Программа дисциплины «Психология карьеры» для направления 030200. 62 «Политология» (подготовки бакалавра)

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины

«Психология карьеры»

для направления 030200.62 «Политология»

(подготовки бакалавра)

Автор: профессор, д.п.н. Маркелов К.В.

Рекомендована секцией УМС

«Политология»

Председатель Поляков Л.В.

____________________

«_____» _____________2009 г.

Одобрена на заседании кафедры

Прикладной политологии

Зав. кафедрой Урнов М.Ю.

________________________

«_____» ___________ 2009 г.

Утверждена УС

факультета прикладной политологии

Ученый секретарь Орлов И.Б.

______________________________

«_____» __________________ 2008 г.

Москва, 2008

Пояснительная записка

Авторы программы: д.п.н. Маркелов Кирилл Вячеславович.

Требования к студентам:

Дисциплина «Психология карьеры» предназначена для студентов 3 курса бакалавриата факультета прикладной политологии.

Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть знаниями в области психологии карьеры и психологии творчества в объеме федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Связь курса с другими дисциплинами

а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первого года обучения

Курс с дисциплинами «Социология (введение)» и «Психология (введение)».

В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «социальное пространство», «социальная стратификация», «мобильность», «общественное мнение» и пр. В рамках курса рассматриваются политологические и социологические концепции «элиты».

При освещении законов карьеры активно используются некоторые фундаментальные понятия психологии (эмоции, чувства, м отиваци, фрустрация, агрессия и др.)

б) Место курса в структуре политологических дисциплин, читаемых в бакалавриате

В общей структуре политологических дисциплин, даваемых студентам за все время обучения в бакалавриате, данный курс является элементом «нулевого цикла».

Следующий цикл составляют дисциплины второго и третьего года обучения: «История политических учений», «Сравнительная политология», «Социальная и политическая психология», «Политическая социология», «Государство и бюрократии», «Методы анализа политических процессов» и т.д.

Последний цикл образуют дисциплины специализации, читающиеся на четвертом году обучения.

Цель курса

Цель данного курса – сформировать у студентов понимание психологических законов карьеры в современном информационном обществе.

Задачи курса

В соответствии с поставленной целью, курс решает следующие задачи:

  1. введение студентов в круг базовых понятий и категорий курса.

  2. знакомство студентов с базовыми психологическими законами карьеры.

  3. знакомство студентов с алгоритмом работы креативного потенциала и механизмами его развития и активизации.

  4. выработка у студентов первичных навыков эффективного применения креативного потенциала в условиях форс-мажора и наличия естественных ограничений.

Тематический план учебной дисциплины

Тема

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия

Карьера в информационном обществе: критерии успеха

8

2

1

5

Типы личности и карьерные стратегии

11

4

2

5

Креативность и коммуникабельность как факторы успеха

13

4

2

7

Методы активизации креативного потенциала в условиях профессиональной конкуренции

12

4

-

8

«Закон Рафаэля» в карьере политика и бизнесмена

9

2

2

5

Психология победы и неудачи: как пережить «звездную болезнь» и профессиональное поражение

11

4

2

5

Как правильно «подать» себя на рынке труда: ключевые приемы автопиара

16

4

2

10

Антикарьера в современном обществе: эскапизм и дауншифтинг в системе жизненных ценностей

14

4

2

8

Этика профессиональной карьеры

14

2

2

10

ИТОГО

108

30

15

63

Формы контроля:

  • Текущий контроль: осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым произведениям и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ.

  • Рубежный контроль осуществляется в форме домашнего задания по итогам первого модуля.

