Федерального закона от 4 апреля 2005 Г. N 32-фз

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 4 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 32-ФЗ

"ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И РЕГЛАМЕНТА

ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под общей редакцией

кандидата юридических наук, доцента,

члена Общественной палаты России

заведующего кафедрой гражданского общества

МГИМО(У) МИД России

В.В. ГРИБА

Авторский коллектив:

Гриб В.В., к.ю.н., доцент, руководитель;

Алексеев А.Н., к.ю.н.;

Виташов Д.С., к.ю.н.;

Замышляев Д.В., к.ю.н.;

Макаров А.В., д.ю.н., профессор;

Райлян А.И., к.ю.н.;

Трунцевский Ю.В., д.ю.н., профессор.

Рецензенты:

Авакьян А.С., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. Ломоносова;

Мацкевич И.М., д.ю.н., профессор, проректор Московской государственной юридической академии.

Уважаемые коллеги!

Представленный Комментарий к Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации" является одной из первых работ, посвященных юридическому анализу реальной работы Общественной палаты России.

За время своей деятельности Общественная палата зарекомендовала себя как активный действенный консультативный орган. Борьба с ксенофобией и экстремизмом, защита свободы слова, общественный контроль в местах лишения свободы, развитие системы благотворительности, защита прав и свобод граждан и общественных объединений - везде слышен голос Общественной палаты.

Палата ведет важную работу по общественной экспертизе законопроектов и других правовых актов, объединяет на своей площадке ведущих экспертов.

Общественная палата Российской Федерации стала членом Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов, признана общественностью других демократических стран мира.

Надеюсь, что представленный Комментарий будет полезен широкому кругу представителей общественных объединений, экспертов и просто общественно активных граждан нашей страны.

Первый заместитель

Руководителя Администрации

Президента Российской Федерации

В.Сурков

Раздел I. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

4 апреля 2005 года N 32-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2005 N 195-ФЗ,

от 30.06.2007 N 121-ФЗ, от 10.06.2008 N 78-ФЗ)

Статья 1. Общие положения

Комментарий к статье 1

1. Сама по себе концепция создания Общественной палаты в истории современной России не является чем-то исключительным. Так, в 1993 г. в целях обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе и учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев общества и обеспечения постоянной связи федеральных органов государственной власти с политическими партиями, движениями, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями, массовыми движениями и религиозными конфессиями, органами местного самоуправления, объединениями товаропроизводителей и предпринимателей по распоряжению Президента РФ была учреждена Общественная палата Конституционного совещания <1>.

--------------------------------

<1> См.: распоряжение Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 659-рп "Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. Ст. 3674.

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой проводились необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов <2>. В качестве основной ее задачи отмечалась выработка предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации, дополнительной же задачей являлось принятие рекомендаций по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам. В Общественную палату Конституционного совещания входили представители политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.

--------------------------------

<2> См.: распоряжение Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 686-рп "Об утверждении Положения об Общественной палате Конституционного совещания" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 42. Ст. 4000.

Несмотря на наличие некоторых общих черт, Общественная палата Конституционного совещания существенно отличалась от созданной в соответствии с комментируемым Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ <3> (далее - Закон) Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) как по целям деятельности (учет общественного мнения в конституционном процессе, т.е. при создании Конституции РФ) и порядку участия (например, в ее состав могли входить представители политических партий и предпринимательских объединений), так и по ряду других, менее значимых признаков.

--------------------------------

<3> См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1277.

В дальнейшем в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, подготовки решений Президента РФ и Правительства РФ по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, на базе Общественной палаты Конституционного совещания по распоряжению Президента РФ была образована Общественная палата при Президенте Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> См.: распоряжение Президента РФ от 16 февраля 1994 г. N 78-рп "Об Общественной палате при Президенте Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 592.

Однако и ее деятельность не получила дальнейшего развития - соответствующим указом Президента РФ "по предложению ряда политических партий и движений об улучшении взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы экономических и политических реформ и привлечения к этому процессу широких кругов общественности" Общественная палата при Президенте РФ была преобразована в Политический консультативный совет <5> (который также был упразднен в 2000 г.).

--------------------------------

<5> См.: Указ Президента РФ от 25 июня 1996 г. N 989 "О Политическом консультативном совете" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 27. Ст. 3232.

