Взаимодействие и сотрудничество

И. Г. Андреева

Духовно-нравственное становление личности дошкольника

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Перемены в современном обществе повлекли за собой изменения в системе образования относительно вопросов развития и формирования духовно-нравственной личности. Дошкольное учреждение, школа, вуз играют в этом процессе ведущую роль. Сегодня проблеме духовно-нравственного воспитания необходимо уделять как можно больше внимания. Главная задача педагогики помочь детям восстановить духовные ценности, которые разрушались в течение многих лет, научить детей любить жизнь и окружающий мир, воспитывать любовь к Родине
и толерантное отношение ко всем людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что
в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем
не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. В науке и практике в настоящее время актуализируется вопрос создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей.

Проблеме духовно-нравственного развития личности посвящены труды таких крупных исследователей, как А. Н. Ананьев, Л. И. Божович,
Т. Рибо, У. Джемсон, Б. Т. Лихачев, В. Д. Шадриков, Г. И. Железовская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Авторы раскрывают сущность
и логика процесса духовно-нравственного развития, анализируют возрастные особенности духовно-нравственного формирования личности ребенка, обозначают механизм усвоения личностью моральных норм
и принципов в разных видах деятельности, определяют структуру этой деятельности и ее воспитывающие и развивающие возможности.

В отечественном образовании наблюдается явное противоречие между потребностью общества в повышении уровня духовности и нравственности подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в психолого-педагогических и философских исследованиях, с другой стороны. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной духовно-нравственной позиции — сложный педагогический процесс.

Процесс становления подрастающей личности и ее духовно-нравст-венной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается всю жизнь и постоянно претерпевает изменения. Но начинать этот процесс следует как можно раньше, и особенно сензитивным является период дошкольного детства.

Уже в этот период младшего дошкольного возраста расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, возникает совместная с ними деятельность, усложняются ее
виды. Дошкольник начинает постигать мир человеческих отношений, познает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть определенные нормы поведения, принятые в обществе. Становясь взрослым, он вынужден подчинять свои действия общественным нормам
и правилам поведения. Весь ход психического развития ребенка в дошкольном возрасте способствует формированию духовно-нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит становление структуры соподчинения мотивов, развивается самосознание ребенка, его самооценка. Дошкольный период считается временем появления первых личных воспоминаний ребенка. Уровень развития мышления дошкольника позволяет анализировать свои и чужие поступки, давать им оценку. Ребенок рассматривается в педагогике как субъект деятельности и саморазвития, направляемый и организуемый взрослыми. Педагог помогает каждому понять, найти, преодолеть, подвигнуть себя на труд, самоутвердиться, обрести внутреннюю свободу и ответственность. Серьезный вопрос заключается в том, какими путями осуществлять духовно-нравст-венное воспитание в современном обществе?

Прежде всего, подрастающему поколению необходима экологически чистая духовно-нравственная общественная среда. Речь идет о том, чтобы с киноэкранов, экранов телевизоров, книжного рынка, страниц журналов и газет потеснить залежалую, пошлую, а порой просто бесстыдную, примитивную и оболванивающую продукцию зарубежных компаний, состоящую из секс- и порнофильмов, мыльных опер, мелодрам, однообразных детективов, глубоко чуждых духовному миру российского человека. «Кассетная» бездуховная массовая культура должна быть заменена возвращенной народу глубоко духовной российской национальной и мировой художественной, нравственной культурой1.

Становление личности во многом определяется духовностью времени, в котором человек появляется на свет, взрослеет, живет и развивается. Духовность времени можно определить как единство идей и творений, которые создают отдельные выдающиеся личности и целый народ и доступны каждому человеку, способному воспринимать, чувствовать и понимать.

Итак, духовно-нравственное становление личности — это совокупность духовного состояния человека, включающего в себя внутреннюю активность, чувства, эмоции личности, единство умственных, нравственных, духовных качеств и нравственности.

Л. И. Андреева

Русская православная культура и вузовский цикл
историко-лингвистических дисциплин

Русская православная культура — понятие емкое и многоаспектное. Своими корнями, как известно, она восходит к Церкви, Византии. Русская православная культура возникла и развивалась с момента принятия христианства, с 988 г., и прошла более чем тысячелетний путь. К настоящему времени она является зримым выражением сущности церкви: это неповторимая архитектура, храмовое искусство, монументальная живопись, иконопись, которая приближается к литургическому действию и представлена писаной иконой и выполненной в технике лицевого шитья. Как известно, они объединяются особым изобразительным каноном. Русская православная культура характеризуется также особым ювелирным искусством, самим литургическим действом с православной музыкой, книгами, книжным делом… Русская православная церковь обслуживается церковнославянским языком, который является особым достоянием.

