Взаимодействие и сотрудничество

А. Ю. Юдин

Паломничество как точка соприкосновения
духовной и светской систем образования

Паломничество. Сколько заложено смысла в этом поистине удивительном слове. Сколько содержит оно в себе возвышенных переживаний, связанных с посещением святых мест. Еще во времена Ветхого Завета иудеи-паломники приходили в праздник Пасхи в Иерусалимский храм. Широкое распространение паломничество получило в апостольские века. Чем известнее становилось христианство в Римской империи, тем больше людей отправлялось в Святую Землю, на место распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа. Самым известным примером первого паломничества православных христиан это молитвенное путешествие во Святую Землю святой равноапостольной царицы Елены, которое закончилось великим чудом Воздвижения Честного Креста Господня. Само слово «паломник» (производное от латинского слова palma — пальма) означает «носитель пальмы».

Сегодня называя себя паломником и отправляясь по святым местам, человек словно становится древним путешественником ко Гробу Господню, несущим из своего странствия пальмовую ветвь в память о тех ветвях пальмы, которыми встречали Христа при въезде в Иерусалим. Куда совершаются паломничества? Естественно это Святая Земля, места, связанные с земной жизнью господа Иисуса Христа, Афон, Кипр, Египет и другие. Для русского человека перечисленные выше святыни зачастую, в силу объективных причин, были недоступны. Поэтому свои устремления русские паломники направляли в Киев. Недаром ходила поговорка: «Не можешь пойти в Палестину, есть своя. Пойди в Киев и поклонись тамошнему сонму подвижников Киево-Печерских. Не знаешь дороги? Не смущайся, язык до Киева доведет». Киев манил к себе усталых богомольцев своими многочисленными храмами и обителями, в которых хранились нетленные мощи, чудотворные иконы. Обилие благодати изливалось
в его соборах, поэтому и именовался Киев в народе «Русской Палестиной». Партии богомольцев посещали Троице-Сергиеву Лавру, Ростов, Углич, Оптину Пустынь, Кирилло-Белозерский монастырь, достигали Соловецкого, Валаамского и Коневского монастырей на Севере, а на юге поклонялись чудотворным иконам и мощам в Задонске, Белгороде, Пичаеве.

В первые века христианства не было автомобилей и самолетов, все расстояния от родного дома до Святой Земли паломник преодолевал пешком, часто подвергаясь опасностям, терпя голод и стужу.

Паломничество всегда было подвигом — отправляясь в путь, путешественник ко Гробу Господню не знал, когда вернется и вернется ли вообще, сознательно обрекал себя на долгую и трудную дорогу. А в наш скоростной век паломничество мало похоже на путешествие по святым местам в древности… Расстояния укорачиваются — время сжимается, до Святой Земли можно быстро и с комфортом добраться на самолете, до Оптиной Пустыни и Троице-Сергиевой Лавры автобусом. Уже не говорят: «Совершать паломничество», а «Ехать в паломничество», путешествие к святыне называется «паломнической поездкой». Внешне изменилось многое, поэтому, кажется, что и смысл понятий стал иным. Однако это не так. Какова же цель?

На этот вопрос отвечает Ф. М. Достоевский: «Для смиренной души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано» [Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1975].

Что движет людьми, называемыми паломниками? Ими двигало желание лицезреть святыни, приложиться к ним, пережить неповторимое, сверхъестественное чудо. Под мудрым старческим руководством соразмерить себя с бесконечностью и измениться к лучшему. Главным для паломника было добраться до святого монастыря, и, минуя все лишения и горести, сопряженные с длительными пешими переходами, он, наконец, достигал желанного результата. Если все же человек возвращался домой, то он был уже совершенно иным. Преображенным. В этом отношении паломничество — это процесс, однажды начавшийся и продолжающийся в течение всей жизни. В святых местах человек черпает живительную Божественную благодать, помогающую внутреннему самосовершенствованию. Внутреннее самосовершенствование или душевная польза — главное, чего можно искать в паломничестве. Преподобный Авва Дорофей говорил, что если человек начинает дело, не представляя себе цели предпринимаемого, то практически всегда он будет трудиться напрасно либо даже со вредом для души.

