Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

На правах рукописи

ЧИБУХАШВИЛИ Валентина Александровна

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КОММУНИКАТИВНО-НОРМАТИВНЫМ КОМПОНЕНТОМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО ОПОСРЕДОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Елец - 2010

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина»

Научный консультант: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Львов Михаил Ростиславович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Азимов Эльхан Гейдарович

доктор педагогических наук, профессор

Федотова Юлия Григорьевна

доктор педагогических наук, профессор

Бирюкова Татьяна Геннадьевна

Ведущая организация: Ивановский государственный университет

Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.А.Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. 301.

С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. 300.

Автореферат разослан «____» ____________ 2010 года

Учёный секретарь

диссертационного совета А.А.Дякина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено проблеме повышения уровня культуры речи младших школьников, в частности, – совершенствования коммуникативно-нормативного ее компонента на уроках русского языка в начальной школе с использованием такого эффективного средства обучения, как персональный компьютер, который позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Экспериментально-исследовательская работа проводилась в соответствии с субъектно-деятельностным подходом в языковом образовании, который, помимо осознанной учебной деятельности субъекта, предполагает самоактуализацию личности школьника в процессе овладения предметной областью в компьютерно опосредованной учебной среде, а также апеллирование к актуальному речевому опыту индивида, подкрепленному языковым чутьем.

Актуальность исследования. Основательные изменения, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, расширение внутри- и межгосударственного экономического и культурного сотрудничества диктуют необходимость эффективного владения языком, прежде всего как средством коммуникации. В силу этого в настоящее время значительно возросли требования к речевой подготовке выпускников общеобразовательных школ и вузов, поскольку ни один специалист в какой бы то ни было профессиональной сфере не может считаться вполне квалифицированным, если он не владеет культурой речи – фактором, обеспечивающим успешность индивида как во взаимодействии с другими людьми, так и в собственной деятельности. Тем не менее, в современном дискурсе и в реальной русской речевой коммуникации в последние 15 – 20 лет определилась несколько иная тенденция: на фоне стремительного роста бездуховности, «имплантации масскульта в сознание людей» (Е.И.Пассов), нивелирования накопленных веками исторических и культурных ценностей русского народа резко снижается престиж русского языка как одного из самых развитых и богатых языков мира, все шире проявляет себя небрежное отношение к речевой (а также нравственно-этической) норме, причем не только в среде малообразованных людей, но и в средствах массовой информации, в официальных выступлениях и политических дискуссиях. Определившуюся тенденцию снижения литературно нормированной речи призвана изменить школа. Особенно велика роль начальной ступени, поскольку в этот период учащиеся овладевают различными видами речевой деятельности, изучают основы языковой системы, активно усваивают нормы современного русского языка. Именно в начальных классах закладываются основы подлинной культуры речи.

Таким образом, следует признать сложившееся противоречие между возрастающей значимостью формирования речевой культуры каждого члена постиндустриального (информационного) общества, – с одной стороны, и устойчивыми негативными тенденциями в речевом развитии современных носителей русского языка – с другой. В сложившихся условиях проблема повышения уровня культуры речи подрастающего поколения, овладения ими литературной нормой, совокупностью коммуникативных качеств речи становится не только лингвистической, но и социальной. В определенной мере указанная проблема уже нашла отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, в некоторых школьных учебниках, в ряде учебно-методических пособий; в научной среде также ведется интенсивный поиск нового содержания форм языкового образования и речевого развития учащихся. Однако практика показывает, что многие школьники по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи, учителя начальных классов не уделяют должного внимания указанной проблеме, а зачастую и сами не владеют в совершенстве коммуникативно-нормативным компонентом речи.

Поэтому насущной потребностью современного языкового образования является не столько усвоение учащимися грамматического знания и овладение правописными навыками (хотя и эти направления крайне важны), сколько овладение школьниками литературно нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание языкового чутья и языкового вкуса.

В силу того, что наше исследование ограничено рамками начальной школы, мы, учитывая возрастные особенности младших школьников, предлагаем систему работы лишь над первой, но, тем не менее, самой важной ступенью овладения культурой речи – коммуникативно-нормативным ее компонентом, т.е. литературной нормой и некоторыми коммуникативными качествами речи (логичностью, точностью, выразительность). Поиску наиболее эффективных путей решения указанных задач и посвящено наше диссертационное исследование.

