Взаимодействие и сотрудничество

Е. П. Кудинова

А. П. Чехов и религия

В последние годы проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Но в отличие от многих, у Чехова нет прямых религиозно-философских высказываний, поэтому проблема религиозности Чехова — одна из наиболее сложных при изучении его биографии и творчества. При ее освещении неизбежны вопросы: был ли Чехов верующим человеком и каким образом восприятие религии, ее мировоззренческих, этических и эстетических основ отразилось в созданных им произведениях?

Антон Павлович с ранних лет был знаком с Церковью, с православным богослужением, погружен в атмосферу бытового православия. В одном из писем он писал: «Я получил в детстве религиозное образование
и такое же воспитание: с церковным пением, с чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне…» [1, с. 20].

Писатель действительно близко знал весь церковный и духовный строй православия и поэтому никогда не допускал ошибок в названии церковных служб, молитв, песнопений, церковной утвари и очень хорошо знал иерархическую подчиненность. На отношение Чехова к религии сильно повлияло естественнонаучное образование, полученное на медицинском факультете Московского университета: культурному сознанию эпохи было свойственно противопоставление веры и знания.

Однако Чехова нельзя назвать безучастным к религиозным вопросам или равнодушным к вере писателем. Как художник он понимал, что Бога нельзя обойти молчанием. Герои Чехова участвуют в религиозных разговорах, высказывают свои верования и сомнения, цитируют Библию, рассуждают на евангельские темы, часто исполняют церковные обряды
и, наконец, переживают глубокие религиозные волнения, ощущение Бога Живого и радости, сильной, восторженной, неземной.

Чехов нередко обращался к формам популярных во второй половине XIX в. святочного и пасхального рассказов, художественное время которых приурочено к церковному календарю. В их числе такие шедевры чеховской прозы, как «Ванька», «Бабье царство», «Святою ночью», «Студент», «Архиерей».

В рассказе «Студент» Чехов обращается к содержанию Страстных Евангелий, это единственное произведение, где Чехов прямо говорит
о Христе. Студент Духовной академии Великопольский возвращается весной, в Великую Пятницу, домой и подходит к огородам, где у костра две женщины, мать и дочь, после ужина моют посуду. Студент смотрит кругом, и эта ночь напоминает ему ту холодную ночь и тот костер, у которого грелся апостол Петр. И он начинает пересказывать им Евангелие.

«Если помнишь, во время Тайной вечери Петр сказал Иисусу: „С Тобою я готов и в темницу и на смерть“. А Господь ему на это: „Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня“» [2, с. 307].

Далее студент продолжает свое повествование: «После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били… Пришли к первосвященнику, ‹…› Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся…» [2, с. 308].

Писатель не захотел здесь дословно передать цитату из Евангелия, он вкладывает ее в уста своему герою.

Из отрывка видно, что Чехов постоянно следил только за художественной стороной рассказа, поэтому нарушал порядок евангельских событий, сокращал цитаты или добавлял в них свои слова, но все это делал аккуратно, с благоговением.

В большинстве же случаев в рассказе «Студент» указываются точные цитаты из Евангелия, они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В повествовании студента Духовной академии органически сочетаются формы разговорной речи и евангельского рассказа. В этом сказалось не только знание Чеховым текстов Священного Писания, но и восприятие лексики Библии, ее фразеологии.

По этому поводу Мережковский писал: «В рассказе „Студент“, в глухой деревне у пылающего костра, в ночь на Страстную Пятницу простые люди тронуты до слез рассказом студента о том, что происходило девятнадцать веков назад, в точно такую же ночь, у такого же костра, во дворе первосвященника Кайафы» [3, с. 708].

В рождественских рассказах Чехова нет типичного для этого жанра мотива состоявшегося и обещавшего некую стабильность «рождественского чуда» («На пути», «Ванька», «Бабье царство»), в рассказе «Страх» (1892) переосмыслен типичный для святочной литературы мотив страха: реальная жизнь не менее непонятна (и потому страшна), чем «привидения» и «выходцы с того света». Церковь как залог преодоления тяжелого душевного состояния (обычная ситуация в святочной и рождественской литературе) для героев рассказа «закрыта», и автор не настаивает на приобщении к религиозной вере как решающему и возможному для всех пути выхода из кризиса. Свойственное рождественской литературе понятие веры в рассказе «На пути» приобретает более широкое, не замкнутое на христианском смысле значение. Земные желания неявно сопоставленной с Богородицей героини рассказа «Бабье царство» — пожалуй, наиболее наглядное выражение того, что владеет чеховским человеком. Драматическая разобщенность людей, тяготы их повседневного существования или же неспособность понимать и чувствовать радость «обывательской», «домашней» жизни (присущая Лихареву из рассказа «На пути») — в центре рождественских и святочных историй Чехова. Это показатель кризисного мироощущения писателя, его «усталого» от несовершенства мира
и человека гуманизма, не находящего, однако, ценностей вне человека
и его земной жизни.