  • Итоговый контроль – зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах

  • домашнее задание

  • зачет

Алгоритм формирования оценки таков:

  • вес работы на семинарах – W работа на семинарах = 0,3

  • вес оценки за домашнее задание – W д.з. = 0,2

  • вес ответа на зачете W ответ на зачете = 0,5

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма трех оценок за работу на семинарах (О работа на семинарах), домашнее задание (О д.з.), и ответ на зачете (О ответ на зачете):

Орез = (W работа на семинарах х О работа на семинарах) + (W д.з. х О д.з.) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)

Оценка в 5-тибалльной и 10-тибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично

Содержание программы:

Тема 1. Карьера в информационном обществе: критерии успеха

Происхождение термина карьера. Специфика толкования термина в прошлом и настоящем. Особенности профессиональной карьеры в современном информационном обществе. Карьера, творчество и самоактуализация. Фундаментальные принципы профессиональной карьеры в политике и профессиях интертеймента.

Соотношение понятий карьера и успех. Критерии успеха в современном обществе. Успешный человек: психологический портрет.

Основная литература

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

  • Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. М.,1997.

  • Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. М.,1982.

  • Лук А.Н. Психология творчества. М.,1978.

Дополнительная литература

  • Маркелов К.В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. М.,1999.

  • Горохов В.Н. Слагаемые мастерства. М.,1982.

  • Мясищев В.Н. Склонности и способности. М.,1962.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1999.

Тема 2. Типы личности и карьерные стратегии

Карьера в политике, бизнесе, на госслужбе, в творческих профессиях, в «большом» спорте. Типология профессиональной карьеры. Карьера горизонтальная и вертикальная, репродуктивная и творческая: общее и особенное. Анализ параметров, влияющих на предрасположенность к тому или иному типу карьеры.

Понятие карьерной стратегии. Типы карьерных стратегий. Проблема выбора карьерной стратегии в зависимости от темперамента, акцентуаций в характере и типа личности. Профессиональная "текучка" и стратегическое развитие. Размытые, ложные и неадекватные цели как факторы блокирующие карьерный рост. Start up в арсенале карьерных стратегий.

Творческая деятельность и творческие профессии. Роль случая в выборе профессии. Значение семейного сценария и биологического фактора в выборе профессии. Наиболее типичные ошибки в выборе профессии. Социально-психологический потрет неудачника.

Основная литература

  • Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб.,2008.

  • Леонгард К. Акцентуированные личности. М.,2006.

  • Абульханова-Славская А.К. Стратегия жизни. М.,1991.

  • Хилл Н. Думай и богатей. М.,1995.

  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М.,1986.

  • Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.,1978.

Дополнительная литература

  • Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990.

  • Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.,1971.

  • Селье Г. Стресс без дистресса. М.,1982.

  • Бэттджер Ф. Вчера неудачник сегодня преуспевающий коммерсант. М.,1995.

  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.,1990.

  • Залкинд А.Б. Умственный труд. М.-Л.,1930.

Тема 3. Креативность и коммуникабельность как факторы успеха

Анализ факторов успешной карьеры в информационном обществе. Креативность и коммуникабельность как значимые факторы профессионального успеха.

Креативность как инструмент профессиональной карьеры. Биологические, психологические, социальные предпосылки формирования креативности. Проблема соотношения репродуктивного и творческого начал в профессиональной карьере. Талант и гениальность: профессиональные и социальные критерии.

Понятие коммуникабельности с точки зрения карьеры. Формальные и неформальные аспекты коммуникабельности. Проблема психологической адаптации в «команде». Факторы, ускоряющие процессы адаптации. Как себя вести, если коллектив тебя не принял. Разбор наиболее типичных ошибок, совершаемых при вхождении в «команду». Основные типы офисных конфликтов. Как избегать конфликтных ситуаций. Как правильно выходить из конфликтных ситуаций.

Основная литература

  • Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М., 1992.

  • Максвелл Дж. Шеф и его команда. СПб.,1998.

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

  • Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. М.,1997.

  • Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М.,1982.

  • Лук А.Н. Психология творчества. М.,1978.

Дополнительная литература

  • Дмитриев А. и др. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

  • Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.,1994.

  • Жириков Е.С. Уроки психолога для руководителя. М.,1990.

