Взаимодействие и сотрудничество

С. П. Гладкова

Пробуди и укрепи

В XVII— XIX вв. шло бурное многообещающее развитие науки и техники. Казалось, что скоро весь мир будет счастлив овладением силами природы, применением машин и материальным изобилием. Успехи в области науки и техники породили убеждение, что счастливую жизнь — рай на земле — можно построить и без Бога, и появились атеисты, утверждающие: «Бога вообще нет, его придумали священнослужители, а образованный человек не должен иметь религиозных заблуждений».

Но, что же получило человечество в XXI в. вместо рая на земле?

С болью мы смотрим на то, что происходит в нашем современном
мире: убийства, кровавые «разборки», войны, катастрофы, наркомания, бездомные дети. В мире царит хаос, цивилизация приходит в упадок, происходит полнейшая деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность, осквернение и распад культуры, которая некогда радовала и возвышала.

Многие из нас задаются вопросами, почему это произошло и кто виноват. Я считаю, что главной причиной всего является обезбоживание народа, потеря многими людьми веры в Бога. А безбожный человек
не может понимать, воспринимать и учитывать настоящую картину мира.

Наши предки: и простые крестьяне, и цари, и князья — были глубоко верующими людьми. Наша русская история неразрывно связана с православием, она убедительно доказала, что жизнеспособна лишь та социальная система, которая содержит в себе духовный компонент религиозного воспитания. Пока существовала Святая Русь, не было тех проблем, что накопила Россия после 1917 г., потому что в России система образования всегда включала духовно-нравственное воспитание.

Известно, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, воли, аналитических способностей, умение добывать, накапливать информацию о мире, естественно, не влекут за собой автоматически духовно-нравственного становления личности. Именно поэтому, система образования подрастающего поколения должна включать
не только обучение, направленное на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.

В целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения учащихся к ценностям православной культуры в нашем МОУ СОШ № 18 в рамках методических объединений классных руководителей среднего звена мною был разработан проект «Храм души моей». Целью проекта было формирование общечеловеческих ценностей у учащихся среднего звена (5—8 классы) на основе приобщения их к национальному наследию русской христианской культуры, пробуждение народной исторической памяти, обогащение представлений школьников
о жизни наших предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах бытия, возвращение к истокам нашей веры, русского национального самосознания, к первоосновам нравственности народа.

Целевой группой проекта являлись учащиеся 5—8 классов. Деятельность была рассчитана на один год и содержала пять этапов. Среди педагогов сформировалась группа, желающих участвовать в проекте. На основе полученных данных была составлена программа мероприятий: определена тематика классных часов на духовно-нравственную тематику, организованы экскурсии в православные храмы, в краеведческий музей, проведен конкурс рисунков, дан открытый урок литературы в 8 классе на тему «Будь человеком, человек!», подготовлен и проведен праздник «Днесь Христово Рождество!», оформлен стенд «Рождество Христово», проведен конкурс исследовательских работ.

Огромную роль играла исследовательская деятельность учащихся, которые подготовили работы по следующим темам: «Из истории известнейших монастырей России», «Из истории икон», «Русские святые». Много работ было посвящено православным праздникам, традициям и их воспитательному значению: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Пасха», «Рождество Христово». Очень ярким, красочным и запоминающимся было мероприятие «Днесь Христово Рождество!», подготовленное учащимися 7—8 классов.

Данная постановка смогла разбудить воображение учеников, привлечь разнообразные умения, раскрыть творческий потенциал каждой личности. Учащиеся стали соавторами, равнодушие сменилось заинтересованностью. Целью работы в рамках проекта «Храм души моей» было построение воспитательно-образовательной среды (модели), способствующей духовно-нравственному развитию учащихся. Ее можно достичь, представляя опыт нравственного оздоровления общества на основе милосердия и любви к ближнему, открывая школьникам гуманитарные знания, показывая их ценность для личности. Все это, по моему мнению, есть
в данном проекте, который предполагает глубокие межпредметные связи (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, технология, музыка, духовная литература, фольклор).

Деятельность в рамках проекта «Храм души моей» имела свои результаты. Она позволила расширить кругозор учащихся, любознательность, эмоциональную отзывчивость, способствовала формированию русского менталитета на основе традиций православной культуры, сформировала мировоззрение о добре и зле, потребность в признании ценности русской народной культуры, развивала национальное самосознание, патриотическую гордость.

