Взаимодействие и сотрудничество

С. С. Жогов

Сайты религиозного содержания и их воздействие на сознание молодежи: к проблеме религиозного просвещения в средней общеобразовательной школе

Подобно тому, как в XVI—XVII вв. в поисках «воли» от самодержавного деспотизма из центра страны на периферию бежало огромное количество народа, так же и в последнее десятилетие в виртуальное пространство Интернета устремилась масса маргиналов от культуры, в надежде обрести здесь утопию абсолютной свободы. В таком качестве в России Интернет стал осмысляться современной интеллектуальной элитой буквально с момента своего возникновения. В сети появляются манифесты [1], в которых виртуальное пространство объявляется зоной, свободной от цензуры, и, главное, от существующих в действительности правовых
и моральных норм. Очень скоро Интернет (и в частности, его российская часть — Рунет) становится пространством жесткой религиозной и политической борьбы.

Сетевое пространство привлекает, в первую очередь, те религиозные
и политические организации, которые так или иначе испытывают различные трудности с распространением своих идей в реальном мире. Это, как правило, либо разнообразные секты, либо всевозможные экстремистские партии и движения (вроде скинхедов или сатанистов). Интернет для них чрезвычайно удобен и для пропаганды, и для вербовки новых адептов.

Пользователи Интернета — это, как правило, наиболее интеллектуальная («продвинутая») и молодая часть общества, а значит и наиболее привлекательная для подобных асоциальных структур. Молодая — следовательно, легко внушаемая. Интернет же предоставляет весьма широкие возможности для воздействия на сознание пользователя. На сетевых страницах очень просто размещаются как тексты, так и красочные визуальные материалы. Всегда найдутся желающие бесплатно скачать себе на компьютер размещенные в «открытом доступе» мультимедиа-файлы
и даже видеоролики любого содержания. Здесь до сих пор нет никакой цензуры, а опасность быть «пойманным» ничтожно мала. Сейчас можно совершенно точно сказать, что ни одно из современных средств массовой коммуникации не обладает такими агитационными возможностями как Интернет. Поэтому и обращаются к нему, конечно, не только религиозные и политические маргиналы, но и представители всех официальных мировых религий, даже самые закоренелые консерваторы и принципиальные противники прогресса.

Сегодня в России действует более 2 500 тыс. религиозных организаций [2] и сект, практически всех известных религиозных направлений
и течений от мировых религий до первобытных и неоконфессиональных. Почти все из них имеют свои сайты в сети Интернет.

В качестве иллюстрации можно привести несколько наиболее ярких
и опасных примеров. Так в сети, например, до сих пор существует официальный сайт скандально известного в 1990-е гг. «Великого Белого Братства» [URL: /]. Формально он закрыт на реконструкцию и находится за пределами Рунета, но материалы, выложенные на нем вполне доступны и русским пользователям. Ближайшее отношение
к нашему городу имеет религиозная община Виссариона, которая имеет здесь ряд последователей. У секты есть официальный сайт в Интернете (/; в том числе и международный ее вариант на английском и немецком языках: /). Бросается в глаза культ личности духовного лидера: на сайте Виссариона называют не иначе как Учителем, здесь же можно познакомиться с его живописью и новой Библией Виссариона — Последним Заветом.

Кроме этих «пришлых» организаций, в нашем городе под непосредственным влиянием Интернета [3], который в последнее время становится главным источником информации для молодежи, возникают и свои — «доморощенные» — сектантские молодежные группы. В качестве примера можно указать так называемых неоязычников. Современные неоязыческие общины резко критически настроены по отношению к христианству, рассматривая его как религию пришлую и чуждую. Многие организации неоязыческой направленности достаточно ангажированы и на практике часто сливаются с различными радикальными националистическими организациями. По нашим данным, в Балашове существует две неоязыческих общины, которые, между прочим, являются официальными представителями Международного объединения славянских общин.

Сейчас же мы можем только констатировать практически полное отсутствие элементарного религиоведческого образования в школе. Весь груз поэтому опять ложится на учителя, на его внеурочную проектную
и исследовательскую деятельность с учениками, и Интернет здесь — лучший помощник, поскольку может послужить важным источником информации о самых разных религиозных организациях. Нигде разнообразные религиозные группы не позиционируют себя так ярко, как в глобальной сети.