  • Максимов И.Ю. Основы теории управления организацией. Челябинск, 1997.

  • Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.,1996.

  • Сторобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М.,1998.

Тема 4. Методы активизации креативного потенциала в условиях профессиональной конкуренции

Понятие креативного потенциала. Специфика использования креативного потенциала в политике, профессиях интертеймента, профессиях группы «человек – человек».

Приемы развития и активизации креативного потенциала в условиях профессиональной конкуренции. Креативный потенциал и творческое мышление. Функции «обратной связи» в процессах мыслительной деятельности. Психологическое, интуитивное, стереофоническое мышление; их влияние на способность индивида к анализу и синтезу.

Роль творческой доминанты, генерирующего чувства и вспомогательной эмоции в развитии и активизации креативного потенциала. Анализ факторов, блокирующих работу креативного потенциала. Проблема сохранения креатвного потенциала в условиях кризиса.

Основная литература

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

  • Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. М.,1997.

  • Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М.,1982.

  • Лук А.Н. Психология творчества. М.,1978.

Дополнительная литература

  • Маркелов К.В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. М.,1999.

  • Горохов В.Н. Слагаемые мастерства. М.,1982.

  • Мясищев В.Н. Склонности и способности. М.,1962.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1999.

Тема 5. «Закон Рафаэля» в карьере политика и бизнесмена

Критерии эффективности профессионального общения человека, делающего карьеру. Закон Рафаэля как базовый закон профессиональной карьеры в политике, бизнесе и профессиях интетеймента. Генезис, семантика, формулировка закона Рафаэля. Лорд Честерфилд, Дейл Карнеги, Алан Пиз об умении нравиться. Анализ факторов максимализирующих и минимализирующих «притягательные эмоции» человека, делающего карьеру. Описание механизмов развития «чувственного поля», оптимизации вербальных и невербальных навыков общения, формирования адекватного и эффективного имиджа.

Основная литература

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

  • Пиз А. Язык телодвижений. М.,1998.

  • Дмитриев А. и др. Введение в общую теорию конфликтов. М.,1993.

  • Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.,1994.

  • Жириков Е.С. Уроки психолога для руководителя. М.,1990.

  • Бодалев А.А. Психология общения. М.,1996.

  • Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М., 1992.

  • Максвелл Дж. Шеф и его команда. СПб.,1998.

Дополнительная литература

  • Максимов И.Ю. Основы теории управления организацией. Челябинск, 1997.

  • Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

  • Сторобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1998.

  • Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.,1998.

  • Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М.,1995.

  • Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.

Тема 6. Психология победы и неудачи: как пережить «звездную болезнь» и профессиональное поражение

Психология победы: «звездная болезнь» как сопутствующий социально-психологический феномен. Социальные и психологические предпосылки возникновения «синдрома Мартина Идена». Диагностика, профилактика и лечение «звездной болезни».

Психология неудачи и психология неудачника: анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых в состоянии «крушения надежд». Механизмы преодоления неудачи и негативного карьерного сценария.

Роль коучинга в профилактике и лечении последствий успеха и неудачи.

Основная литература

  • Загайнов Р.М. Поражение. М.,1994.

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

  • Грин Дж., Грант Э.М. Коучинг принятия решений. СПб., 2005.

  • Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей. М.,2005.

  • Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность. М.,2005.

Дополнительная литература

  • СмартДж. К. Коучинг (Real Coaching and Feedback. How to Help People Improve Their Performance). СПб.: 2004.

  • Кичаев А. Технологии достижения целей. PR-пособие в стиле коучинг. М., 2004.

  • Вагин И., Глушай А. Как стать первым: Практический коучинг по-русски. М.: 2003.

  • Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: 2003.

