Взаимодействие и сотрудничество

А. Г. Кистович

Роль развития физической культуры и спорта
в формировании гармонично развитой личности

Главная мысль моей статьи будет заключаться в том, что одной из основных задач воспитания молодежи, студентов в вузе было и остается приобщение к занятиям спортом, физической культурой посредством проведения мероприятий, активными участниками которых они сами
и являются. Дух соревнования, а также командного единения и коллективизма, присущие спортивным мероприятиям, куда вовлекаются студенческие массы и становится предпосылкой возникновения чувства патриотизма у студентов сначала за команду своего родного института, потом уже за городскую, областную, сборную нашей страны на олимпиаде или чемпионате.

Спорт и патриотизм — на первый взгляд, два разноплановых понятия, однако их функциональное значение при проникновении друг в друга играет колоссальную роль в воспитании молодежи, в формировании целостного молодого организма, его трезвого взгляда на реальную действительность, его места в жизни. В связи с этим невозможно переоценить значения физического воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах.

Физическое воспитание не только способствует развитию физической силы и ловкости и улучшает здоровье и гигиену, но и является общим фактором уравновешенности, носителем этических ценностей, и оно содействует нравственной подготовке, воспитывая мужество, самообладание, выносливость, инициативу, чувство солидарности, коллективизма
и дух товарищества, уважение правил и благородство в спорте. Важную роль играет личностный пример педагога, тренера, умеющего, благодаря своему педагогическому таланту и опыту, научить и приобщить.

«Центр оздоровительной физической культуры» в БИСГУ, явился
неким организационным центром солидарности учащихся в развитии спорта, физической культуры, организацией, объединяющей факультеты, студентов и преподавателей, выполняя, таким образом миссию воссоединения, единомыслия, а как следствие, пробуждая в душах студентов
и преподавателей чувство патриотизма и гордости за родной институт.

Навсегда оставит свой неизгладимый след в памяти преподавателей, учащихся и других участников туристический слет в октябре 2008 г., который проходил в живописном с. Никольевка, куда наряду со студентами БИСГУ, съехались студенты и преподаватели СГУ. Прохождение маршрутов, показания туристической техники, совместное приготовление еды, пение у костра, разнообразные конкурсы не только сплотили участников турслета, но и дали повод поразмыслить о том, что спорт и любые его проявления благотворно влияют на эмоциональное и духовное воспитание молодежи.

В рамках акции «Помоги детям — поделись теплом!» в спортивном зале нашего института совместными усилиями было проведено новогоднее мероприятие, где студенты вместе с детьми из дома-интерната принимали участие в эстафетах.

В числе подобных мероприятий, которые оставляют след в душе и памяти и сеют разумное, доброе, вечное, оказалась и так называемая «Зарница», приуроченная к Дню защитника Отечества, проходившая в с. Мача, совместно с командой военнослужащих. Солдатская каша, чай, командный маршрут, пройденный на лыжах, огромный костер, собравший возле себя участников, песни и танцы возле него, все это вспоминается с огромной теплотой и навевает на мысль, что проводя подобные мероприятия, хотелось бы заручиться поддержкой не только в стенах института, но также и помощью других организаций, имеющих возможность и желание в оказании нашему центру содействия в их подготовке и проведении.
В планах центра на следующий учебный год — подготовка спортивных состязаний на свежем воздухе, мероприятий по охране окружающей среды. Также на будущий год центр планирует проведение встреч и конференций с и интересными людьми, которые реализовали себя и добились больших высот в спорте, — с мастерами спорта, чемпионами. Все это делается нашим центром для того, чтобы дать возможность молодым людям сделать выбор, полагаясь на пример конкретного человека, живущего в нашей стране и добившегося уважения и успехов благодаря спорту. Таким примером может быть и В. Третьяк, А. Попов, А. Карелин и многие другие выдающиеся спортсмены.

Таким образом, в завершении вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что физическое и спортивное воспитание в нашем институте необходимо и следует превратить в один из элементов современного гуманизма и фактор культуры, для чего и создан в вузе центр оздоровительной физической культуры, призванный централизованно объединить факультеты в подготовке и проведении спортивных мероприятий с участием студентов, преподавателей и их семей. Центр сотрудничает с телекомпаниями города, которые неоднократно освещали в своих информационных блоках его деятельность, представляя важную воспитательную роль физической культуры в подготовке молодых специалистов в нашем институте, что само по себе воспитывает и пробуждает солидарность, всестороннее уважение к заслугам наших спортсменов, формирует у молодежи дух патриотизма.