И только почти десять лет спустя, после существенных политических и социально-экономических преобразований, произошедших в Российской Федерации, появилась возможность на совершенно новом уровне создать орган, не только способный обеспечить учет мнений граждан страны при решении важнейших социальных, экономических и политических вопросов и создать механизм взаимодействия между органами публичной власти и гражданами и их объединениями, но и способный наладить независимый общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, уже в 2004 г. постепенно начинает формироваться концепция Общественной палаты, отвечающая потребностям развивающегося гражданского общества. В частности, заместитель главы Администрации Президента РФ В.Ю. Сурков в своем интервью газете "Комсомольская правда" <6> отмечал, что Общественная палата должна работать на постоянной основе, в ней должны быть представлены как всероссийские, так и региональные гражданские союзы. "Представители этих союзов не должны занимать государственные должности и руководящие посты в политических партиях. Новая структура призвана поставить бюрократию под гражданский контроль и обеспечить общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Для этого Общественная палата должна иметь надежный механизм сотрудничества с государственным аппаратом, судебной системой, гарантированный доступ к средствам массовой информации. Она также могла бы распределять государственные гранты на поддержку некоммерческого сектора, проводить публичные расследования по факту нарушений гражданских прав", - продолжал В.Ю. Сурков.

--------------------------------

<6> Комсомольская правда. 2004. 1 октября.

В этой связи следует обратиться к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., так как именно в нем отмечаются существенные изменения, произошедшие в общественно-политической жизни России к 2005 г., а также отражаются предпосылки, определившие объективную необходимость создания Общественной палаты <7>.

--------------------------------

<7> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апреля.

Так, в Послании отмечается, что в течение пяти лет (с 2000 по 2005 г.) страна была вынуждена решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов, но к настоящему времени политика стабилизации себя уже исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее. И для этого крайне необходимо эффективное государство. Вместе с тем указывается, что несмотря на многие позитивные изменения эта действительно центральная проблема в полной мере не решена. Так, чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для России по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.

При этом отмечается, что потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая общество на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей.

"Повторю, наша действительность не может нас удовлетворить. Ведь, освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии", - отметил Президент в своем выступлении.

Таким образом, именно необходимость обеспечения успешного развития Российской Федерации и борьбы с неблагоприятными тенденциями в сфере государственного управления, использования потенциала гражданского общества в решении различных вопросов социально-экономического развития предопределила учреждение Общественной палаты.

Вместе с тем следует особо отметить, что по своему статусу Общественная палата не является органом государственной власти, так как Закон не наделяет ее государственно-властными полномочиями. Например, в соответствии со ст. 17 комментируемого Закона все решения, принимаемые Общественной палатой в рамках своих полномочий, носят рекомендательный характер. В частности, в заключении Правительства РФ на проект Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" отмечается, что Общественная палата является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти <8>.

--------------------------------

<8> См.: письмо Правительства РФ от 30 ноября 2004 г. N 5530п-П15 "Заключение на проект Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", вносимый Президентом Российской Федерации".

Таким образом, Общественная палата является совещательным органом и органом общественного контроля, в рамках которого организуется взаимодействие между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления с одной стороны и гражданами Российской Федерации и их объединениями с другой, в сфере выработки решений по широкому кругу общественно значимых вопросов с учетом общественного мнения и создания механизма обратной связи между обществом и органами государственной власти и местного самоуправления.

  1. Закон от 21 июля 2005 г. N 94-фз "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

    Закон
    Соглашением о государственных (муниципальных) закупках (Москва, 9 декабря 2010 г.) с 1 января 2012 г. для Российской Федерации и Республики Белоруссия внедряются электронные процедуры торгов, а также вводится национальный режим для
  2. К федеральному закону от 20 декабря 2004 Г. N 166-фз

    Закон
    Сухова Елена Александровна - кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", практикующий юрист, автор более 10 публикаций в области
  3. Комментарий к федеральному закону от 24 апреля 2008 года

    Закон
    Данное издание содержит комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Комментарий является постатейным, что помогает глубоко понять суть каждого интересующего вопроса в отдельности
  4. Комментарий к Федеральному закону от 18 июня 2001 г. N 78-фз "О землеустройстве" Российское законодательство о землеустройстве

    Закон
    Землеустройство в дореволюционной России являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Его роль особенно возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой, которая, в
  5. К федеральному закону от 2 мая 2006 Г. N 59-фз

    Закон
    В издании дается постатейный комментарий одного из основных законов в сфере защиты прав граждан РФ - Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
  6. Закон от 26 июля 2006 г. N 135-фз "О защите конкуренции" (3)

    Закон
  7. Закон от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

    Закон
    гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
  8. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "о национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 2011 годы"

    Документ
    Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460"О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"
  9. Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460)

    Документ
    1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные

Другие похожие документы..