Взаимодействие и сотрудничество

В. В. Брякин, Л. А. Разаева

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания
в процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи»

Касаясь проблем духовно-нравственных ценностей в курсе «Русский язык и культура речи», нельзя не обратить внимание на катастрофически быстрое распространение ненормативной лексики в молодежной и, в частности, в студенческой среде.

Между тем даже среди преподавателей-филологов существует мнение, что нет смысла бороться с этим явлением. Мол, стоит легализовать мат, и он перейдет в разряд нетабуированных грубо-просторечных или вульгарно-бранных элементов языковой периферии.

Но опрос студентов показывает, что даже те из них, которые употребляют в своей речи абсценную лексику, не хотели бы слышать ее в общественных местах и средствах массовой информации.

С другой стороны, в случае легализации мата язык потеряет пласт лексики, обладающей предельной степенью эмоционально-экспрессив-ного заряда.

На занятиях по культуре речи студентов интересует, в силу каких причин абсценная лексика приобрела столь высокую заряженность. Ответ на этот вопрос следует искать в истории развития русского языка. В дохристианский период эти слова считались сакральными и были табуированы со знаком плюс, т. к. отражали понятия, связанные с плодородием, продолжением рода и т. д. С распространением христианства такая лексика стала считаться низкой, греховной и была табуирована со знаком минус. Таким образом, попав под двойной запрет и имея противоположную экспрессивно-оценочную заряженность (плюс-минус), матерное слово приобрело свойство аккумулятора с сильнейшим энергетическим полем, в силу чего заняло свою нишу в языке.

По указанным причинам именно русский мат обладает такими уникальными свойствами, которых нет в других языках мира. Недаром, когда наши футболисты-легионеры попадают в какой-нибудь английский или испанский клуб и не могут связать двух слов на чужом языке, уже на второй тренировке все «местные» футболисты выражают свои эмоции с помощью русского мата.

Давая оценку экспансии ненормативных элементов не только в бытовой речи, но и речи общественной (вспомним многочисленные «запикивания» в ходе различных телешоу, фильмов и передач), необходимо внушить студентам следующую мысль. Каждый решает сам, использовать или нет эти слова в своем лексиконе, но при этом должен помнить, что человек не может претендовать на звание интеллигента, если употребляет их там, где они могут вызвать негативную реакцию или отрицательно сказаться на воспитании молодого поколения.

В. С. Вахрушев

«Маленький принц» — духовное послание
Антуана де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) давно уже стал культовой фигурой, его имя окружено легендами, его сказка «Маленький принц» (Le Petit Prince) лишь немного уступает Библии по числу переводов: ее перевели на 180 языков! Текст сказки стал первым учебником французского языка для миллионов детей земного шара. Она неоднократно экранизировалась, инсценировалась, записывалась на радио, становилась темой популярных мюзиклов, песен. Именами писателя и его маленького героя названы два астероида нашей Солнечной системы. Сам писатель не был святым, но его можно назвать подвижником, человеком, который уважал такие великие религии как христианство и ислам — это особенно заметно по его последней книге «Цитадель», которая была у нас переведена Марианной Кожевниковой и напечатана в 1993 г. Недаром он как-то сказал: «Будь я верующим, я стал бы монахом». Может быть, недаром среди его дальних предков были рыцари-крестоносцы, а их фамилией стало имя французского католического святого Экзюпери, покровителя пахарей. Эмблемой этого святого является плуг, а сам Экзюпери с уважением относился к земледельцам, хотя предпочитал профессию авиатора. По разносторонней своей одаренности писатель напоминал титанов эпохи Возрождения — он стал не просто летчиком, гражданским и военным, но
и изобретателем, создателем некоторых авиационных приборов, журналистом, философом, талантливым рисовальщиком, разработчиком игр, психологом-любителем и, главное, замечательным литератором.

Его сказка о Маленьком принце создавалась в, казалось бы, самое
неподходящее для нее время — в тяжелом 1942 г., когда весь мир с замиранием сердца следил за битвой под Сталинградом, когда тень фашизма нависала над землей. Сам писатель тяжело переживал горечь поражения Франции, его родины, которая была оккупирована немцами в 1940 г.,
и рвался снова в бой. Он и погиб незадолго до освобождения Франции, его боевой самолет был подбит летчиком люфтваффе и упал в Средиземное море, сравнительно недалеко от родных мест.

Созданная, можно сказать, в перерывах между боями сказка несет на себе следы горечи, но в ней есть и оптимизм, есть послание людям. С одной стороны, это мрачное замечание сказочной Змейки: «Среди людей тоже одиноко». С другой же, это надежда на лучшее будущее, выраженная хотя бы в завете мудрого маленького Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (On ne voit bien qu’avec le coer. L’essentiel est invisible pour les yeux)5 [1].