Многие могут сказать, что все выше изложенное понятно, но применимо к истинным паломникам, людям глубоко верующим, как мы их называем, воцерковленным. А как же с людьми светскими? Какова польза паломничества в воспитательно-образовательном процессе школы или вуза? Я предлагаю слово «паломничество» заменить на другое — «туристическая поездка». Сразу меняется цель путешествия, из высокодуховной она становится потребительской: праздный осмотр достопримечательностей, оценка архитектурного ансамбля какого-либо монастыря или просто подышать «целебным воздухом». Пользы для души в таком случае нет. Уместен вопрос, а разве познавательная (или образовательная) составляющая совсем отменяется? Нет, не отменяется. Давайте рассмотрим пример. Всем известен мужской монастырь Оптина Пустынь. Всем известен тот факт, что его посещали и подолгу там жили великие умы, гении русской литературы Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Это разные люди с разными жизненными взглядами. Почему, зачем они приезжали в Оптину? Осмотрев архитектурный ансамбль монастыря и даже искупавшись
в источнике, мы не сможем ответить на поставленные вопросы. А вот пожив там несколько дней, побывав на богослужениях, побеседовав
с насельниками обители, пройдя послушания, мы сможем ответить. Мы обязаны соприкоснуться с внутренней жизнью монастыря и только после этого «достопримечательности».

Паломничество — это внутренняя работа, труд духовный. Туристическая поездка — развлечение. Сравним: паломничество — туристическая поездка, привал, роздых — перекур, трапеза — еда, хавка.

Зачастую ставятся в один ряд мироточивые иконы и мощи святых угодников и рыбалка, беседа со старцем и пикник в лесу с обильным спиртным. Поэтому, если возникло доброе желание отправиться в паломническую поездку по святым местам, очень серьезно нужно отнестись
к организующей стороне. Идеальный вариант, если группу сопровождает священник или человек верующий с духовным образованием. Предвижу вопрос, что человеку недостаточно воцерковленному тяжело будет все время держать себя в рамках постоянной молитвы, чтения и пения церковных текстов (особенно учащимся). Все это решается организаторскими способностями руководителей путешествия. Как раз дорогой и можно решить образовательную составляющую паломнической поездки. Это фильмы, диски духовного содержания и др.

И в заключение совет людям невоцерковленным. Они совершают путешествие к святыне впервые, паломническая поездка кажется им неким духовным прорывом. Чаще всего путь не получает продолжения в их жизни. Они не понимают того, что было понятно настоящему паломнику во все времена: по образу этой иной жизни и надо перелагать свою собственную.

Н. Е. Юдинцева

Патриотическое воспитание — основа
духовно-нравственного развития молодежи

Главная причина трудностей, переживаемых сегодня обществом, состоит в падении его духовности. Под духовностью мы понимаем устремленность к добру, к истине, к красоте, к самосовершенствованию и нравственности. Только сочетание всех элементов духовности делает ее таковой.

Военно-патриотическая направленность творческих объединений (далее ТО) Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей „Профессионал“ г. Балашова Саратовской области» призвана способствовать становлению духовно-нравственной зрелости подростков.

В рамках дополнительного образования в Центре в ТО решаются следующие задачи: формирование духовности и высоких моральных качеств; умственное и физическое развитие; стимуляция познавательной деятельности; формирование активной жизненной позиции; создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, выработки высоких нравственных и вольных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству и готовность его защищать; подготовка физически здоровых, выносливых, дисциплинированных, способных к выполнению оперативно-служебных задач юношей и девушек.

Большой вклад в формировании основ духовно-нравственного и патриотического воспитания подростков вносят педагоги дополнительного образования детей В. А. Калядин (Школа юных космонавтов), Г. Н. Самсонов (Школа юных спасателей) и Ю. Ф. Артемьев («Рысь» — подготовка к службе в армии и правоохранительных органах).

