Учебное пособие включает краткое изложение основных вопросов курса, глоссарий по дисциплине, темы самостоятельных работ студентов, материалы для практического применения.

Явные

дефекты



Не выявляются действующими методами и средствами контроля


Скрытые

дефекты


Рис. 1. Виды дефектов по выявляемости

Дефекты, которые технически возможно и экономически целесообразно исправлять, называются исправимыми, а те, которые исправить технически невозможно и экономически нецелесообразно, называются неисправимыми. Продукция, имеющая значительные и критические неисправимые дефекты, считается окончательно забракованной и подлежит утилизации.

Рассмотренные теоретические положения не предполагают низкого и высокого качества продукции. Здесь речь идет об уровне качества продукции, определяемом относительной характеристикой достигнутых значений свойств продукции с базовой величиной, взятой для сравнения. На практике в качестве такой базы принимаются требования нормативной документации. Таким образом, продукция, используемая с малозначительными дефектами, имеет уровень качества ниже единицы. Если на предприятии создаются объективные производственные условия для выпуска продукции выше требований нормативной документации и это поощряется реальной потребностью, такая продукция имеет уровень качества выше единицы.

Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о раздвоении проблемы качества продукции на проблему обеспечения и улучшения (или повышения) уровня ее качества.

Проблемы обеспечения и улучшения необходимого уровня качества продукции тесно взаимосвязаны, требуют постоянной и целенаправленной работы всего трудового коллектива как внутри предприятия, так и с партнерами-смежниками, обеспечивающими поставку исходного сырья, материалов и полуфабрикатов.

В теоретическом плане различают несколько уровней качест­ва продукции; нормативный, производственный (фактически достигнутый), эксплуатационный (потребительский).

Нормативный уровень качества продукции устанавливается в требованиях нормативно-технической документации по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИИ ОКР).

Производственный уровень качества продукции обеспечивает­ся на стадии проектных работ производства сырья, материалов, инструментов, оборудования, изделий и на стадии выполнения работ и услуг. Производственный уровень качества характери­зуется степенью выполнения требований нормативной докумен­тации.


Рис. 2. Проблемы управления качеством

Эксплуатационный (потребительский) уровень качества про­дукции формируется на стадии потребления или эксплуатации этой продукции. Он характеризуется степенью соответствия фак­тически достигнутого уровня качества продукции конкретным потребностям потребителя продукции.

Кроме того, качество продукции характеризуется по степени технического, эргономического, эстетического, экологического совершен­ства и экономической целесообразности.

Т а б л и ц а 2

Степени совершенства продукции

Степень совершенства

Показатели

Степень технического совершенства

Назначение, надежность, долговечность, ремонто­пригодность, технологичность, транспортабельность, стандарти­зация, унификация

Степень эргономического совершенства

Удобство и безопасность пользования человеком

Степень эстетического совершенства

Соответствие цвету, форме, фактуре, архитектурно-художественной выразительности

Степень экологического совершенства

Безвредность для окружающей среды при эксплуатации или потреблении

Степень экономической целесообразности

Удельные затраты и экономическая эффективно­сть

Уровень качества продукции подтверждается сертификацией.

Сертификация — действие, проводимое с целью подтверждения с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам, техническим условиям и выдачи соответствующего документа.

Достигнуть требуемого уровня качества продукции можно только на основе системного подхода к этой проблеме.

2. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Формирование управления качества как самостоятельной области знаний произошло лишь в первой половине XX столетия. До этого управление качеством развивалось в недрах теории и практики управления.

В одном из первых учебников по научным основам управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами. Кроме того, в обществе происходит управление процессами, осуществляемыми людьми: познания и использования законов природы и общества для производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ.

Большой энциклопедический словарь трактует управление как функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает существование систем: сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию целей. Социальное управление можно понимать как воздействие на общественные процессы с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития (эволюции) сообщества.

Множество подходов к пониманию управления сложилось в связи с рассмотрением отдельных сторон этого многогранного явления. Понимание управления как искусства базируется на том, что организация – это сложные социотехнические системы, на которые воздействуют многообразные факторы внутренней и внешней среды, которые невозможно просчитать и оценить. Требует определенного искусства выбор основных показателей, определения значимых тенденций и необходимости изменений тех или иных компонентов. В то же время управление – это наука, которая опирается на определенные концепции, теории, принципы, методы. Управление как функция реализуется через выполнение ряда этапных действий: диагностику, проектирование и преобразование действительности. Процессныйподход к управлению отражает стремление интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку взаимосвязанных функций. Человеческий потенциал управления – квалификацию, умения, навыки управленческих кадров – идентифицируют с управлением как людьми, занимающимися его организацией или с органами, аппаратом управления.