Таким образом, мы видим, что Чехов весьма сдержан, говоря о своей позиции в вопросах веры. Все это дает основание для полярных трактовок Чехова — от направленно православных до подчеркнуто атеистических.

Сохранились сделанные на отдельных листах записи Чехова: «До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока [поймет] не отыщет своего бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет бога, то жить не для чего, надо погибнуть»
[4, с. 215—216].

Литература

1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т.
Т. 4. Письма, март 1892—1894 / тексты подгот. и примеч. сост. Л. М. Долотова
[и др.]; ред. А. И. Ревякин. М.: Наука, 1976. 679 с.

2.Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 8. Рассказы. Повести, 1892—1894 / Текст подгот. и примеч. сост. Л. М. Долотова [и др.]; ред. К. Н. Ломунов. М.: Наука, 1977. 528 с.

3. Мережковский Д. С. Чехов и Горький // А. П. Чехов: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — нач. XX вв.: антология. СПб.: РХГИ, 2002. С. 692—722.

4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники / текст подгот.
и примеч. сост. А. Л. Гришунин [и др.]; ред. Г. А. Бялый. М.: Наука, 1980. 528 с.

Т. В. Кутукова

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

Современноеобщественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие духовные ценности. Стали как бы стесняться таких слов и понятий, как Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня, когда все больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирования духовно-нравственной личности. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравст-венной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего, история и литература. История — это учебная дисциплина, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности,
к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый «ценностный пласт».

На уроках применяются различные формы работы с детьми. Так, например, работа над рефератами о жизни известных людей обогащает школьников новыми знаниями, демонстрирует, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать свое собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Особенно важными для нравственного воспитания детей считаю уроки с применением элементов краеведения. Так как именно на таких уроках школьники ощущают причастность своих земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

И еще один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок — это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен уметь вызвать у учащихся те же чувства, которые есть у него. Свои идеалы он должен передавать своим ученикам, но не навязывая готовые оценки, а умело подводя учащихся к самостоятельному их постижению. Тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.

В каждом из моих учеников я хочу видеть высоконравственную личность, гражданина, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». Будем надеяться, что социальный заказ на Человека с большой буквы будет востребован, и российская жизнь обретет, наконец, лад, примиривший в себе предания и веру предков и новые, весьма неоднозначные реалии современного периода русской жизни.

Е. Ю. Кученева

Об изменении структуры блока
историко-лингвистических дисциплин в вузе

Особенности развития нашего общества оказывают огромное влияние на все сферы нашей жизни. К образовательному процессу предъявляются новые требования, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», «Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года». Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки высококомпетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и обладающего необходимыми информационно-познавательными компетенциями.

Начиная с 2002 г., в научно-теоретической и научно-методической литературе активно обсуждалась сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций 3. Компетентностный подход принято определять как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» 1.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

В современных ФГОС ВПО по направлению подготовки специалистов различных уровней компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности
в определенной области. И согласно требованиям ФГОС ВПО к основным образовательным программам подготовки, например, бакалавров, выпускник должен обладать следующими компетенциями: универсальными, к числу которых относятся общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, и профессиональными (по видам деятельности).

Федеральные стандарты требуют также разработки точного перечня социально-личностных и общекультурных (СЛК) компетенций, являющихся как результатом изучения и гуманитарных, и социальных, и экономических дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза. Нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо постоянное внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения в целом для формирования высших нравственных ценностей
у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Традиционные историко-лингвистические дисциплины, преподаваемые на филологическом факультете, обладают уникальными возможностями не только для формирования именно социально-личностных и общекультурных (СЛК) компетенций, но и для духовно-нравственного воспитания студентов.

Основная образовательная программа подготовки учителя русского языка и литературы (специальность 032900 — «Русский язык и литература») состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта 2005 г. предусмотрены следующие дисциплины исторического цикла: «Классические языки», «Старославянский язык», «История русского языка».

Следует признать, что структура лингвистических дисциплин в наши дни требует серьезного обновления. Так, например, А. А. Соколянский
в книге «Введение в славянскую филологию» излагает свой взгляд на историко-лингвистические дисциплины 2. По его мнению, необходимость изменений в структуре изучаемых курсов связана не только с методическим обновлением, но и с глубокими изменениями, которые произошли
в обществе и науке второй половины ХХ в.:

  • возвращение в культурно-историческое пространство России церковно-славянского языка. Это позволяет по-новому выстраивать этапы становления русского литературного языка. Кроме того, сейчас мы получили возможность давать не только историко-культурный и отчасти религиозный комментарий к библейским текстам, традиционно изучаемым
    в курсах истории языка, но и говорить о специфике, роли и значимости церковно-славянского языка.

  • распространение точки зрения Н. С. Трубецкого о позднем распаде общеславянского языка (после эпохи падения редуцированных, XII—XIII вв.).

В результате предлагаются к изучению следующие курсы исторической направленности: «Введение в славянскую филологию», «История праславянского языка», «Древнеславянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка». Особое место в этом блоке должно принадлежать курсу «Церковно-славянский язык».

Литература

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..