Тема 7. Как правильно «подать» себя на рынке труда: ключевые приемы автопиара

Что такое PR и зачем он нужен человеку, делающему карьеру. Основные принципы и методы PR, применяемые в современном информационном обществе. Понятие автопиара с точки зрения психологии карьеры. Основные направления автопиара. Самопрезентация как ключевое понятие автопирара. Описание и анализ основных приемов самопрезентации на различных этапах карьерного роста. Самопрезентация при устройстве на работу. Как правильно устанавливать контакт с работодателем, писать резюме и проходить собеседование. Разбор наиболее типичных ошибок, допускаемых на собеседовании.

Основная литература

  • Кочеткова А.В. и др. Теория и практика связей с общественностью. СПб.,2008.

  • Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов: ключ к успеху. М.,1996.

  • Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М.,1994.

  • Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов/Д., 1998.

  • Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations Спб., 1995.

  • Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1998.

  • Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

  • Юри У. Преодолевая "нет", или Переговоры с трудными людьми. М., 1993.

Дополнительная литература

  • Беттджер Ф. Вчера неудачник сегодня преуспевающий коммерсант. М., 1995.

  • Горбачева И.В. Психолог о первой встрече агента с клиентом. М.,1994.

  • Еропкин А.М., Иванов Ю.В. Деловой ли я человек: психология и бизнес. М.,1998.

  • Шук Р.Л. Как стать профессиональным коммерсантом. Спб.,1996.

  • Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М.,1990.

  • Энджел Дж. и др. Поведение потребителей. СПб.,1999.

Тема 8. «Антикарьера» в современном обществе: эскапизм и дауншифтинг в системе жизненных ценностей

Понятие «антикарьеры». Эскапизм и дауншифтинг как альтернативные формы социального бытия. Связь дауншифтинга с протестными движениями «шестидесятых». Хиппи и яппи как феномены американского социокульутрного андеграунда и мейнстрима. Анализ причин возникновения эскапизма и дауншифтинга в современном либеральном обществе.

З.Фрейд, А.Маслоу и Э.Фромм о потребностной сфере. Дефармация иерархия потребностей современного человека. Аксеологические аспекты эскапизма и дауншифтинга.

Основная литература

  • Ашин Т.К. Современные теории элиты: исторический очерк. М.,1985.

  • Весоловский В. Классы, слои и власть. М.,1978.

  • Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.,1982.

  • Фромм Э. Иметь или быть. М.,2007.

  • Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.,2008.

Дополнительная литература

  • Туганова О.Э. Современная культура США. М.,1989.

  • Субкультуры и этносы в художественной жизни /Под ред. Соколова К..Б. М., 1996.

  • Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.

  • Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

  • Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.,1997.

Тема 9. Этика профессиональной карьеры

Карьера и этика взаимоотношений. Влияние неэтического поведения на карьерный рост. Значение «мозгового центра» в профессиональной карьере. Механизмы формирования и принципы функционирования мозгового центра. Этические нормы взаимоотношений с членами команды. Закон компенсации и платы как базовых закон карьеры. Возможные последствия нарушения закона. Благодарность и компенсация как этическая норма.

Профессиональная честь и репутация в политике, бизнесе и офисной карьере. Взаимосвязь репутации, имиджа и бренда. Влияние этических норм на формирование имени, репутации и профессионального статуса.

Основная литература

  • Апресян Р.Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики. М.,2005.

  • Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

  • Петрушин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2001.

  • Честара Джон. Деловой этикет: паблик рилейшнз для всех и для каждого. М., 1999.

Дополнительная литература

  • Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 2001.

  • Дульзон А.А., Васильева О.М. Прикладная этика. Томск, 2004.

  • Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества. М., 2004.

  • Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.

  • Белянкин Е.О. Как стать талантливым. М.,1999.

Темы домашнего задания

Темы домашнего задания будут утверждаться на одном из семинарских занятий.

Вопросы к зачету

  1. Особенности профессиональной карьеры в современном информационном обществе.

  2. Фундаментальные принципы профессиональной карьеры в политике и профессиях интертеймента.

  3. Критерии успеха в современном обществе.

  4. Успешный человек: психологический портрет.

  5. Типы карьерных стратегий.