Вся полнота управленческих функций характерна и для управления качеством. Серьезное внимание на управление качеством обратили во время расцвета второй стадии индустриального развития, когда производство все в большей степени начало ориентироваться не на удовлетворение массового потребителя, а на специализированные запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к жесткой конкуренции на потребительском рынке. Важнейшим рычагом в конкурентной борьбе стало качество продукции. В это время управление качеством и выделяется в самостоятельное научное направление в рамках управленческих дисциплин.

В 1970-1980-е годы формируется новая управленческая парадигма, отличающаяся следующими положениями:

  • предприятие – это открытая система, работа которой зависит от факторов внутренней и внешней среды;

  • ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворенность потребителей;

  • признание важности быстроты и адекватности реакций на изменения среды, обеспечивающих адаптацию к изменяющимся условиям;

  • главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала, т.е. внутренняя среда;

  • система управления ориентируется на повышение роли организационной культуры и нововведений.

Новая парадигма управления потребовала изменения взглядов, касающихся и управления качеством. До конца 1980-х годов речь шла, прежде всего, об управлении качеством продукции. Управление качеством продукции понималось как процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичного баланса между свойствами продукции и потребностью в этих свойствах в интересах наиболее полного удовлетворения этой потребности.

Управление качеством продукции представляло собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества.

К концу 1980-х годов пришло осознание того, что в современных условиях управление качеством представляет собой стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания всего обществ, конкретных организаций и каждого человека. Понятие «управление качеством» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8402 определял управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству».

Но уже в новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 основным понятием является менеджмент качества, который рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству». Управление качеством представляется как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Другими составляющими менеджмента качества являются планирование, обеспечение и улучшение качества (рис.5.).


Рис. 5. Составляющие менеджмента качества

Планирование качества направлено на установление целей в области качества, определение необходимых операционных процессов жизненного цикла продукции и соответствующих ресурсов.

Обеспечение качества рассматривается как проведение мероприятий, дающих уверенность, что требования к качеству будут выполнимы: обеспечение качества различных ресурсов: кадровых, технологических, материальных, качества производственной среды.

Улучшение качества предназначено для увеличения способности выполнять требования к нему, связано с управлением нововведениями в области качества продукции.


Генеральный директор




Директор по маркетингу

Технический директор

Директор по качеству

Директор по производству

Менеджеры по основным функциям



Инспекция, испытания, оценка

Инжиниринг качества и надежности

Управление качеством процессов

Обеспечение качества, аудит системы


Генеральный директор




Директор по маркетингу

Технический директор

Директор по качеству

Директор по производству

Менеджеры по основным функциям






Инспекция

Инжиниринг качества и надежности

Обеспечение качества

Планирование качества

Улучшение качества


Директор по маркетингу

Директор по маркетингу


Рис. 6. Развитие организационных схем управления качеством в ХХ в.

История управления качеством тесно связана с историей стандартизации. Импульсом для бурного развития стандартизации явилось превращение «капитализма свободной конкуренции» в монополистический (который породил и экономику менеджмента). Вначале быстрыми темпами стала утверждаться стандартизация в концернах.

В начале ХХ века развитие техники и концентрация производства обусловили стремление к национальной стандартизации. В 1901 г. возник Комитет стандартизации в Англии. В 1923 г. в Швейцарии состоялась Первая международная конференция по стандартизации, а в 1928 г. в Праге была основана ИСА (Международная ассоциация национальных обществ по стандартизации), преобразованная в 1946 г. в ИСО (Международную организацию по стандартизации).

Введение стандартизации позволило развивать научные основы и практику управления качеством. Подходы к управлению качеством развивались в зависимости от того, как производитель решал противоречия между внутренними и внешними целями – обеспечением качества выпускаемой продукции как гаранта конкурентоспособности на рынке и повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли.

Эволюция методов обеспечения качества включает 5 фаз:

1. Фаза отбраковки.

2. Фаза контроля качества.

3. Фаза управления качества.

4. Фаза менеджмента качества.

5. Фаза качества среды.


Рис. 7. Интегрированный и межфункциональный процессы

управления качеством

Линейные организационные системы управления качеством (рис. 6.) препятствовали развитию горизонтальных процессов управления, в то время как реальные процессы создания продукции носят явно выраженный горизонтальный характер (рис. 7.).

  1. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  2. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 260601 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплины «Химическое сопротивление и защита от коррозии» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  3. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    С42 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений»: учеб. пособие для студентов специальности 080104 Экономика труда.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины (СД. В) Управление стоимости компании Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит перечень необходимых методических материалов, использование которых в учебном процессе позволит студентам качественно и полно освоить данную дисциплину и будет способствовать закреплению полученных
  9. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальности «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Нотариат : учебно-методическое пособие для организации самост. работы студентов специальности «Юриспруденция» очной и заочной формы обучения / И. К. Воронин.

Другие похожие документы..