Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 30 » 12 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

2009/10 учебный год

Выпуск 2

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 785

ББК 85.315

Д68

Ответственный редактор

Б.Я. Табачников

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 62 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей музыки отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями музыки модулей и блоков для включения их в учебно-тематический план курсов повышения квалификации.

Используются со второго семестра 2009/10 учебного года.

Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.

УДК 785

ББК 85.315

ã ВОИПКиПРО, 2009


26-Ж


Блок

«ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВА

В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Пояснительная записка

Блок предназначен для повышения квалификации учителей музыки в области вопросов теории искусства.

Задачи курса – расширять сферу духовных потребностей обучающихся; воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус; прививать интерес к мировым культурным ценностям.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки

2

1

лекция

семинар

2.

Истоки и пути формирования русской классической музыки

1

1

лекция

семинар

3.

Религия и развитие музыкальной культуры

1

лекция

4.

Музыкальный образ

и его драматургия

2

2

2

лекция

семинар

круглый стол

Итого

12

Содержание тем

Тема 1. Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки.

Музыка как специфическое средство эмоционального воздействия на человека. Специфика ладовой организации звука в античной культуре: древние музыкальные лады и их эстетико-эмоциональное содержание. Эстетика «экзотических» ладов в восприятии европейца: пентатоника, древнеиндийская ладовая система. Формообразующее начало в музыке как утверждение интеллектуально-содержательных компонентов музыкального искусства. Музыкальная форма европейского искусства как выражение эстетического канона временных и пространственных видов искусства. Проблемы жанра и стиля музыки. Понятие «жанровая стилистика».

Тема 2. Истоки и пути формирования русской классической музыки

Русский фольклор как основа формирования русской национальной классической музыки. Интонационная основа, ритмическая организация, жанры народной музыки. Влияние византийской музыкальной культуры на развитие профессионального искусства в России. Церковная музыка – первый этап развития профессиональной музыки на Руси. Обмирщение культуры и возникновение светских жанров. От знаменного распева – к кантам и псалмам, к партесному пению XVII в. и жанру хорового концерта XVIII в. Роль и значение инструментальной музыки в эстетической системе русской культуры. XIX в. – эпоха расцвета русской классической музыки.

Тема 3. Религия и развитие музыкальной культуры.

Развитие музыкальной культуры различных этнических групп. Связь музыки с единой религиозно-философской культурой народов. Религиозное осмысление эстетического воздействия музыки на разных континентах в различные исторические периоды. Европейская музыкальная культура как часть всеевропейского культурного процесса. Религия до и после новой эры; ее непосредственное влияние на формирование европейской музыкальной эстетики. Эстетика современной музыки и ее религиозно-философская основа. Возможные пути дальнейшего развития мировой музыкальной культуры.

Тема 4. Музыкальный образ и его драматургия.

Понятие музыкального образа. Составные части музыкального образа. Специфика музыкальной драматургии. Опера и симфония как жанры. Инструментальная музыка и развитие образной драматургии. Музыкальный образ в контексте эстетических исканий композиторов XX в.

Контрольные процедуры

Текущий контроль успеваемости осуществляется после завершения лекционной части во время круглого стола. В процессе собеседования выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные вопросы.

Список литературы

  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Ж. Базен. – М., 1995.

  2. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки / Г. Виноградов, Е. Красовская. – М., 1991.

  3. Методические материалы по предметам «Музыка», «Мировая художественная культура», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» : сборник статей / под общ. ред. М.И. Фоминовой. – М., 2001.

  4. Кошмина И.В. Русская духовная музыка : пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов. В 2 кн. / И.В. Кошмина. – М. : ВЛАДОС, 2001.

  5. Себар Т.В. Язык искусства : пособие для учителей гуманитарных специальностей / Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКРО, 2006.

27-Ж


Блок

«МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей музыки.

Цели и задачи блока – знакомство слушателей с основными законодательными документами, стандартами, основными положениями Концепции модернизации российского образования.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование»

2

1

лекция

семинар

2.

Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Музыка»

1

1

лекция

практика

3.

Программное обеспечение предмета «Музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету

1

2

лекция

семинар

4.

Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении

1

3

лекция

семинар

Итого

12

Содержание тем

Тема 1. Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование».

Цель приоритетного национального проекта «Образование» и основные механизмы стимулирования системных изменений в образовании. Приказ Министерства образования и науки России № 102 от 10 мая 2006 г. «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей». Реализация национального проекта «Образование» в Воронежской области.

Тема 2. Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Музыка».

Закон РФ «Об образовании» – основа образовательного процесса. Другие нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Стандарты музыкального образования. Цели и задачи в работе педагога музыки. Основные положения Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: предпосылки ее возникновения и основные позиции. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации: главные идеи, структура и содержание. Региональный базисный учебный план и место в нем предметов искусства. Организационно-педагогические основы эксперимента в начальных классах, основной школе и профильных классах.

Тема 3. Программное обеспечение предмета «Музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.

Современные образовательные модели. Роль и место предметов искусства в каждой образовательной модели. Общая характеристика программ и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка». Предметы искусства в основной школе: полифункциональность, содержание и формы работы. Характеристика образовательных программ и учебно-методических комплектов. Художественное образование в профильных классах: специфика и особенности содержания.

Тема 4. Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении.

Концептуальные основы профильного обучения и предпрофильной подготовки по искусству. Цель, задачи и принципы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Тематическое построение элективных курсов (структурно-логическая схема). Методы и формы реализации содержания.

Контрольные процедуры

Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.

  1. Образовательные программы теория и методика дошкольного образования 2009/10 учебный год (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика дошкольного образования. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика дошкольного образования 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика дошкольного образования. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 176 с.
  3. Как не выполнивших учебный план, имеющих 3 и более неудовлетворитель-ных оценки по итогам успеваемости за 1 и 2 е полугодие 2009-10 учебного года и не допущенных к сдаче экзаменационной сессии 13.

    Документ
    Академические концерты, технические зачеты, прослушивание госу-дарственных программ выпускников, контрольные уроки, контрольные работы проводились в соответствии с графиком учебного процесса в строго установ-ленные сроки.
  4. Приоритетные направления деятельности моу 2-Гавриловской сош в 2009 -2010 учебном году

    Документ
    в качестве филиалов были присоединены МОУ Гусёвская оош, реализующая программы начального общего и основного общего образования, МОУ 1-Гавриловская оош, реализующая программы начального общего и основного общего образования, МОУ Булгаковская
  5. Программа развития моу краснореченской сош старомайнского района на 2010-2013 годы

    Программа
    Цель программыСоздание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка.Основные задачи программы
  6. Публичный доклад комитета по образованию администрации муниципального образования Ефремовский район Тульской области за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    Цель настоящего доклада - рассказать широкой общественности - родителям, представителям власти, всем заинтересованным лицам - о результатах и условиях функционирования системы образования Ефремовского района в 2010 – 2011 учебном году,
  7. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» на 2008-2009 г.

    Образовательная программа
    Образовательная Программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» на 2008-2009 г. представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные
  8. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  9. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (3)

    Документ
    Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,

Другие похожие документы..