  6. Проблема выбора карьерной стратегии в зависимости от темперамента, акцентуаций в характере и типа личности.

  7. Размытые, ложные и неадекватные цели как факторы блокирующие карьерный рост.

  8. Startup в арсенале карьерных стратегий.

  9. Наиболее типичные ошибки в выборе профессии.

  10. Социально-психологический потрет неудачника.

  11. Креативность как инструмент профессиональной карьеры.

  12. Биологические, психологические, социальные предпосылки формирования креативности.

  13. Талант и гениальность: профессиональные и социальные критерии.

  14. Основные типы офисных конфликтов.

  15. Понятие креативного потенциала.

  16. Специфика использования креативного потенциала в политике, профессиях интертеймента, профессиях группы «человек – человек».

  17. Приемы развития и активизации креативного потенциала в условиях профессиональной конкуренции.

  18. Критерии эффективности профессионального общения человека, делающего карьеру.

  19. Закон Рафаэля как базовый закон профессиональной карьеры в политике, бизнесе и профессиях интетеймента.

  20. Анализ факторов максимализирующих и минимализирующих «притягательные эмоции» человека, делающего карьеру.

  21. «звездная болезнь» как сопутствующий социально-психологический феномен.

  22. Социальные и психологические предпосылки возникновения «синдрома Мартина Идена».

  23. Анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых в состоянии «крушения надежд».

  24. Роль коучинга в профилактике и лечении последствий успеха и неудачи.

  25. Основные принципы и методы PR, применяемые в современном информационном обществе.

  26. Основные направления автопиара.

  27. Описание и анализ основных приемов самопрезентации на различных этапах карьерного роста.

  28. Эскапизм и дауншифтинг как альтернативные формы социального бытия.

  29. Анализ причин возникновения эскапизма и дауншифтинга в современном либеральном обществе.

  30. Влияние неэтического поведения на карьерный рост.

  31. Значение «мозгового центра» в профессиональной карьере. Механизмы формирования и принципы функционирования мозгового центра.

  32. Закон компенсации и платы как базовых закон карьеры.

  33. Профессиональная честь и репутация в политике, бизнесе и офисной карьере. Взаимосвязь репутации, имиджа и бренда.

  34. Влияние этических норм на формирование имени, репутации и профессионального статуса.

Автор программы ________________________________К.В.Маркелов

  1. Программа дисциплины Политическая история России Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами политологического профиля.
  2. Программа дисциплины Политическая история России Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.
  3. В. В. Радаев Присутствовали

    Документ
    О проектах оригинальных образовательных стандартов НИУ ВШЭ направлений подготовки бакалавров «Политология», «Реклама и связи с общественностью», «Филология», проектов стандартов профилей подготовки бакалавров по направлениям «Экономика»
  4. Аннотации дисциплин ооп бакалавриата «политология»

    Реферат
    формирование духовно-нравственной личности, современного научно-философского мировоззрения, представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах философского знания и их проблемах, овладение
  5. Структурные изменения учебных подразделений В 2007/2008 учебном году

    Содержательный отчет
    При отделении логистики на факультете менеджмента созданы 2 новые кафедры: Информационных систем и технологий в логистике и Управления логистической инфраструктурой.
  6. Дорогие друзья! (2)

    Интернет справочник
    Справочник содержит краткую характеристику факультетов и специальностей Алтайского государственного университета, программы творческих экзаменов и критерии оценки.
  7. Задачи Программы развития на 2012 год 55 Приложения

    Документ
    Форма 1 «Перечень аспирантов и научно-педагогических работников НИУ, прошедших в 2011 году стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах» 60
  8. Итоги гак > Трудоустройство и востребованность выпускников. Управление качеством подготовки специалистов (2)

    Документ
    Согласно Лицензий Министерства образования Российской Федерации № 001476 (серия А) от 30.12.03, 09.11.06., а также Свидетельству о государственной аккредитации: рег.
  9. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..