Взаимодействие и сотрудничество

С другой стороны, из ответов учащихся четвертой-шестой групп видно, что затухание потребностей, прежде всего познавательной, в общении, в творческой деятельности, в самовоспитании, примерно у 65 % произошло под влиянием обучения в школе.

Естественно, возникает вопрос, где искать причины такой низкой
эффективности учебного процесса в решении важнейшей задачи — формировании духовной культуры личности современного школьника.

Объективно эти возможности заложены в учебном процессе. Содержание образования, представляя собой социально ориентированную
и педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения
к миру, друг к другу, отражающих материальную и духовную культуру общества, призвано быть источником удовлетворения и развития духовных потребностей учащихся. Организационные формы и методы учебного процесса обеспечивают обучение школьников способам удовлетворения духовных потребностей, вызывают потребность в самообразовании,
в творческой деятельности, в труде, в общении.

Однако реализация объективных возможностей процесса обучения для формирования духовной культуры учащихся будет эффективной лишь при условии соотнесения содержания, методов и организационных форм обучения с реальными потребностями учащихся. При адекватности их друг другу и социальным нормам происходит закрепление и дальнейшее развитие потребностей. В противном случае, когда потребности учащихся входят в противоречие с нормами обучения, учебный процесс перестает влиять на формирование социально значимых духовных потребностей, появляется необходимость в изменении системы и направленности потребностей школьника. Такой подход к организации учебного процесса
с учетом духовных потребностей учащихся оправдал себя в отношении школьников первой-четвертой групп, но оказался неэффективным для работы с учащимися потребительского и утилитарно-потребительского типа, у которых имеющиеся духовные потребности не могли стать опорой для включения их в активную учебную деятельность. Логика взаимодействия потребностей и процесса обучения, которая оправдала себя
в работе с учащимися, имеющими сформированные на разных уровнях духовные потребности (потребности — учебный процесс — потребности), не подошла учащимся с низким уровнем их развития. Получился заколдованный круг: ученик негативно относится к учению, так как у него не развиты познавательные потребности, значит, опираться не на что и он все равно не будет учиться. Осознание духовных ценностей культуры помогает учащемуся выбрать ближайшие и стратегические жизненные ориентиры, определить и смысл жизни. Но далеко не каждый сам способен решить эту задачу. Нередко семья, ближайшее окружение оказывают негативное влияние на выбор жизненной цели. В этом случае оказывается велика роль учебного заведения, как средней, так и высшей ступени, так как именно здесь в наибольшей степени проявляет учащийся свои способности и наклонности.

Успех формирования духовной культуры определяется учетом познавательной, эмоциональной и действенной сторон сознания человека. Эти важнейшие сферы психического формируются как проявления культуры только в случае их преломления через нравственные состояния истины, милосердия и добра. Сохранение и укрепление здоровья человека невозможны без становления его духовной культуры как высшей ценности. Такая задача имеет два основополагающих аспекта, два образовательных вектора, направленных к единой цели: 1) формирование информационной культуры личности; 2) формирование ценностных ориентаций личности. На этом пути можно плодотворно разрабатывать проблемы целостности
и ценности духовного мира и здоровья человека.

Е. Н. Виноградова, Г. Н. Можайцева

Роль языка в формировании духовных традиций общества

Мировоззрение составляет сердцевину духовной культуры личности
и общества. Среди типов мировоззрения, в число которых входят, как это хрестоматийно известно, мифология, религия, философия, выделяют
и народное мировоззрение, которое носит традиционалистский характер. В понятие традиции обычно вкладывают значение правила поведения, образа жизни, последовательности действий, которое передается из поколения в поколение и которому неукоснительно надо следовать. Становлению социальных традиций в обществе способствуют традиции духовные как детерминанты социального поведения человека.

Духовная традиция представляет собой устойчивую систему ценностей, норм, установок на взаимодействие с другими людьми и миром
в целом, особенностей самосознания, общепринятую в том или ином сообществе, определяющую характер поведения человека и выраженную
в определенной языковой форме (например, пословицы и поговорки,
в которых заключена мудрость народа).

Кроме того, народная традиция, являясь формой существования народного мировоззрения, требует напряжения всех духовных сил человека в процессе ее освоения. Человек преображается в результате предпринятых усилий, приобретая черты, свойственные всем представителям того сообщества, которое передает ему традиции: племени, этноса, нации, народа. А это всегда непростая работа, в том числе и ума.