«Маленький принц» по жанру — это литературная лирико-философская сказка, родственная мудрым евангельским притчам, а фигура ее заглавного героя — это образ-символ, имеющий множество значений. В чем-то он напоминает ангела или ангелочка, спускающегося на грешную землю, чтобы возвещать людям кое-какие забытые ими истины. Недаром в черновых набросках-рисунках к сказке Принц иногда рисуется с крылышками за плечами6. Но писатель не решался совсем «ангелизировать» его, он, слегка подшучивая над ним, отправляет своего героя на Землю с перелетными птичками. Главное же в том, что Принц — это воплощение лучших качеств ребенка, какие автор находил и в самом себе и какие он пытался сохранять в себе, будучи взрослым. Ведь сюжет сказки строится как встреча автора-летчика с самим собой, со своим детством, встреча, в процессе которой персонажи учатся друг у друга. В этой притчевой ситуации проявилась мудрость писателя — он понимал, что дети должны учиться у взрослых, но им самим надо не забывать уроков детства. Сент-Экзюпери говорит об этом серьезно, но и с печальным юмором: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Les grandes personnes ne comprennent jamais rien toutes seules, et c’est fatigant, pour les enfants, de toujours leur donner des explications).

Многое в образе Принца окружено тайной. Почему, у него, например, нет имени, почему ни слова нет о его родителях? Первое, впрочем, понятно — ведь у героев евангельских притч имя часто отсутствует, это обобщающие аллегорические фигуры. Что же касается происхождения, то можно сказать, что писатель, видимо, так до конца и не мог решить этой проблемы. Если это не ангел, то кто же он? Может быть, это обобщенно-идеализированный образ самого маленького Тонио, каким был будущий писатель в детстве, либо это дитя Космоса, волею случая заброшенное на астероид Б-612? Скорее всего, второе, потому что Вселенная понималась писателем как царство Духа. А оно, по словам самого Сент-Экзюпери, «загадочно и непостижимо» (C’est la un bien grand mystére). Тут переводчица Нора Галь упустила важный оттенок фразы, которую лучше перевести так: «Это очень большая тайна». Тайна и в том, что Принц сам добровольно уходит из жизни на Земле, чтобы вернуться на свою планетку, заботиться там о своей Розе и посылать оттуда «космический» привет Летчику: «все звезды тихонько смеются» для него (Et toutes les étoiles rient doucement).

Тело Принца легко и почти невесомо, но он спокойно преодолевает космические пространства, посещая в ходе полета на Землю шесть крошечных планет, на каждой из которых обитает какой-нибудь «типичный» представитель человечества — Король, Бизнесмен, Ученый, трудяга Фонарщик, а то и просто Пьяница. У каждого из них свой недостаток, но их главная и общая беда в том, что они отделены друг от друга, замыкаются в узкой сфере своих личных интересов. Да и наша большая Земля немногим лучше, она напоминает пустыню Сахару, где людям трудно докричаться друг до друга — так через метафору рисует автор состояние отчуждения, давно уже подчинившее себе человеческую цивилизацию.

Чтобы не утратить свою человеческую сущность, Принцу приходится учиться у царства Природы, его друзьями и наставниками становятся умные цветы и животные, розы, маленький Лис, Змея, да и общение с Летчиком (его вторым «Я») не проходит для него даром.

Можно еще много говорить о символике образа Маленького принца, но нельзя не упомянуть о педагогическом опыте известного грузинского педагога Ш. А. Амонашвили, который мудро умел превращать сказку для взрослых в игру для малышей-школьников, когда они в его классе все по очереди вживались в роль звездного посланца, придумывали новые приключения для героя, полностью погружались в его мир7 [3].

Отметим в заключение, что главная идея сказки прямо вытекает из слов Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 3). Возможно, Сент-Экзюпери и не перечитывал Новый завет, когда работал над сказкой, но эти слова он, наверняка, знал с детства и воплощал глубинный их смысл в своих делах и в своем творчестве.

Литература

1. Сент-Экзюпери А. Планета людей. Кишинев, 1974. 558 с.

2. Новый Завет. Анахайм: Живой поток, 1998. С. 1—173.

3. Вахрушев В. С. Уроки мировой литературы в школе. М.: Просвещение, 1995. С. 206—213.

4. Кейт К. Антуан де Сент-Экзюпери. М.: Центрполиграф, 2003. 655 с.

5. Шифф С. Сент-Экзюпери. Биография. М.: Эксмо, 2003. 480 с.

А. В. Викулов

Формирование духовной культуры
у подрастающего поколения как актуальная проблема
современности

В начале ХХI в. больше уделяют внимания проблеме соотношения духовной культуры и здоровья человека. Согласно статистике, здоровье нашей нации ухудшается из года в год. Проблема его сохранения является приоритетной в настоящее время. Осмысление проблемы становится возможным только при условии развития способности познать настоящее. При анализе настоящего всегда возникает опасность видимое принять за истинное, а невидимое считать ложным.