В настоящее время в методике школьного преподавания русского (родного) языка происходит переосмысление значимости двух основных целей языкового образования – овладения знанием основ науки о языке и формирования умелого владения языком. В связи с этим в методической науке все ярче проявляется интеграция системно-описательного и функционально-прагматического подходов к построению курса русского языка в общеобразовательной школе, что отражено в методических исследованиях Е.А.Быстровой, Е.Ф.Глебовой, Т.К.Донской, А.П.Еремеевой, В.И Капинос, А.Ю.Купаловой, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, С.И.Львовой, Н.А.Пленкина, Т.Г.Рамзаевой, М.С.Соловейчик. Однако, несмотря на накопленный научно-методический опыт, а также очевидную нацеленность процесса модернизации российского образования на решение актуальных проблем речевого развития школьников в русле коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированого подходов, анализ теории и практики языкового образования показывает, что исследуемая проблема достаточно глубока и пути ее решения хоть и намечены, но еще далеки от успешной реализации.

Коммуникативная направленность, установившаяся ныне в методике преподавания русского языка, отражает социальную природу обучаемого и ориентирует обучающего на развитие внутренних способностей ребенка. При таком подходе акценты смещаются с лингвоцентрической концепции на антропоцентрическую, когда на первый план выступает ученик как субъект учения, как языковая личность, обладающая совокупностью способностей и свойств, позволяющих создавать устные и письменные речевые произведения, адекватно понимать адресуемые коммуникантам тексты, т.е. полноценно и эффективно общаться. Намеченное академиком В.В.Виноградовым понятие языковой личности, не использованное долгие годы и в настоящее время получившее развитие в работах Ю.Н.Караулова, меняет вектор развития как лингвистики, так и методики, поскольку позволяет осмысливать знания о языке, его структуре и функционировании языковых единиц с позиций коммуникативной целесообразности, а обучение строить с опорой на те или иные личностные элементы учащегося как самосознательного субъекта собственного развития.

Необходимость включения личностного компонента в парадигму образования подчеркивают такие ученые, как Е.А.Быстрова, В.В.Давыдов, В.С.Ильин, А.А.Леонтьев, И.Я.Лернер, Е.И.Пассов, И.С.Якиманская и др. Применительно к области культуры речи личностно-ориентированное обучение – это обучение, создающее условия для полноценного проявления, развития личностных качеств учащихся в процессе овладения ими языковыми знаниями, литературной нормой и коммуникативно-речевыми умениями, т.е. умениями адекватно использовать языковые средства для выражения мыслей, эмоций, намерений в соответствии с языковыми, этическими, коммуникативными нормами речевого поведения. В связи с этим неотъемлемым элементом овладения основами культуры речи и формирования коммуникативно-речевой компетенции в рамках личностно-ориентированного обучения, на наш взгляд, является языковая рефлексия, понимаемая нами как особая психическая функция человека, предполагающая осмысленное пользование языком, осознанное отношение ксобственному языковому поведению и умение соотносить свои оценки с другими, нормой, узусом. Языковая рефлексия подразумевает сформированность ряда психических функций и речевых умений, таких, как речевой контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ языковых фактов, редактирование чужих текстов и самокоррекция. В своей основе указанные речевые умения опираются на знания о системе языка и особенностях его функционирования, на актуальный речевой опыт индивида и языковое чутье как неосознанный, интуитивный компонент языковой и речевой компетенции.

Формирование основ культуры речи у школьников – процесс длительный, многоаспектный и достаточно сложный. Содержание самого предмета, его методического статуса и психологической сущности совершенствования речевых потенций ребенка в настоящее время находятся в стадии активной разработки. Поэтому в методическом плане, на наш взгляд, весьма перспективным является изучение проблемы формирования коммуникативно-нормативного компонента речи с опорой на языковую рефлексию, а применительно к младшему школьному возрасту – на формальную ее составляющую, что отвечает современным (личностно-ориентированному, субъектно-деятельностному) направлениям российского образования в условиях его модернизации. Принцип опоры на элементарную языковую рефлексию в процессе овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в полной мере можно реализовать лишь в диалогическом, интерактивном режиме обучения родному языку, что и позволяет осуществить с высокой степенью эффективности использование цифровых информационных технологий, максимально актуализирующих скрытые психические возможности учащихся. Как отмечают ученые (Е.Д.Божович, Б.С.Гершунский, Н.Ф.Талызина и др.), опыт программированного обучения как предшественника компьютерных образовательных технологий, идею учебного диалога и его роль в становлении рефлексивного отношения к языку и собственной речевой практике трудно переоценить. Современный же уровень развития компьютерных технологий содержит в себе неограниченные дидактические возможности в любой предметной области, в том числе и в обучении русскому языку и культуре речи. Поэтому в поиске наиболее эффективных путей овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи мы остановились на разработке системы обучения основам культуры речи в компьютерно опосредованной учебной среде с использованием специальных программно-педагогических средств.

