Взаимодействие и сотрудничество

Балашовский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Саратовского государственного университета

имени Н. Г. Чернышевского»

Посвящается 100-летию СГУ

им. Н. Г. Чернышевского

СВЕТСКАЯ И ДУХОВНАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО

Сборник научно-методических статей

Под редакцией З. Л. Сучковой

Балашов

2009

УДК 371.4

ББК 74.200.503

С24

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

С. И. Шумарин;

Кандидат богословских наук, руководитель епархиального отдела
религиозного образования и катехизации Саратовской Епархии РПЦ

С. Штурбабин.

Редакционная коллегия:

доц. Л. М. Руднева, З. Л. Сучкова (отв. редактор), М. И. Лукашина.

С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009. — 132 с.

ISBN 978-5-94035-382-9

В сборник вошли статьи, в которых с позиций сегодняшнего дня рассматриваются важнейшие проблемы духовного и патриотического воспитания молодежи: его научные и духовно-исторические основы, состояние в современных условиях, возможности и направления повышения эффективности этой деятельности, а также опыт и результат работы в процессе ее осуществления на различных уровнях, звеньях, направлениях с использованием разнообразных форм, методов и средств.

Издание рассчитано на широкий круг читателей.

УДК 371.4

ББК 74.200.503

ISBN 978-5-94035-382-9 Коллектив авторов, 2009

С о д е р ж а н и е

И. Г. Андреева 13

Духовно-нравственное становление личности дошкольника 13

Л. И. Андреева 15

Русская православная культура и вузовский цикл
историко-лингвистических дисциплин 15

Е. Н. Ахтырская 17

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в период обучения грамоте 17

В. Н. Белов 18

Об опыте взаимодействия Саратовского государственного
университета и Саратовской епархии РПЦ 18

В. В. Брякин, Л. А. Разаева 20

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания
в процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи» 20

В. С. Вахрушев 21

«Маленький принц» — духовное послание
Антуана де Сент-Экзюпери 21

А. В. Викулов 24

Формирование духовной культуры
у подрастающего поколения как актуальная проблема
современности 24

Е. Н. Виноградова, Г. Н. Можайцева 28

Роль языка в формировании духовных традиций общества 28

Н. А. Герасимова 31

Взаимодействие семьи и школы
в формировании духовного развития детей 31

С. П. Гладкова 33

Пробуди и укрепи 33

З. В. Горинова 36

Духовно-нравственное воспитание молодежи 36

В. И. Догалакова 38

Е. Шварц: «Простые стихи для себя и для Бога» 38

И. Н. Дубовицкий 41

О проблемах военно-патриотического воспитания молодежи 41

С. С. Жогов 44

Сайты религиозного содержания и их воздействие на сознание молодежи: к проблеме религиозного просвещения в средней общеобразовательной школе 44

А. Н. Завитаев 47

Повседневная жизнь сельских церковных приходов
Балашовского уезда в 20-х — в начале 30-х гг. XX в.
(на примере прихода Успенской церкви с. Тростянка) 47

Е. С. Кириенко 49

Дорогой музыки к истокам православной культуры 49

А. Г. Кистович 51

Роль развития физической культуры и спорта
в формировании гармонично развитой личности 51

Л. В. Крайнева 54

Духовно-нравственное развитие детей в учреждениях
дополнительного образования 54

Е. А. Крухмалев 56

Образ жизни молодежи — залог духовного здоровья 56

Е. П. Кудинова 58

А. П. Чехов и религия 58

Т. В. Кутукова 61

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории 61

Е. Ю. Кученева 62

Об изменении структуры блока
историко-лингвистических дисциплин в вузе 62

Б. В. Ланчиков, Е. П. Андрианов,
Е. В. Беспалова, 64

Проблемы и возможности сотрудничества
духовной и государственной систем образования 64

В. И. Лутовинов 66

Актуальные проблемы патриотического воспитания 66

И. Ю. Малюченко 68

Подготовка старшеклассников к семейной жизни
и ответственному родительству: взгляд светской и духовной системы образования на проблему 68