Искусство и философия заняты не только интерпретацией духовных традиций, но и их переосмыслением и углублением, соответственно это отражено в языке. Например, уже древнерусский памятник «Слово
о полку Игореве» содержит существенные отличия в выразительных средствах языка по сравнению с былинами, которым он близок. Вместе
с этим в отечественной литературе всегда была сильна роль народной традиции, а в философии — роль народного мировоззрения, находя в русском языке и языковых формах народной культуры богатейшие возможности для передачи традиций, для их включения в контекст современности. Может быть, поэтому М. М. Бахтин считал, что народная культура, несмотря на века развития литературы, всегда будет здесь у себя дома. Таким образом, сам русский язык является связующей нитью межпоколенной преемственности в передаче духовной традиции, поскольку содержит в себе культурный код, понятный как прошлым поколениям, так и настоящим
и будущим. В нем традиция обретает свое бытие, свою сущность, свою константность: пока жив русский язык, не прерваться нашей духовной традиции. «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации
и культуры. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» [URL: htt:]. Эти слова А. И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. И это не может не пугать. Мы так хотели, во что бы то ни стало, отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже захотелось иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь — «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума», мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». Русский язык легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, если это делается в меру. А мера утеряна. Вот так и возникают в нашей речи «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». Если раньше менялось 20—30 слов в год, то сейчас появляется около 20 слов в неделю. Кроме того, немаловажно, из каких источников приходят новые слова. Сейчас, например, идет поток слов из довольно сомнительных источников, в частности, из уголовного жаргона: «разборка», «халява». К сожалению, многие СМИ,
в том числе печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

В условиях интенсификации педагогического образования преподавание русского языка в школе делает необходимыми постоянный творческий поиск, высокую степень сформированности умений анализировать результаты собственной педагогической деятельности, находить наиболее эффективные пути передачи знаний, способы формирования у школьников осознанных умений и навыков, самостоятельности мышления. Поэтому одна из основных задач курса теории и методики обучения языку — донести до студентов своеобразие этой науки, ее динамичный и интегративный характер, найти пути превращения теоретических знаний по лингвистике, педагогике, психологии в практические умения, сформировать потребность в творческом поиске и развитии потребности в постоянном совершенствовании собственной речи.

Именно поэтому сейчас наряду с вопросом «чему учить?» будущего учителя-филолога особенно остро встал вопрос и «как учить?», т. е. в основу лекционных и практических занятий положен принцип единства лингвистического образования и методической ориентации студентов. Практическая реализация этого принципа обеспечивается: включением
в содержание лекций и практических занятий анализа лингвистической природы языковых фактов; созданием комплекса комбинированных заданий, проблемных задач, ситуаций, органически сочетающих в себе решение методических и лингвистических вопросов.

Содержание практических занятий составляют: самостоятельная работа студентов с лингвометодической литературой, критическое осмысление материала с современных позиций методики, конспектирование и анализ теоретических концепций научно-методической литературы, разработка уроков разных типов, методическая оценка подборок конкретного дидактического материала, использование наглядных пособий и ТСО, выступление студентов с докладами и сообщениями, апробация фрагментов уроков, проведение микроэкспериментов, ролевые и деловые игры и т. д.

Большие надежды возлагаются современными философами, лингвистами, литературоведами, культурологами, педагогами и психологами, учителями русского языка и литературы, методистами-словесниками на утверждение в школьных программах по русскому языку слова как носителя нацональных ценностей русского народа, души народа, о чем говорили и что претворяли в своем педагогическом опыте еще М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский. Удивительно, образно и глубоко воспринимая родное слово, мы сможем вернуть нашим детям уважительное и благоговейное отношение к национальному достоянию, каким является для нас всех русский язык.

В заключение отметим, что после почти двух десятилетий разгула бездуховности и полного отсутствия нравственности в нашем обществе, наконец, вновь появилась потребность к возвращению утраченных идеалов духовности. И вполне очевидно, что наши люди, что называется, наевшись сверх всякой меры американской массовой культуры, обратились к истокам собственной, русской культуры. А это, прежде всего, православие, в том патриархальном, изначальном понимании, как главной, связующей силы общества. Поэтому ничего странного здесь нет, что именно церковь встала во главе этого процесса — обретения народом своей духовности.

Н. А. Герасимова

Взаимодействие семьи и школы
в формировании духовного развития детей

Всем известно, что воспитание ребенка осуществляется при взаимодействии школы и семьи. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Как семья, так и школа выступают посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. Однако их функции различны. Давайте попытаемся в этом разобраться.