Вышесказанным обусловлена актуальность и перспективность нашего исследования. Внедрение в школьную практику компьютерных образовательных технологий позволит интенсифицировать процесс усвоения коммуникативно-нормативного компонента речи, в особенности – неформализуемых явлений языка, которые усваиваются не столько на основе знаний языковой теории, изучаемой в школе, сколько путем усвоения языковой традиции в процессе речевой практики. К подобного рода фактам мы можем отнести языковые явления, находящиеся на периферии языковой системы или идущие с ней вразрез, такие, как отсутствие некоторых грамматических форм у ряда частей речи, образование супплетивных форм (невозможно сформулировать четкое правило, объясняющее, почему от инфинитива ехать образуются такие личные формы, как едет - едут или форма повелительного наклонения поезжай, а не ехай). Невозможно также объяснить многие загадки словообразования, в особенности – непродуктивных моделей. Нормы лексической сочетаемости (валентности) также определяются исключительно речевой традицией: почему можно говорить табун лошадей, но ошибочным будет сочетание табун волков; почему глаза карие, но волосы коричневые. В особенности сильно действие языковой традиции в употреблении словосочетаний по типу управления, что и приводит к ошибкам такого типа, как заведующая нашего детского сада; нам было смешно над котятами; признаться о своем проступке и т.д. Как показывает опыт и анализ лингво-методической литературы, именно эти явления языковой и речевой нормы представляют наибольшие трудности в усвоении, «дают» наибольшее количество речевых ошибок (что зачастую приводит и к коммуникативному сбою, поскольку у партнера по общению может возникнуть недоверие к неграмотному собеседнику) и в то же время являются наименее разработанными методически. Львов М.Р. указывал, что трудность в овладении младшими школьниками языковой нормой заключается в том, что ребенку нелегко запомнить так называемые отклонения от общих правил, т.к. «память человека очень легко усваивает правилосообразные, продуктивные модели формообразования (и словообразования) и сопротивляется всему тому, что не закономерно». В силу этого нам представляется несомненной целесообразность специальной работы по овладению учащимися литературной нормой (а также рядом коммуникативных качеств речи, что в совокупности мы именуем коммуникативно-нормативным компонентом речи) с целью предупреждения (“профилактики”) появления в речи ошибок, подобных вышеуказанным, и ряда других.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время недостаточно разработаны способы организации целенаправленной работы по усвоению учащимися литературной нормы в силу ее принципиальной неформализуемости, отсутствия общих правил, подобных орфографическим. Поэтому, на наш взгляд, разработка теоретических основ и практической методики формирования у младших школьников коммуникативно-нормативного компонента речи с использованием компьютерных технологий является объективной необходимостью.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативно-нормативного компонента речи младших школьников с использованием компьютерных образовательных технологий на основе субъектно-деятельностного подхода.

Предмет нашего научного поиска составляет методическая система (содержание, формы, методы) формирования коммуникативно-нормативного компонента речи учащихся начальных классов, наибольшая эффективность овладения которым будет обеспечена использованием в учебном процессе специально разработанных обучающих компьютерных программ.

Цель исследования заключается в определении теоретических основ овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения на основе субъектно-деятельностного подхода, создании пакета обучающих компьютерных программ по культуре речи и разработке методики формирования коммуникативно-нормативного компонента речи младших школьников с их использованием.

Для достижения цели нашего исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Методика обучения математике детей

    Учебно-методическое пособие
    Разработанное на основе многолетнего практического опыта работы авторов в сфере образования учебно-методическое пособие адресовано учителям математики, преподавателям, студентам вузов, обучающимся по специальности 050201 – «математика
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (1)

    Документ
    Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов.
  5. Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых, специалистов (2)

    Документ
    Лебедев Ю.А. – д.ф.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор гуманитарно-художественного института Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
  6. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  7. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (1)

    Учебно-методическое пособие
    В.И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского;
  8. «Мы учимся… Мы учим…» (Современная коммуникативная культура в лингвометодическом аспекте)

    Документ
    «Мы учимся… Мы учим…» (Современная коммуникативная культура в лингвометодическом аспекте): сб. научных трудов, посвященный 10-летнему юбилею кафедры теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии / под ред.
  9. Удк 81'1=81'366. 56+81'367. 625 Лаврентьев В. А. Взаимодействие категорий лица и залога

    Документ
    Глагол выражает значение процессуальности в категориях вида, залога, лица, наклонения, времени, числа, при этом все названные категории находятся в многосторонних и многообразных связях между собой, однако далеко не все эти связи детально

Другие похожие документы..