Е. М. Мамонтова 68

Трансформация христианских идей
в раннем творчестве Андрея Платонова 68

А. Н. Масленников 70

О подготовке будущих учителей и преподавателей ОБЖ
к духовно-нравственному воспитанию школьников 70

Т. М. Машкина 72

Духовно-нравственные возможности гуманитарных
дисциплин в процессе формирования
аксиосферы личности студента 72

С. Моргун 75

Необходимость духовной составляющей
в светской системе образования 75

В. В. Назаров 79

Духовно-нравственные основы
патриотического воспитания молодежи 79

Г. А. Невзорова, Л. В. Садчикова 82

Единение знания и веры — основа духовно-нравственного
воспитания молодежи 82

С. В. Новикова 84

Патриотическое воспитание — основа духовно-нравственного развития детей в Центре эстетического воспитания детей 84

Д. А. Овчаров 87

Возможности духовного образования в секулярном обществе 87

Г. Н. Петрова 90

Духовно-нравственное воспитание
на уроках русского языка в средней школе 90

Б. М. Потиха 92

Духовно-нравственное развитие личности
в учреждениях дополнительного образования 92

Н. М. Руднева 94

Духовно-нравственное развитие личности школьника
во внеурочной деятельности 94

Н. А. Симонова 97

Духовное развитие учащихся в условиях
средней общеобразовательной школы: из опыта работы 97

Н. В. Соколец 102

Зачем школе Православие? 102

З. Л. Сучкова 105

Из опыта работы Центра духовной культуры БИСГУ 105

А. В. Тимушкин 108

Религия и здоровье 108

Л. И. Троицкая 110

«В начале было Слово…» 110

О. Г. Улановская 117

Духовно-нравственное развитие детей
в кружке начального технического моделирования 117

В. В. Филатов 120

Русский народ: изгнанники на Родине 120

А. И. Филимонов 123

Патриотическое воспитание — основа духовно-нравственного развития молодежи в кружке стендового моделирования
станции юных техников 123

Т. Ф. Цыганова 126

Актуальность введения специализации
«Русская православная культура» 126

Э. Б. Чистякова 128

Музыка православия в образовательном процессе 128

Л. Я. Чичкова 131

Ключевые компетенции в образовании
и духовно-нравственное воспитание школьников 131

А. Ю. Юдин 135

Паломничество как точка соприкосновения
духовной и светской систем образования 135

Н. Е. Юдинцева 138

Патриотическое воспитание — основа
духовно-нравственного развития молодежи 138

Русская Православная Церковь Московская Епархия

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

ХРАМА РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

В СОКОЛЬНИКАХ

Братья и сестры!

От всего сердца приветствую вашу конференцию и желаю, чтобы она принесла реальную пользу делу, которому все мы служим.

Правильное и отвечающее интересам страны воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из главных объективных потребностей России. К сожалению, в этом важнейшем вопросе внятно сформулированной государственной программы не существует до сих пор;
а большинство из созданных энтузиастами клубов так и выживают без всякой поддержки либо на ограниченные пожертвования добрых людей, не забывших абсолютно верной и в наши дни истины, что «дети — наше будущее».

Впрочем, как все мы понимаем, задача не только в том, чтобы клубы
и организации, осуществляющие воспитание молодежи, получали какую-то финансовую помощь. И даже не в том, чтобы их стало как можно больше. Нужна целостная система патриотического воспитания. Крайне важно, чтобы молодой человек вступал в жизнь не просто образованным и обладающим определенными навыками, но и внутренне духовно цельным, осознающим свою принадлежность к России, ее ценностям, духовности
и культуре. Главнее этой задачи сегодня нет: ибо от того, каким будет наше молодое поколение, зависит и то, какою будет завтра наша Россия. Поэтому задача духовно-патриотического и конкретно военно-патриоти-ческого воспитания выходит на первый план, встречая поддержку
и у Святейшего Патриарха, и у ответственных политиков, и у думающей о завтрашнем дне страны части общества.