«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьей», — писал в своих воспоминаниях Вильгельм Гумбольдт, основатель Берлинского университета. С этими словами согласится каждый из нас. Только семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь между прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственного и духовного человека.

Безусловно, воспитание должно быть основано на примере, и величайшим авторитетом для ребенка могут стать отец и мать. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается на поступках и поведении ребенка, ведь взросление протекает
у подростков по-разному. Как в этот период жизни может помочь семья
и какую она должна играть роль для своего ребенка, чтобы пережить это с минимальными потерями для него и для самих родителей?

Во-первых, это поддержка своего ребенка, сопереживание и понимание. Во-вторых, необходимо верить в своего ребенка, доверять ему и тогда ростки дадут свои всходы в более зрелом возрасте.

Чтобы воспитать нравственного человека, необходимо формировать
в детях определенные понятия с раннего детства. Что это за понятия? Конечно, доброта, любовь к Родине, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга и трудолюбие.

Школа же должна продолжать родительское воспитание, а это возможно только в том случае, если семья доверяет ей. Велика роль воспитательной работы в формировании нравственно-эстетического идеала. Классный руководитель должен помочь ребятам разобраться в окружающих его людях, отыскать идеал прекрасного человека и помочь понять, в чем красота человека.

Кому из ребят не хочется быть красивым, обаятельным, владеть речью? Интерес к своей внешности, тяга к общению особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Возникают первые вопросы: каков я? Красив ли? Каковы мои достоинства? Очень важно не упустить этот момент. Чтобы подросток верно расставил свои приоритеты, необходимо проводить специальные занятия, встречи с интересными людьми, беседы и диагностические исследования по изучению уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

Я, как классный руководитель, разработала систему классных часов, внеклассных мероприятий, диагностических исследований и родительских собраний по развитию нравственно-духовной личности. Воспитательная работа в нашей школе строится по таким направлениям: учебная деятельность, индивидуальная работа с учащимися, внеурочная деятельность, нравственно-духовное развитие учащихся, работа с родителями, аналитико-диагностическая деятельность, работа по сохранению здоровья учащихся, патриотическое воспитание, развитие эстетических и творческих способностей, трудовое воспитание. Так, в течение учебного года были проведены следующие мероприятия по воспитанию духовно-нравственной личности: месяц вежливости, неделя патриотизма, декада «Моя семья — моя крепость», «круглый стол» «Крепко государство семьею», классные часы на темы «Азбука поведения», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Как хорошо, что все мы разные» ко дню толерантности, интерактивная игра «Жизненные ценности», игра «По имени называют, по отчеству величают», родительские собрания «Как стать хорошими родителями», «Нравственные уроки моей семьи»
и т. д. Каждый месяц провожу в коллективе диагностические исследования по уровню воспитанности учащихся.

Проведенная работа уже дала свои результаты, хотелось бы рассказать о диспуте «В чем красота человека?». Среди обсуждавшихся вопросов были: можно ли стать красивым? В чем красота человека? Можно ли по внешнему виду человека судить о его внутреннем мире, убеждениях, вкусе, поведении? Вот некоторые ответы: «Красивым можно стать, если поумнеть», «Духовно стать красивее можно, внешне — нет», «Какой есть, такой и останешься», «По одежде о поведении человека судить нельзя», «Если человек плохо одет, значит, он просто не следит за своей внешностью». По ответам чувствовалось, что мои ребята хорошо разбираются
в требованиях, предъявляемых человеку, его нравственному и духовному развитию.

Однако при проведении исследования о том, способны ли ребята дать самооценку, критически оценить свой характер, результаты опроса оказались неожиданными. Если в ходе диспута ребята уверенно оценивали положительные и отрицательные качества других людей, то оценка собственного характера вызвала затруднения. Некоторые отметили у себя наличие совершенно противоположных качеств. Кто-то из них писал: «Поступаю в зависимости от обстоятельств», «Поступаю, когда как».

Выявив такие противоречивые чувства у учащихся, считаю необходимым продолжить работу по дальнейшему формированию нравственно-духовной личности.

В заключение своего доклада хочу сделать вывод, что подростковому возрасту свойственны противоречия. Их можно преодолеть только при систематическом нравственном и эстетическом воспитании, внимательном изучении духовного мира ребят. И тогда, возможно, эти противоречия могут и не возникнуть. Кто же должен этим заниматься: школа или семья? Ответ очевиден. И педагог, и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Литература

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.

  2. Дерклеева Н. И. Новые родительские собрания. М.: Вако, 2006.

  3. Дерклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2006.

  4. Прасолова Е. Л. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1987.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..