Л. В. Крайнева

Духовно-нравственное развитие детей в учреждениях
дополнительного образования

Позитивное отношение к жизни, милосердие, дружелюбие, стремление к активной жизненной позиции — вот та основа, на которой формируются нравственные принципы человека.

Стремительное развитие компьютерных технологий зачастую отрицательно сказывается на формировании взглядов, вкусов и ценностей у детей. Поэтому в наше нелегкое время, время потерянных нравственных устоев главенствующей становится роль педагогов, в частности педагогов дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Те задачи, которые ставит государство перед новым поколением педагогов, в полной мере отображают весь комплекс проблем, связанных
с образованием подрастающего поколения.

Не случайно 2008 г. был провозглашен годом семьи, а 2009 — годом молодежи. Наши дети — наше будущее. И как важно не упустить тот момент в развитии ребенка, когда он открыт миру, полон стремления познавать и узнавать все то новое и интересное, что дает жизнь.

В связи с этим детскому творчеству уделяется особое место, так как творчество проявляется не только как мироощущение и желание выразить себя, а является тем багажом, с которым уже взрослый человек идет в жизнь.

Родительская любовь и стремление развить способности ребенка является главной мотивацией для занятий различными видами искусства
в учреждениях дополнительного образования.

И лишь начав занятия музыкой, живописью, хореографией, пением, ребенок через звук, цвет, движения познает все грани прекрасного, становясь частью этого мира.

Тонкая, чуткая душа ребенка, однажды соприкоснувшись с прекрасным, безошибочно сможет отличить добро от зла, прекрасное от безобразного. Тот луч света, однажды проникнув в детскую душу, может стать маяком в бурном море взрослой жизни. Не зря же существует мнение, что все мы родом из детства.

Психологи утверждают, что положительные эмоции, испытываемые детьми при выступлении на концертах, конкурсах или от похвалы сверстников или педагогов, вселяют в ребенка уверенность в собственных силах, чувство собственного достоинства. В результате чего можно говорить о том, что у ребенка, занимающегося различными видами искусства, есть больше возможности стать гармонично развитой личностью. К тому же знакомство с биографией и творениями выдающихся личностей прошлого и настоящего формирует у детей стремление к идеалу.

Педагоги с большим стажем работы утверждают, что дети, посещающие занятия по музыке, хореографии, живописи, пению в учреждениях дополнительного образования, активнее, целеустремленнее, лучше учатся, у них хорошо развиты воображение и речь, они свободнее выражают свои чувства и эмоции, более контактны, а это значит восприимчивее
к позитивному и духовному.

Инновационные технологии современного учебного процесса позволяют педагогам дополнительного образования передать весь комплекс знаний, делая межпредметную связь реальностью. У детей есть возможность воспринимать информацию в полном объеме, делать выводы, анализировать и сравнивать, что немаловажно в формировании нравственных принципов.

Искусство — это единственная форма познания мира, требующая огромного душевного труда.

Ребенок, с раннего детства приученный трудиться духовно, обязательно выберет правильный жизненный путь. Видимо, поэтому такой, казалось бы, сложный предмет «Этика» у детей старших классов является любимым. Здесь не надо «зубрить» и заучивать формулы, здесь нужно думать и чувствовать. Приучаясь анализировать с детского возраста поступки других, соизмеряя их со своими во взрослой жизни, у таких детей есть все шансы сделать меньше ошибок, совершить меньше ненужных поступков. К тому же практические задания на уроке позволяют научить детей слушать, уважать чужое мнение.

Трудной задачей для педагогов является развитие способностей у детей младшего возраста, а также объяснение родителям необходимости
и важности занятий искусством, но еще сложнее суметь исправить сделанные ошибки, переучить, заинтересовать детей, «вытащить» их из виртуального мира в мир радости познания и общения.

Стало заметно, что новое поколение более информировано, более
рационально. Но не перерастет ли это в циничное отношение к жизни
и финансовый расчет? В этом случае все зависит, насколько яркая и творческая личность встретится на пути будущего Моцарта или Репина.