В связи с этим рад сообщить вам, что в Москве на Патриаршем Подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках начата работа по созданию Всероссийского Центра духовно-патриотического воспитания молодежи, призванного не только объединять усилия занимающихся этой тематикой клубов и организаций, но и придать этой работе системный характер.

Надеюсь, что в вашем лице мы найдем немало единомышленников
и помощников в этом крайне важном деле. Спасибо вам за то, что вы уже делаете. И дай Бог нам, объединив наши усилия и возможности, вместе сделать стократ больше.

Желаю вам помощи Божией.

Настоятель Патриаршего Подворья

Храма Poждecтвa Иоанна Предтечи в Сокольниках

Игумен Иоанн (Ермаков)

04.04.09.

Приветственное слово на I Всероссийскую
научно-практическую конференцию «Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество»
(Балашов, 10 апреля 2009)

Уважаемые организаторы и участники конференции!

Я приветствую вас на открытии I Всероссийской научно-практической конференции «Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество» и желаю вам Божией помощи в ваших трудах на поприще просвещения и духовно-нравственного воспитания молодого поколения наших соотечественников.

Вопрос о взаимодействии систем светского и духовного образования остается одним из наиболее актуальных на сегодняшний день. Спецификой изучения основ православной культуры в светской школе по отношению к различным предметам религиоведческого цикла является, прежде всего, его ориентация на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление определенных знаний о православии, но и приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Понимание целей и задач этой дисциплины особенно важно в области подготовки педагогических кадров и разработки содержательной части учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества знаний, недопущения искажений учебного материала, относимого
к содержанию курса.

В связи с этим также важно помнить о необходимости разработки отдельных программ для преподавания основ православной культуры
в высших учебных заведениях для студентов гуманитарных специальностей. И первым шагом к решению этой задачи является сегодня открытие на филологическом факультете Балашовского института СГУ специализации «Русская православная культура». Я сердечно благодарю администрацию института за сотрудничество в этом направлении и надеюсь на дальнейшее успешное развитие этого нашего совместного проекта.

Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Епископ Саратовский и Вольский,

член Общественной палаты РФ Лонгин

Делегатам и участникам

I Всероссийской научно-практической

конференции «Светская и духовная

системы образования: взаимодействие

и сотрудничество»

Дорогие участники конференции!

От имени Межрегионального общественного движения «Народный Собор», объединяющего более 200 общественных организаций, сердечно приветствуем Вашу Конференцию и желаем ей плодотворной работы на благо нашей России и ее народа.

Мы убеждены, что сегодня формирование полноценной личности, патриота и защитника своей Родины, является приоритетнейшим делом любого образования. Ибо эгоистичный, ориентированный на потребление и достижение «личного успеха» любой ценой человек становится только опасней для окружающих, если он вооружен знаниями и навыками. Поэтому привнесение в процесс образования и воспитания будущих поколений духовной составляющей, формирование личности молодых россиян на основе наших традиционных ценностей, культуры и нравственности является, на наш взгляд, задачей поистине государственной важности.

Желаем Вам новых успехов и достижений на этом благородном поприще.

Сопредседатели движения «Народный Собор» О. Ю. Кассин

В. Е. Хомяков

Приветственное письмо участникам конференции
«Светская и духовная системы образования: взаимодействие
и сотрудничество»

Уважаемые участники конференции, выражаю Вам и Вашим соратникам сердечную благодарность за радение о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Известная истина гласит: «Тот народ, который желает иметь будущее, вкладывает средства прежде всего не в экономику, а в науку и воспитание. Ибо образованные и воспитанные граждане страны всегда найдут достойный выход из любой кризисной ситуации».

Вы занимаетесь подвижническим делом именно на этом главнейшем направлении. Желаю успехов и Божьего вспоможения Центру духовной культуры Балашовского института СГУ во всех благих начинаниях.
Не сомневаюсь, что организованная Вами конференция, послужит новым шагом для укрепления морально-нравственных устоев молодежи вашего вуза и региона.

Руководитель военно-патриотических программ

Центра национальной славы России,

член Союза писателей России В. А. Латынин

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..