В соответствии с Госстандартами 2000, 2005 гг. учебные планы филологического факультета по специальности 050301 — «Русский язык и литература» включают блок историко-лингвистических дисциплин. В него входят: «Введение в славянскую филологию» (34 ч. ЛК, 20 ч. ПЗ, зачет) на 1 курсе; «Старославянский язык» (34 ч. ЛК, 30 ч. ПЗ, зачет, экзамен) на 2 курсе; «История русского языка», которая состоит из 2-х частей: «Исторической грамматики русского языка» (20 ч. ЛК, 14 ч. ПЗ, экзамен), «Истории русского литературного языка» (20 ч. ЛК, 14 ч. ПЗ, экзамен) на
3 курсе. Каждый из курсов имеет свой предмет и свою специфику. Все эти дисциплины объединены в один цикл, поскольку призваны дать студентам научное представление о происхождении, истории и особенностях функционирования славянских языков и литературы, в частности, старославянского языка, древнерусского языка (с некоторыми особенностями церковнославянского языка), языка русской народности, русской нации
(в общенародной и литературной формах), современного русского литературного языка (от А. С. Пушкина до наших дней).

Усвоить большой и сложный материал этих курсов студентам непросто, поскольку они недостаточно хорошо знают отечественную историю, с одной стороны, и с другой, как правило, далеки от русской православной культуры. Некоторые из них не имеют даже элементарных знаний по ней и нисколько не озабочены этим. Например, не знают, кто такие Кирилл и Мефодий, кем и когда была создана первая славянская азбука,
в чем отличие старославянского языка от древнерусского и церковнославянского языков, что такое евангелие, каковы имена евангелистов, отечественных религиозных деятелей, внесших значительный вклад в развитие русского литературного языка и культуры и т. д. Хотя есть и приятные исключения. Очевидна необходимость усиления духовно-нравственной составляющей содержания обучения.

В рамках программы обновления гуманитарного образования выход видится во введении, наряду с основными дисциплинами, историко-лингвистического цикла курсов по выбору, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам русской православной культуры. Сейчас это особенно актуально, поскольку интерес к Русской Православной Церкви, ее культуре, церковнославянскому языку в нашем обществе возрастает. Конечно, есть сложности, они касаются как уровня подготовки соответствующих преподавательских кадров, так и материально-технического сопровождения дисциплин. Особую роль в освоении русской православной культуры для подготовки светских гуманитариев призвана сыграть открываемая специализация «Русская православная культура» на филологическом факультете БИСГУ.

Е. Н. Ахтырская

Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в период обучения грамоте

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с формированием духовно-нравственного мировоззрения ребенка. Педагоги все чаще задают вопросы, схожие с риторическими: Как помочь беззащитному ребенку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, состраданию? Как научиться видеть, где добро,
а где зло?

А между тем, существовали и существуют хрестоматии, которые всегда уделяли особое внимание данному вопросу. К таким учебникам, безусловно, можно отнести и «Русскую Азбуку», одним из авторов которой является профессор В. А. Кирюшкин.

Данное учебное пособие включает научно-популярные и художественные тексты, начиная с древнерусской литературы и заканчивая произведениями современной зарубежной классики; особое внимание уделяется духовной литературе. Учитывая возрастные особенности детей 6,5—7,5 лет, все тексты сопровождаются иллюстративным материалом, разнообразным по методическим задачам.

Например, в «Русской азбуке»2 дан учебный рисунок, беседа по содержанию которого, построенная доступно, грамотно, корректно, логически последовательно, поможет младшим школьникам понять, что произошло более двух тысяч лет назад, какое событие, давшее начало новой эре в жизни человечества, и почему мы 7 января отмечаем праздник «Рождество Христово».

Текст «Наше Отечество» К. Д. Ушинского3, краткий, доступный, точный поможет закрепить важнейшие понятия учащихся об Отечестве, родине — России. Полученные знания будут способствовать формированию патриотизма, интересу к истории Родины, внимательному отношению
к живому окружающему миру, своим душевным качествам.

Урок по тексту «Первоучители словенские», который написан
Вл. Крупиным4, требует возвращения к началу учебника, где помещен рисунок памятника святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Для более глубокого понимания и осознания текстового материала не следует при проведении данного урока ограничиваться только иллюстрациями, представленными в учебной хрестоматии. Необходимо рассмотреть фотографию иконы этих глубоко почитаемых славянскими народами святых. Можно рассказать в доступной форме о том, чем икона отличается от рисунка и картины, даже изображающих одни и те же события. Особое внимание уделить тому, что 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

Наряду со сложной задачей научить ребенка читать (а здесь, уместно напомнить о том, что анализируемое учебное пособие — одно из немногих, которые адресованы детям, прежде всего, не умеющим читать), необходимо уделять внимание проблемам формирования духовно-нравственного мировоззрения учащихся начальной школы. Учась читать, первоклассники вместе с буквами усваивают и такие простые, но столь значимые в XXI в. понятия как доброта, отзывчивость, любовь к своей стране.

В. Н. Белов

Об опыте взаимодействия Саратовского государственного
университета и Саратовской епархии РПЦ

О реальном взаимодействии Саратовского госуниверситета и православной церкви можно говорить с того времени, когда в 2003 г. на пост ректора был избран Л. Ю. Коссович, а на Саратовскую кафедру назначен епископ Лонгин. В 2004 г. между университетом и епархией был заключен договор, на основании которого и осуществляется процесс сотрудничества и взаимодействия в самых разных областях. Хотелось бы выделить три наиболее успешно развивающихся проекта в рамках данного сотрудничества:

1. Создание православной общины и строительство своего домового храма, который стал функционировать с 1 сентября 2004 г. Это первая домовая университетская церковь на Саратовской земле в новейшей истории. При университетском храме постоянно действует библиотека православной литературы, настоятель проводит лекторий по проблемам православного образования, постепенно оформилась воскресная школа.