Увы, на государственном и местном уровнях для борьбы с сектами практически ничего не делается, все остается пока на уровне обсуждений. В СМИ нагнетается антисектантская истерия, которая еще более опасна, чем сами секты. Пока же учитель одинок в борьбе с сектантами, им он может противопоставить только свои знания и красноречие. С другой стороны, к сектам и вообще к нетрадиционным конфессиям нужно подходить осторожно и дифференцированно, ведь среди учеников, особенно старших классов сейчас может оказаться представитель любой религиозной организации. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все учителя обладают необходимыми знаниями и тактом. Вот почему так важно сейчас решать проблему религиозного просвещения в школе на государственном уровне. Здесь отчасти может быть использован опыт Русской Православной Церкви по изучению и борьбе с сектантством. Однако рассматривать это глобальное культурное явление только со стороны одной конфессии, хотя бы и очень авторитетной, так же недопустимо.

Учитель-обществовед — один из тех, кто, как никто другой, способен проводить профилактику религиозного экстремизма, ведь к нему приходят дети, чьи души, как правило, еще не порабощены вредоносной идеологией, чье мировоззрение только формируется, и его еще можно как-то скорректировать. С другой стороны, подход к ученику здесь должен быть исключительно взвешенным и осторожным. Ведь учитель может и, напротив, сделать из ребенка фанатика, что и происходит, как правило,
в сектах, куда попадают дети-подростки. Ведь для рядовых сектантов их лидер тоже Учитель.

Литература

  1. Андреев А. Cetera: Манифест Сетевой Литературы // Сетевая словесность. [Электронный ресурс]. URL: /andreev/setnet/

  2. Самсонов С. И. Россия — многоконфессиональное государство: учеб.-методич. пособие. Саратов, 2007.

  3. Лученко К. В. Интернет и религиозные коммуникации в России // Интернет-журналистика. 2008. Вып. № 1 [Электронный ресурс]. — Электр. журн. URL: /node/32

А. Н. Завитаев

Повседневная жизнь сельских церковных приходов
Балашовского уезда в 20-х — в начале 30-х гг. XX в.
(на примере прихода Успенской церкви с. Тростянка)

После революции 1917 г. в России происходят важные события, изменившие не только политическую, экономическую, но и культурную (религиозную) жизнь страны. Ранее неизменные и основополагающие принципы и доктрины прежней власти, которые являлись непоколебимыми для всех слоев общества, становятся ничтожными и оппозиционными.
С борьбой против всего «старого», в том числе с религией, начинает свои первые уверенные шаги молодое Советское государство. По всей стране Советов распространяются идеи марксизма, направленные против церкви и, самое страшное, против христианской религии. Декретом «О свободе совести» от 31 декабря 1917 г. все церковные общества потеряли право владеть собственностью и право юридического лица, а все имущество церкви перешло в пользу государства. И, наконец, 23 января 1918 г. издается декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
В апреле 1918 г. советская печать известила об открытии специальной «ликвидационной» комиссии при Наркомюсте, которая должна была претворять в жизнь декрет от 23 января 1918 г. [4]. Но действительного размаха антирелигиозное движение достигло в 20—30-е гг. XX в. И даже
в это не простое время церковные приходы пытались выстоять и вести свою службу, а простые люди отвержено отстаивать свои религиозные ценности.

Во всей полноте события тех лет проявились и в Балашовском уезде. До революции в уезде функционировало 118 храмов, в том числе монастырский собор. К началу ВОВ на территории Балашовского района
не действовало ни одного храма, а большая их часть была разрушена [3].