Радует возникновение детских танцевальных вечеров и фестивалей искусства, Международного движения «Добрые дети мира», учредители которых — яркие, активные творческие личности. Это дает надежду на духовное и нравственное возрождение России.

Е. А. Крухмалев

Образ жизни молодежи — залог духовного здоровья

Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как состояние полного социального и духовного благополучия. Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет молодого человека к нравственному образу жизни, включающему заботу и о своем здоровье.

Современная школа и реальная действительность, готовя ребенка
к самостоятельной жизни, учат его действовать наступательно: добиваться, отстаивать, приобретать и т. д.

То есть, желая сделать учащегося успешным в условиях рыночных отношений, мы насильно подгоняем его под определенную жизненную схему, не обращая должного внимания на его душу, внутренний мир.

Мы убеждены, что подростков с определенного возраста (5—7 классы), надо учить духовному здоровью, чтобы они осознанно могли избавиться от зависти, лживости, гордыни, агрессивности, властных амбиций, неприязни к людям.

Для возвращения подростка к духовному началу важно научить его видеть прекрасное вокруг, дать понятие духовности, знать, ценить, преумножать традиции и обычаи русской культуры, изучать историю, традиции своей малой Родины, заботиться о ближнем, любить и охранять природу и т. д.

Возвращение молодежи к духовности — условие ее безопасности. Чаще всего духовная пустота делает молодых людей удобным объектом для вовлечения в секты, экстремистские группировки, заставляет обращаться к магам, колдунам. В этой же бездуховной пустоте следует искать корни различного рода зависимостей, таких как наркомания и алкоголизм, игровые автоматы, компьютерная игромания.

Мы убеждены, что истоки семейных и демографических проблем, оторванности детей от родителей, рост беспризорности в стране нужно искать в духовном состоянии отдельных людей и общества в целом.

На наш взгляд, в образовательных программах современной школы
не достаточно уделяется внимания обучению духовному здоровью школьников. А бездуховность есть угроза безопасности жизнедеятельности каждого человека, т. к. внутренне опустошенный человек, лишенный нравственных качеств, любви, умения ценить прекрасное по своей сути опасен.

В разработанной нами программе «Культура моего здоровья» для общеобразовательных учреждений раздел 7 так и называется «Духовное здоровье».

Примерный тематический план изучения раздела «Духовное здоровье» по классам может выглядеть так:

5 класс

Раздел «Духовное здоровье» (3 часа)

Кол-во часов

1.

2.

3.

Что такое здоровье?

Понятие духовности.

Духовность и здоровье. Духовность и здоровый образ жизни.

1

1

1

6 класс

Раздел «Духовное здоровье» (6 часов)

1.

2.

3.

Русские национальные праздники и традиции

Изобразительное искусство и здоровье.

Позитивное влияние ИЗО на здоровье людей.

Музыка и здоровье

2

2

2

7 класс

Раздел «Духовное здоровье» (8 часов)

1.

2.

3.

Этикет — что это такое? Его значение для здоровья человека.

Краеведение. Что я знаю об истории и культуре моей малой Родины.

Природа и здоровье человека. Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.

1

3

4

После изучения раздела учащиеся:

  • обладают представлением о духовном здоровье и здоровом образе жизни;

  • знают особенности русского национального образа здоровья и условиях его формирования;

  • умеют получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и искусстве;

  • понимают необходимость охраны природы как условия полноценной жизни и здоровья человека;

  • начинают интересоваться краеведением, понимать и ценить культурные обычаи, традиции жителей малой Родины;

  • осознают необходимость соблюдения этикета в общении с людьми, норм и правил поведения в обществе.

Цель включения данного раздела в программу «Культура моего здоровья» — пропаганда здорового образа жизни, воспитание нравственной, высококультурной личности для современного общества.

Литература

  1. Борисов Э. И. Современное представление о здоровье: кн. для преподавателей / под ред. Н. Г. Багдасарян. М.: Изд-во МГТУ, 2007.

  2. Вайнер Э. Н. Валеология и здоровье человека // ОБЖ. № 12. 2008. С. 39—45.

  3. Волченко В. Н. Миропонимание XX века: науч. ст. М.: Изд-во МГТУ, 2001.

  4. Зубов В. Н. Здоровье нации и будущее России // ОБЖ. № 6. 2008. С. 40—45.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..