Содержание ТО направлено на гражданско-патриотическое воспита-ние молодежи, создание условий для социального, культурного и профес-сионального самоопределения, приобщение молодежи к общечелове-ческим ценностям. Основой обучения является формирование личности гражданина и патриота России с присущими взглядами, интересами, установками, такими духовно-нравственными ценностями, как граж-данственность, самоотверженность, гуманизм, воинская доблесть и честь, мужество и взаимовыручка. Направления учебно-воспитательной работы данных ТО следующие: теоретическое, практическое и физическое. Теоретические занятия проходят по специально разработанным, полностью адаптированным методическим материалам и пособиям. Практическая подготовка проводится на базе управления по делам ГО и ЧС, службы спасения, ПЧ-25, а также в помещениях учебного Центра летной подго-товки. Программы данных ТО адресованы подросткам 15—17 лет, т. е. учащиеся 9—11 классов, проявляющим интерес к службе в ВС, МЧС. Полученные знания проверяются и оцениваются специалистами ГО и ЧС, ППС, ПЧ-25, преподавателями учебного Центра летной подготовки, которые принимают непосредственное участие в обучении детей.

Являясь участником областных сборов по военно-патриотической программе «Во славу Отечества», команда ШЮС под руководством
Г. Н. Самсонова в 2008 г. заняла III место и была награждена дипломом Главного управления МЧС России по Саратовской области. За достигнутые успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи города, за воспитание воли к победе, мужества, выносливости, пропаганду здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодежи руководитель ШЮС Г. Н. Самсонов награжден грамотами начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области, начальника управления образования администрации Балашовского муниципального района. Под его руководством команда ШЮС является активным участникам мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню защиты детей, всевозможных соревнований и слетов, где ребята показывают высокие результаты.

Руководитель ШЮК В. А. Калядин — ветеран ВС РФ, ветеран войны в Афганистане, является образцом мужества и героизма для своих воспитанников. Огромная заслуга В. А. Калядина заключается в том, что команда ШЮК ежегодно участвует во Всероссийских авиационно-космиче-ских конкурсах и занимает призовые места. За достигнутые успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи города ШЮК награждена памятным знаком Совета Федерации РФ, имеет благодарность председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, председателя комитета ГД Маршала Советского Союза В. Г. Куликова, награждена кубком Главнокомандующего ВВС РФ, грамотами и дипломами организаторов конкурсов. Лучшие курсанты ШЮК награждены нагрудными знаками «Надежда губернии», медалями Федерации космонавтики России «Юный гагаринец».

Большую роль в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании играют встречи с участниками ВОВ, ветеранами ВС, космонавтами с выпускниками ШЮК, с представителями ГО и ЧС; организуются поездки и экскурсии на место приземления Ю.А. Гагарина, космодром Байконур, по местам боевой славы.

Эффективность работы ТО подтверждается их востребованностью среди учащихся школ города, а также достигнутыми результатами в сфере безопасности жизнедеятельности, подготовке к службе в ВС и МВД, формировании духовно-нравственные качеств личности и патриотизма.

Наши авторы

Андреева И. Г. — кандидат филологических наук, доцент, декан педагогического факультета БИСГУ.

Андреева Л. И. — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания БИСГУ.

Ахтырская Е. Н. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПиМНО.

Белов В. Н. — профессор, доктор филос. наук, декан факультета философии и психологии, руководитель Центра православной культуры и религиозной антропологии СГУ.

Брякин В. В. — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания БИСГУ.

Разаева Л. А. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания БИСГУ.

Вахрушев В. С. — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы БИСГУ.

Викулов А. В. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры БЖД БИСГУ.

Виноградова Е. Н. — старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации СГТУ.

Можайцева Г. Н. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка БИСГУ.

Гладкова С. П. – учитель английского языка МОУ СОШ № 18 г. Балашова

Горинова З. В. — кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы БИСГУ.

Догалакова В. И. — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы БИСГУ.

Дубовицкий И. Н. — заместитель начальника факультета, начальник учебной части 4 факультета авиационного Краснодарского ВВАУЛ.

Жогов С. С. — учитель МОУ СОШ № 12 г. Балашова.

Завитаев А. Н. — директор музея БИСГУ.

Кириенко Е. С. — преподаватель ГОУ СПО «Балашовское музыкальное училище».

Кистович А. Г. — директор Центра оздоровительной физической культуры.

Крайнева Л. В. — директор МОУ ДОД «ДШИ № 1».

