т.П. Войтенко

К вопросу об «андеграунде» 30

М. И. Воловикова Опыт построения курса «Основы нравственной психологии»

для студентов-психологов 39

А. А. Гостев

«Миры образов» в интегральном образе реальности:

некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты 43

Т.И. Дрынкина

Нравственный аспект организационного поведения 50

Е.А. Коломиец

Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории
самореализации личности 58

М. Ю. Колпакова

Роль диалога в духовно-нравственном становлении человека 63

А. А. Костылева, Е.Н. Костылев
Философско-психологические основания эмпирических исследований
духовности 66

И. К. Макогон, С. Н. Ениколопов
Актуальные проблемы изучения моральных эмоций 74

Н.В. Марьясова

Духовность личности как социокультурный феномен 77

И. А. Николаева

Природа и генезис личностных ценностей 85

Л. М. Попов, Ю. Н. Устина
Проблемы этической психологии: предмет и методы 92

П. Н. Устин

Этическая культура как проявление духовно-нравственного

становления человека 100

Л. Ф. Щербина

Отечественная традиция психологической помощи 106

1.2.Эмпирические исследования духовно-нравственных процессов
в современном российском обществе

Л. С. Акопян

Представления младших школьников о добре и зле 114

А. М. Борисова

Праздник как сложный психологический феномен 116

А. С. Герасимова

Отношение студентов вуза к нравственным нормам учебной деятельности 121 Л. Л. Дикевич

Динамика нравственных представлений у подростков и молодежи

(на примере Смоленского региона) 128

A.М. Еремина

Влияние социально-психологической зрелости группы на становление
нравственного самоопределения старшеклассников 136

B.А. Зобков

Самооценка как нравственный регулятор поведения и деятельности 143

Г. В. Иванченко, Н.В. Кошелева, Е. Н. Осин Имплицитные концепции личности атеиста и верующего

в постатеистическом обществе 145

Н. Г. Капустина

Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном

российском обществе 152

C.А. Козлов, О. В. Сулимина

Диагностика психологических особенностей студентов как первооснова
развития личности в образовательном процессе 159

С. А. Котова

Особенности духовно-нравственной самореализации педагогов
в досуговой сфере жизни 165

О. А. Куприна

Проблема духовного формирования студентов психологического
факультета посредством экзистенциального подхода 171

Г. Н. Ларина

Представления современной молодежи о свободе личности 177

И. Л. Матасова

Особенности ценностных представлений учащихся различных
возрастных групп 184

О. А. Миненко

Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов

в условиях современного общества 191

А. В. Морозов, Л. Е. Радченко
Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное
становление человека в современном российском обществе 198

Л. Ш. Мустафина

Особенности социальных представлений о совести в разных группах
учащейся молодежи 204

Э.Н. Ольшевская

Психологическое содержание когнитивного компонента морального
сознания студентов 206

Д. В. Погонцева

Внутренняя/духовная красота в представлениях современной молодежи 213

Т. Б. Рязанова, В. В. Ефремова
Представления об идеалах у современных подростков с различной
направленностью 215

Т. А. Серебрякова Проблема развития ценностного отношения личности к миру

в психологических исследованиях 219

М. Б. Сивкова

Нравственные аспекты межличностных конфликтов в среде подростков 225

Т. В. Скутина

Конфликтная компетентность и развитие общения со сверстником
в подростковом возрасте: этические аспекты 231

О. В. Сулимина

Особенности духовных ценностей студенческой молодежи с различным
отношением к религии 238

О. В. Сучкова

Нормативно-ценностный компонент религиозности как фактор
безопасного поведения молодежи 240

С. В. Тихомирова

Роль традиции в духовно-нравственном становлении молодого человека 246

А. С. Чернышев

Актуализация представлений о свободе в структуре мироощущений

и поведении современных подростков и юношей 250

1.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания

Е.А. Азарова

Христианский гуманизм как методологическая основа образования
и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии
в народосберегающих технологиях 258

Л. И. Акатов

Практико-ориентированный психолого-педагогический подход

как фактор позитивного влияния на самоопределение старшеклассников

(ретроспективный взгляд) 264

С. Н. Башинова, М. Г. Матвеева, Э. Э. Ульянова
Проблемы духовно-нравственного становления дошкольников
в образовательных учреждениях 272

А. И. Белкин

Психологические аспекты конструирования символической идентичности
средствами неинституциональной изобразительной деятельности 274

Н. Я. Большунова

Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников
(на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле») 281

О. У. Гогицаева

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе

осетинских этнокультурных традиций 288

Т. В. Кожановская, В. В. Спасенников
Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения
и духовно-нравственном воспитании личности 291

Е. О. Матвеева

Интеграция научных идей С. Л. Рубинштейна в педагогику детского чтения 297 С. А. Месникович

К вопросу духовно-нравственного становления студентов 302

О. В. Петрушина
Психологическая безопасность образовательной среды
и духовно-нравственное становление личности воспитанников
интернатных учреждений как условие их успешного жизнеустройства 305

Е. Ю. Стрижов

Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности 312

Н.В. Федяева, И. А. Гудь
Духовно-нравственное становление ребенка в современном российском
обществе: семья-дитя-социум 319

А.А. Чернова

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей
и подростков в современном обществе 325

Г. В. Шейнис

Духовно-нравственное становление человека во взаимодействии

с природой 331

Л. В. Яссман, О. Ю. Яссман
Психологическое здоровье как критерий духовной эволюции человека 337

Часть 2

Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

Л. Р. Ахмадова

Индивидуальные особенности подростков с отклоняющимся поведением 346 Д. С. Бурдаков

Проблема взаимосвязи индивидуальных стилей саморегуляции,

психической напряженности и функциональной межполушарной

асимметрии 348

A.Ю. Голубева

Анализ индивидуальных проявлений в смысловой структуре образа

личного прошлого 355

B.Н. Егорова

Гармоничность индивидуальности как предиктор стрессоустойчивости
педагогов 358

Л. З. Зарипова

Проблема познания индивидуальности в трудах М. М. Троицкого,

В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского 364

Д. С. Корниенко Психогенетическое исследование взаимосвязей свойств психодинамического и личностного уровней интегральной

индивидуальности 371

В. А. Москвин, Н. В. Москвина
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов
и дифференциальная нейропедагогика 374

И. А. Новикова

К проблеме исследования индивидуально-типических особенностей
личности 382

Т. А. Ребеко

Телесные повреждения как попытка восстановления способности
к индивидуальной любви 390

Н. Н. Сафукова

Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии 392

А. Н. Стражкова
Условия актуализации и развития ответственности как свойства
индивидуальности 398

Т. И. Чиркова

Проблемы преподавания дифференциальной психологии 404

Часть1

  1. А. Л. Журавлев директор Института психологии ран

    Документ
    Концентрированное изложение наиболее крупных и значимых научных событий в жизни Института психологии РАН (ИП РАН) за 2010 г. позволяет за короткий период заново их пережить и увидеть общую панораму того, из чего собственно и складывалась
  2. А. Л. Журавлев, член-корреспондент ран

    Документ
    Прежде, чем излагать конкретные результаты научной деятельности ИП РАН, целесообразно выделить то, что было наиболее характерно для научно-организационных и административно-правовых условий деятельности Института в 2009 г.

Другие похожие документы..