Большой интерес для воссоздания исторической картины тех лет представляет повседневная жизнь сельских приходов Балашовского уезда. Нами в качестве примера изучен церковный приход Успенской церкви с. Тростянка в 20-е — в начале 30-х гг. XX в. Он был воздвигнут в 1802 г. на средства майора Траховского и прихожан, а в 1819 г. к нему были еще пристроены два предела в честь Николая Мирликийского и Тихона Задонского. Иконостас в храме пятиярусный, колокольня каменная трехъярусная, высотой 46 аршин, с шестью колоколами (большой — 206 пудов 28 фунтов), ограда деревянная с кирпичными столбами и железной крышей. На 1865 г. храм располагал 74 десятинами земли, а на 1907 г. приход имел в распоряжении 56 десятин. Службу вел священник Петр Алексеевич Беляев. На 1912 г. в приходе насчитывалось 5 496 прихожан [1].

Начиная с 1918 г. жизнь прихода в корне изменилось. В 1922 г. в храме были изъяты предметы культа из драгоценных металлов. В этом же году коллективом верующих был заключен договор на право пользования церковным имуществом и отправления религиозных потребностей, ограниченный многочисленными условиями; составлена опись церковного имущества. Подобная опись была повторена в 1923 г., а все имущество храма оценено в 46 тыс. 423 р. «золотой валютой». На 1923 г. приход составлял 1 032 человек [1].

Для управления делами прихода организуется церковный совет во главе с председателем, а также ктитором (зав. хозяйственной частью). Церковный совет решал насущные проблемы прихода: ремонт здания церкви, сторожки, сбор пожертвований на ремонт храма, жалование ктитора и многие другие.

Однако отношение со стороны местных властей к приходу были, мягко говоря, сложные, что отчетливо прослеживается по документам Балашовского архива. Примечателен один случай. Распоряжением местного милиционера был запрещен колокольный звон. Прихожане обратились за разъяснениями к председателю сельского совета. От председателя был получен следующий ответ: «Никакого звона не будет, не приставайте!»,
а в довершение добавил: «Идите отсюда!». По остальным вопросам, касающимся прихода, местный клир получал подобные ответы. Большое сопротивление со стороны местной власти приход встречал и по вопросу регистрации священнослужителей, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы коллектива верующих за 1930 г.

В 1928 г. в храме с. Тростянка была совершена кража со взломом, похищены предметы под «статьями 16, 18, 19, 20 и 21». Подобная кража произошла в храме с. Старый Хопер, но уже в 1931 г.

К началу 1930-х гг. положение прихода во всех отношениях ухудшилось. В районе появилась антирелигиозная организация «Союз воинствующих безбожников» [2]. Храм часто закрывали. Под запретом был колокольный звон, крестные ходы, непосильно высокими были налоговые обложения, осуществлялись попытки разрушить здание храма. В 1933 г.
в храме не было священника. Спустя четыре года храм был разрушен до основания. Церковная утварь растащена, а часть уничтожена. С этого времени начинается безбожный период в жизни села, продолжавшийся до начала XXI в.

Сейчас в с. Тростянка в приспособленном здании открыт храм Покрова Пресвятой Богородицы. Ведутся службы, проходят крестные ходы. Активное строительство храмов ведется и в других селах Балашовского района. Вновь возрождается то, что было потеряно в «страшные годы».

Литература

  1. БФ ОГУ ГАСО. Ф. 144. Оп. 1. Д. 53. Л. 62—63, 103.

  2. Завитаев А. Н. Деятельность «Союза воинствующих безбожников» в Балашовском районе в 1929—1932 гг. // Мир русской провинции: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. М. Самсонова. Балашов: Николаев, 2006.
    С. 81—84.

  3. Назарова С. К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов: Николаев, 2008. С. 4, 8.

  4. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в XX в. М., 1995.
    С. 49—51.

Е. С. Кириенко

Дорогой музыки к истокам православной культуры

«В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить», — сказал Сократ. Именно духовная музыка призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого ребенка. Для воспитания детей мы имеем богатейшие традиции русской духовной музыки. Раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни всех слоев общества, но эта традиция была утрачена. Пришло время знакомить детей с церковной и светской духовной музыкой, с историей и традициями в этой области.

Обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов — все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей огромной воспитательной ценности. Современному человеку нелегко войти в мир духовного искусства. Для воспитания души детей мы имеем богатейшие традиции русской духовной музыки.