По окончании работы проекта был организован консультационный центр по продолжению деятельности по данному направлению в старших классах. Для этого мною была разработана программа элективного курса «Кладезь народной мудрости». В основу его положено знакомство с историей русских православных праздников, обычаями и обрядами, связанными с ними. Данный курс помогает понять, что народность праздника
в том, что он, развлекая, поучает, подвигая обратиться к большим, интересным исследованиям и первоисточникам народной православной культуры и верований прошлого.

Думаю, что вся эта работа не имела бы успеха, если бы у меня не было личной убежденной веры в Бога. Поверьте, очень важно именно в себе нести непрерывно горящий огонь веры и любви, потому что ученик получает их через сердце учителя. Личный пример достойного поведения
и жизни по Божиим заповедям — самая сильная проповедь.

В процессе работы над данным проектом и его реализацией я часто возвращалась к словам русского философа Ивана Александровича Ильина, к его статье «Путь к очевидности»: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательно будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совершится важнейшее событие, и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо „ангел“ будет бодрствовать в душе его, и человек никогда не станет волком» [6].

Литература

  1. Данильцева И. Ростки духовности // Школа духовности. 1997. № 1.

  2. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир: кн. для занятий по духовному воспитанию. Кн. 4. М., 1997.

  3. Половинкин А. Православная духовная литература. М., 2003.

  4. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях, М., 2003.

  5. Шемшурина А. Основы этической культуры: кн. для учителя. М., 1999.

  6. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 238.

З. В. Горинова

Духовно-нравственное воспитание молодежи

Студенчество — незабываемая пора в жизни каждого человека. В это время приобретается первый социальный опыт самостоятельной жизни. Впервые студенты сталкиваются как с положительными, так и с отрицательными сторонами социума. Людям, стоящим перед лицом непростых испытаний, так нужны добрый совет и духовная поддержка. В наше время с развитием информационных технологий невозможен контроль развлечений молодежи, в современном мире становятся свободными все запреты, а это негативно сказывается на молодом поколении. В молодежной среде, к сожалению, не стыдно быть эгоистом или невоспитанным человеком.

Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума. Бездуховность, низкая нравственность, грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — разрушают человека, общество, государство. Каждый находит свои пути выхода из сложных ситуаций.
В каждом обществе есть ниши, заполняемые духовностью, верой, нравами, обычаями. Без этих компонентов немыслим внутренний мир человека. Но он немыслим и без мира знаний, умений, навыков и развития личности, которое определяется единством индивидуальных и общественных факторов воспитания человека на этапах становления, формирования и утверждения личности. Воспитание может быть по-настоящему успешным, если будет обращено к душе данного, конкретного человека.

Основная задача вузов в этом процессе — развитие интеллектуальных навыков и таких личностных характеристик как, терпение, любовь, милосердие. Только духовно богатая личность может достигнуть адекватного социального успеха. Духовность — это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых
в вузе предметов.

Духовно-нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков
и умений нравственного поведения. Воспитание должно стать неотъемлемой частью формирования человеческой личности в рамках образовательного процесса. Вот почему высшая школа, давая знания, профессионализм и помогая молодому человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям.

Из этого вполне логично вытекает один из базовых принципов деятельности высшей школы: необходимо обеспечить взаимное восприятие и гармоничное развитие ценностей, производных и от веры, и от знания.

Человек, именующийся в обществе образованным, не только должен быть сведущим в области естественно-научных дисциплин и компетентен в своей профессиональной сфере, но и был приобщен к духовным, культурным и историческим традициям своего народа.

При всей противоречивости развивающихся в стране процессов есть две области общественной деятельности, в которых произошли не вызывающие сомнения позитивные сдвиги.

Первая — это православное церковное возрождение, второе — возрождение в сфере накопления и стремительное развитие социального знания. Возрождение стало подлинным национальным явлением, когда традиционная просветительская миссия, характерная для Церкви в целом, трансформировалась в комплекс целенаправленной деятельности по улучшению социального самочувствия населения. Фундаментальной теоретической базой этой работы стали «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». А в практической жизни появилась целая отрасль социальной помощи и поддержки населения, опирающаяся на такие учреждения, как реабилитационные центры, приюты, больницы, столовые. Стало очевидным и то, что особую роль духовное возрождение играет в борьбе с преступностью, коррупцией, деградацией личности. Вот почему духовное образование и воспитание относятся к первоочередным задачам церковного служения. В целом, результатом православного церковного возрождения стало превращение Русской Православной Церкви в институт, пользующийся наибольшим доверием населения России.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..