2. Организация на базе факультета философии и психологии в 2004 г. Центра православной культуры и религиозной антропологии при ИДПО СГУ. Центр был создан для подготовки преподавательских кадров по дисциплине «Основы православной культуры». За время его работы на
5-месячных и краткосрочных курсах прошли подготовку более 500 преподавателей г. Саратова и большинства районных центров области. Благодаря целенаправленной и профессиональной деятельности Центра, который объединил в своих рядах ведущих философов, богословов, культурологов, историков, филологов и методистов, в Саратове два года назад была открыта первая православная гимназия и сейчас планируется открытие таких гимназий в других городах области.

3. Проведение ежегодных Пименовских чтений, посвященных памяти архиепископа Пимена (Хмелевского), регионального аналога Рождественских чтений в Москве. Саратовский университет традиционно выступает площадкой диалога светской и церковной интеллигенции, отвечает за научно-образовательную часть мероприятий этих чтений, организуя на своей базе ряд научно-практических конференций, «круглых столов»
и открытых уроков. Отмечена тенденция к росту интереса со стороны научной интеллигенции города и области к подобного рода мероприятиям.

Однако следует указать и на ряд трудностей, с которыми сталкивается наше сотрудничество с православной церковью. Остановлюсь на двух:

Непризнаваемость дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями светскими учреждениями. В результате мы не можем приглашать священника в качестве преподавателя, если у него нет еще и светского диплома. Поэтому некоторые дисциплины (в частности, «История православной церкви», «Христианская теология (богословие)» — по специальности «Религиоведение») мы вынуждены привлекать светских преподавателей, для которых данные курсы зачастую оказываются новыми, требующими больших усилий для своей разработки.

Инертность мышления преподавателей, для которых церковь остается «опиумом для народа», вера — врагом разума, а священник — «дремучим мракобесом», ничего не смыслящим в современных науках. Особенно сильна инерция в мышлении ученых-естественников, о чем свидетельствуют публикации письма 10-ти академиков и ряд других публикаций,
в которых ученые естественнонаучного блока вновь под разными предлогами пытаются противопоставить друг другу науку и религию, веру
и знание. Наши уважаемые академики почему-то «забывают» исторические факты рождения европейских университетов в средневековье, когда ведущими факультетами были теологические факультеты, а как можно игнорировать факт рождения русского просвещения в недрах монастырей.

Следует заметить в заключение, что положительный опыт Саратовского университета получает свое развитие и продолжение:

— небольшой домовый университетский храм уже не вмещает, особенно по праздникам, всех желающих, и Ученым советом университета принято решение строительства более вместительного университетского храма;

— опыт Центра православной культуры и религиозной антропологии также нашел одобрение университетской общественности и внесен в список инновационных структур университета, его опытом заинтересовались в других вузах и епархиях;

— опыт участия университета в Пименовских чтениях будет использован при подготовке и проведении Дней славянской письменности
и культуры в Саратове в мае текущего года. Саратовский университет выступит главной площадкой для проведения научной части праздничных мероприятий.

  1. Вотчетный период был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержание тесного взаимодействия и сотрудничества с федеральными структурами и,

    Содержательный отчет
    Деятельность Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в 2004 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2004 г.», принятых на XX Общем Собрании АСДГ 14 мая 2004 г.
  2. Взаимодействие малого предпринимательства и научных организаций в развитии экономики инновационного типа

    Документ
    В развитых странах в последние годы предпринимаются попытки установления более тесных взаимосвязей между наукой и бизнесом (6). Предпринимательская деятельность является результатом совместного действия сил: целенаправленной политики
  3. «Иудаизм в Российской Федерации. Взаимодействие и сотрудничество на благо России»

    Доклад
    18.45 – 18.55 Выступление Председателя Тибетского Центра культур и информации в Москве Господина Таши «О роли Его Святейшества Далай Ламы XIV в сохранении и распространения Учения Будды Шакьямуни»
  4. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11 тв 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 14 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 14 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .
  5. Взаимодействие госдумы с федеральными органами 11

    Документ
    1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 15 Ren TV, 1 .1 . 008, 3:30 15 " 4" - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 Ren TV, 1 .
  6. «Взаимодействие классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной системы»

    Документ
    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга.
  7. «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»

    Доклад
    на секции «Взаимодействие власти, образовательного сообщества и бизнеса в организации образовательной деятельности в области дополнительного образования научно-технического направления в рамках частно-государственного партнерства»
  8. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  9. Статья 5 Сотрудничество 69

    Статья
    В приложении к решению VI/9 Конференция Сторон приняла Глобальную стратегию сохранения растений. Сторонам и правительствам предлагается разработать свои собственные целевые задачи с помощью данной гибкой системы.

Другие похожие документы..