В области духовной музыки, которая через века несет нам свой свет, много уникальных шедевров для профессиональных хоровых коллективов, созданных как известными русскими композиторами, так и безымянными. Но многие из них писали духовную музыку специально для детей. Это произведения А. Аренского («Христос воскрес», сл. А. Майкова),
А. Гречанинова («Как ангел неба безмятежный», сл. А. Фета), М. Ипполитова-Иванова («Вечер в субботу», сл. И. Аксакова), В. Калинникова («Весна», сл. неизв. автора), Ц. Кюи («Христос воскрес!», сл. И. Никитина), П. Чайковского («Легенда», сл. А. Плещеева). Отрадно, что многие современные композиторы тоже пишут духовные песни для детей:
И. Кошмина («Пасхальная песня», сл. К. Фофанова; «Пасхальный благовест», сл. С. Есенина), М. Малевич («Под свечами трепещут иголки», сл. И. Иротенина; «Пожелание на Рождество», сл. И. Морсаковой), В. Филатова («Воскресение Христово», сл. Ф. Матонина; «Под Рождество», сл. П. Морозовой), А. Усачев («Рождественская звезда»).

Сейчас издаются и переиздаются сборники христианских песнопений с пояснениями. Тепло и сердечно воссоздаются картины прошлой русской жизни, ее уклад, крестьянский труд, народные обычаи, православные праздники. Подобный музыкальный материал вполне доступен детям. Необъятный репертуар от древних распевов до произведений великих композиторов, богатый фольклор, старинные детские песни и произведения современных авторов можно использовать в работе с хоровым коллективом в детской музыкальной школе, на уроках музыки и факультативах в общеобразовательной школе.

Чтобы духовная музыка была близка и понятна детям, обращаемся
к основным христианским праздникам. Евангельские истории о Рождестве Христовом и Воскресении Христа легли в основу музыкальных произведений. В дальнейшем из выученных произведений можно составить музыкальные композиции концертов «Рождество Христово», «Святая Пасха», «У истоков славянской культуры», «Праздник Троицы». Все так естественно и органично — пение и игра, вера и детское воображение. Такие выступления обогащают творческую жизнь коллектива, прививают любовь к хоровому искусству, духовной музыке, активизируют творческие возможности: поют соло, в ансамбле, в хоре, читают стихи. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации и образы. Дети на эмоциональной основе получают первоначальные знания, которые вызывают интерес к духовной музыке.

В Балашовском музыкальном училище в детском хоре музыкальной школы установилась замечательная традиция проведения христианских праздников в храме «Преображения Господня», городском краеведческом музее, центральной библиотеке, школе-интернате, приюте «Возрождение», гимназии № 1, школах города. Более 10 лет хор участвует в таких мероприятиях. Также хор неоднократно выступал в региональных Рождественских и Павловских Чтениях.

Как руководитель детского хора, хочу отметить, что дети с удовольствием поют духовную музыку, которая находит в их душах живой отклик. Они стали мягче, добрее, внимательнее друг к другу. В этом сказывается благодатное воздействие и влияние духовной музыки. «Бога надо воспевать не голосом, но сердцем» — писал Иоанн Златоуст. Детский голос всегда был символом чистоты, безгрешности, ангельского пения. С большим чувством звонко поют дети. Голоса их еще не такие сильные, как
у взрослых, но с такой очаровательной детской непосредственностью эти юные таланты выпевают высокую поэзию духовных песен.

Нашими слушателями являются школьники. Кто может лучше, доступнее объяснить и рассказать ребятам о чем-то, как дети — детям.
А когда это происходит посредством живого понятного языка музыки, то все негативные проявления современной жизни отступают перед ярким светом веры, веры в Бога, веры в добро и справедливость.

Уместно вспомнить пророческие слова Н. В. Гоголя: «Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, но воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру». Поэтому нужно продолжать приобщать детей к духовной музыке и развивать потребность этого общения. Пусть дети поют Богу нашему,
и тогда их сердце не приемлет зла.

Литература

1. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001.

  1. Якутина О. Познать духовную связь // Музыка в школе. № 4. 1990.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..