КрухмалевЕ. А. — ассистент кафедры ФК и БЖД БИСГУ.

Кудинова Е. П. — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы БИСГУ.

Кутукова Т. В. — учитель истории МОУ СОШ № 15 г. Балашова.

КученеваЕ. Ю. — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания БИСГУ.

Ланчиков Б. В. — протоиерей, кандидат богословия.

Андрианов Е. П. — директор МОУ СОШ № 5 г. Балашова.

Беспалова Е. В. — социальный педагог МОУ СОШ № 5 г. Балашова.

Лутовинов В. И. — доктор философских наук, профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (Москва).

Малюченко И. Ю. — педагог-организатор Молодежного социально-психологического центра «Молодежь плюс».

Мамонтова Е. М. — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы БИСГУ.

Масленников А. Н. — кандидат военных наук, доцент, заведующий кафедрой БЖД БИСГУ.

Машкина Т. М. — аспирант БГТУ.

Моргун С. — протоиерей, Благочинный Балашовского округа Саратовской Епархии.

Назаров В. В. — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, зам. декана экономического факультета по учебно-воспитательной работе БИСГУ.

Невзорова Г. А. — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Балашова.

Садчикова Л. В. — учитель географии МОУ СОШ № 16 г. Балашова.

Новикова С. В. — методист МОУ ДОД ЦЭВД.

Овчаров Д. А. — кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных наук ЭТИ СГТУ.

Петрова Г. Н. — учитель высшей категории МОУ СОШ № 5 г. Балашова.

Потиха Б. М. — директор МОУ ДОД «Станция юных техников»
г. Балашова.

Руднева Н. М. — учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 18 г. Балашова.

Симонова Н. А. — заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ, стипендиат им. схиархимандрита Иоанна (Маслова), учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии
№ 1 г. Балашова, руководитель кружка «Православная культура».

Соколец Н. В. — учитель истории МОУ СОШ № 7 г. Балашова.

Сучкова З. Л. — директор Центра духовной культуры БИСГУ.

Тимушкин А. В. — доктор педагогических наук, профессор, декан факультета БЖ и ФК БИСГУ.

Троицкая Л. И. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы БИСГУ.

Улановская О. Г. — педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных техников».

Филатов В. В. — кандидат философских наук, доцент кафедры истории БИСГУ.

Филимонов А. И. — педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных техников».

Цыганова Т. Ф. — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка БИСГУ.

Чистякова Э. Б. — заслуженный работник культуры РФ, председатель ПЦК специальности «Хоровое дирижирование» Балашовского музыкального училища.

Чичкова Л. Я. — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
№ 9 г. Балашова.

Юдин А. Ю. — помощник Благочинного Отца Сергия (Моргуна).

Юдинцева Н. Е. — директор МОУ ДОД Центр «Профессионал».

Научное издание

Светская и духовная системы образования:

взаимодействие и сотрудничество

Сборник научно-методических статей

Под редакцией З. Л. Сучковой

Редактор М. Б. Иванова

Корректор Н. Н. Дробышева

Подписано в печать 20.06.09. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 7,8. Усл.-печ. л. 8,25.

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного издательской группой
Балашовского института (филиала)

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского.

412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya@balashov.san.ru

1 Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995. С. 38.

2 Горецкий В. Г. и др. Русская Азбука: учеб. пособие. М., 2002. С. 198—199.

3 Там же. С. 213.

4 Там же. С. 214.

5 Русский текст сказки цитируется по переводу Норы Галь, а французский оригинал — по изданию: Saint-Exupéry, A. Le Petit Prince. Moscou: Mezdunarodnye otnoshenia, 1992.

6 Рисунок автора помещен в книге: Мижо М. Сент-Экзюпери. М.: Молодая гвардия, 1965. С. 326—327.

7 Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. С. 105—110, 116—117.

8 Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 255.

9 Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Изд-во «УРАЛ LTD», 2000. С. 208.

10 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1981. С. 539.

11 Лесков Н. С. Повести и рассказы. М., 1984. С. 112.

12 Лесков Н. С. Указ. соч. С. 117.

13 Там же. С. 118

14 Там же. С. 128

15 Там же. С. 134.

16 Там же. С. 142.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..