Одной из самых сложных проблем современности является состояние духовной культуры. Во-первых, она, прежде всего, касается внутреннего мира человека, его психики. Во-вторых, духовная культура есть личностная характеристика, а личностное в человеке есть высший уровень его бытия. В-третьих, для постижения сущности духовной культуры в истории человечества были выработаны разные средства, которые, выявляя реальные свойства той или иной стороны проблемы духовности в отдельные свойства, практически абсолютизировали эти стороны, доводя их до абсурда. Здесь имеются в виду наука, религия, искусство и другие формы постижения сущности проблемы духовного здоровья.

Исследование проблемы становления духовной культуры человека
в условиях нашего общества на современном этапе его развития необходимо по ряду причин. Кризисное состояние ведущих сфер общественной жизни, как отмечают многие зарубежные исследователи, приводит к кризису ценностей, на которые ориентировалось общество в целом и каждый человек в отдельности. Пересмотр этих ценностей, переориентация на новые ценности не проходит бесследно как для общества, так и для каждого человека. Кризис идеалов подчас приводит к деградации личности,
к потере человеком смысла своего существования и, как следствие, к аморальному поведению, ибо рушатся духовные устои нравственности,
а истинная красота подменяется суррогатом культур.

Другая причина заключается в том, что в научно-педагогических исследованиях было принято в большей мере уделять внимание вопросам материальности, объективности, диалектике педагогических процессов.
А понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений стимулировало исследование педагогических процессов
и явлений с позиций их общественной значимости. Проблемы формирования духовной культуры, как правило, находили отражение в других исследованиях — культуры, этики, эстетики.

Анализ понятия «духовная культура» затрудняется в настоящее время тем, что духовная культура порой сводится только к религиозной. А так как атеистическое мировоззрение долгие годы в нашей стране было господствующим, то и духовная культура заменялась сознательностью. Однако это далеко не одно и то же, ведь сознанием обладает и духовный
и совершенно бездуховный человек. Более того, служители церкви порой бывают совсем далеки от духовной культуры. Поэтому ошибочным является утверждение, что без религиозной культуры не может быть и духовной. Скорее, наоборот, духовная культура является неотъемлемым свойством религиозной. С другой стороны, можно отметить, что духовная культура нередко отождествляется с понятием образованности, которая практически сводится к формальному наличию или отсутствию ученой степени.

Приступая к выявлению возможностей процесса обучения в формировании духовной культуры, мы начали с изучения уровня развития духовной культуры учащихся. С помощью ряда методов исследования (анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности учащихся, читательских интересов, наблюдение) студентами-практикантами факультета «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» отделения «Безопасность жизнедеятельности» различных курсов Балашовского института Саратовского университета на протяжении трех последних лет были обследованы 470 старшеклассников сельских и городских школ Балашовского и других районов в Саратовской области. Учащиеся старших классов были избраны потому, что в юношеском возрасте можно говорить уже об определенном уровне сформированности духовной культуры. На основе анализа результатов обследования мы выделили шесть групп старшеклассников, в которых уровни развития духовной культуры носят следующий характер:

  • гармонично развитой характеризуется высоким уровнем сформированности познавательных интересов, потребности в творческом труде, в общественной деятельности, в самовоспитании;

  • избирательный характеризуется наличием доминирующих духовных потребностей, например, познавательных, художественных или каких-либо других, связанных, как правило, с жизненными планами этих школьников;

  • узкопрактический с высоким уровнем развития потребности
    в одном виде избранной деятельности, например, потребности в общественной работе;

  • индифферентно-пассивный с неярко выраженными свойствами духовной культуры, подчинением их внешнему влиянию, ориентацией личности только на пассивные формы потребления духовных ценностей;

  • потребительский со слабо развитыми свойствами духовной культуры, преобладанием индивидуалистических интересов в основном
    в сфере материального потребления, негативным отношением к общественной деятельности, социально ценностным формам общения;

  • утилитарно-потребительский, который отличается духовной пустотой, неразвитостью интересов, преобладанием материальных запросов.

Мы не ставили своей целью определение процента старшеклассников, входящих в ту или иную группу, тем более что эти цифры в разных
регионах могут быть различными, так же, как они, например, различаются в городских и сельских школах. Нас интересовало, под влиянием каких факторов сложился тот или иной уровень духовной культуры, какое место в их ряду отводят школьники учебному процессу. Хотелось бы предположить, что высокий уровень духовных потребностей сложился под влиянием школы и, в частности, процесса обучения. К сожалению, 58 % учащихся первых трех групп, пользуясь методом выбора, из предложенного им перечня факторов, повлиявших положительно на формирование духовной культуры, назвали семью, товарищей, свои способности, средства массовой информации. Лишь 31 % опрошенных среди решающих факторов назвали обучение в школе. Остальные в выборе затруднились.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..