Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

АХМЕТЗЯНОВА ГУЛИЯ НАИЛЬЕВНА


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук

Казань 2011

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Научный консультант Валеева Наиля Шаукатовна,
доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Новиков Александр Михайлович,
доктор педагогических наук, профессор, Центр теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО, руководитель Центра;
Зарипов Ренат Назипович,
доктор педагогических наук, профессор,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет», декан факультета управления и автоматизации;

Сафин Раис Семигуллович,
доктор педагогических наук, профессор,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», декан факультета инженерных систем и экологии.

Ведущая организация: федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»

Защита состоится 21 марта 2012 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: 420015, г.Казань, ул. К.Маркса, 68.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».

Автореферат разослан _________________________________2012 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент Т.А.Старшинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Автомобильная отрасль в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей, которая оказывает существенное влияние на решение проблем научно-технического, экономического, социального, экологического характера. В ней отражается как состояние экономики страны, так и благосостояние нации в целом. Однако Россия по сравнению с ведущими странами с развитой автомобильной отраслью отстает по различным показателям, например, по уровню инвестиций, производительности труда, структуре торгового оборота. Технический уровень производимой российской автомобильной техники
в основном соответствует международным требованиям. Но наблюдается некоторое отставание по уровню надежности, экономичности топлива, использованию передовых технологий. Наряду с основными системными проблемами (низкий объем производства, технологическое отставание отрасли, недостаточные инвестиции
в производство, низкая производительность труда), имеющимися в автомобильной отрасли, следует отметить также и низкий кадровый потенциал. Как отмечено
в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года, определяющей приоритетные направления развития автомобильной отрасли Российской Федерации и пути их реализации, «кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени в автомобильной отрасли, требует реструктуризации и пополнения молодыми специалистами, инженерными и научными работниками по специальностям, востребованным отраслью». Поэтому одной
из важнейших задач профессионального образования является совершенствование системы подготовки специалистов автомобильного профиля. Сегодня отрасли нужны компетентные специалисты, которые могут квалифицированно решать управленческие и производственные задачи, что требует «обучения по многоуровневой программе высшего образования, включающей хорошую фундаментальную подготовку, достаточные навыки профессиональной работы во время производственной, конструкторской, технологической и преддипломной практики».

Именно этим обстоятельством будут определяться подходы к профессиональному образованию специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, главная цель которого – подготовка компетентных кадров, понимающих перспективные тенденции развития автомобильной отрасли, обладающих теоретическими знаниями и умением сочетать их с практической деятельностью, коммуникативными способностями, творческим подходом к постановке и решению профессиональных задач, внутренней потребностью к постоянному совершенствованию профессионального уровня.

В 2009 году во Всемирном докладе ООН по мониторингу «Образование для всех» отмечено, что образование является правом каждого человека, катализатором развития, и поэтому должно быть обеспечено удовлетворение образовательных потребностей молодежи и взрослых на протяжении всей жизни на основе равного доступа
к соответствующим программам обучения. Для выполнения этого требования необходимо укрепление связей между различными уровнями образования, взаимодействие и совместная деятельность по созданию единого образовательного пространства. Высшее профессиональное образование (ВПО), рассматриваемое как ключевой системообразующий компонент непрерывной профессиональной образовательной системы, включающей уровни начального профессионального (НПО), среднего профессионального образования (СПО), является центральным звеном образовательной системы, к которому должен обеспечиваться равный доступ, независимо от выбранной траектории и времени обучения.

Различные вопросы проектирования и реализации непрерывной системы профессионального образования рассматриваются отечественными и зарубежными учеными, такими как:

    • С.Ю.Алферов, Н.Ш.Валеева, А.А.Вербицкий, А.Н.Владиславлев, Р.Н.Зарипов, В.В.Кондратьев, А.М.Новиков и др. – теория и практика профессионального образования;

    • Н.П.Бахарев, В.И.Бобров, В.В.Кольга, Н.Н.Маливанов и др. – непрерывное техническое профессиональное образование;

    • Т.Н.Андрюхина, А.Э.Птицын, З.С.Сазонова, В.И.Шуберт – подготовка специалистов для автомобильной отрасли;

    • А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, А.Т.Глазунов, В.И.Загвязинский, А.М.Новиков, И.П.Смирнов и др. – идеи непрерывного образования, вопросы преемственности;

    • В.П.Беспалько, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, О.П.Нестеренко, В.И.Шадриков и др. – вопросы организации образовательного процесса на различных ступенях системы непрерывного образования.

Анализ состояния проблемы совершенствования непрерывного профессионального образования специалистов автомобильного профиля позволил выделить следующие недостатки: низкий уровень мотивации абитуриентов
к техническому образованию, нарушение преемственности между школой и вузом; преимущественная ориентация будущих специалистов автомобильного профиля на узкопрофильную область профессиональной деятельности, недостаточный уровень специальной подготовки, представлений будущих специалистов о реальном производстве; формальный характер взаимодействия образовательной среды, производства и бизнеса автомобильного профиля, недостаточная ориентация образовательной системы на выполнение требований работодателя.

Стремление решить эти проблемы определило тематику диссертационного исследования и его ключевые понятия: педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, профессиональная компетентность.

Исследование теории и практики подготовки специалистов автомобильного профиля выявило главное противоречие – между объективной потребностью автомобильной отрасли в компетентных выпускниках системы непрерывного образования, способных обеспечить качество и эффективность результатов профессиональной деятельности, и несоответствием результатов функционирования существующих педагогических систем современным требованиям отрасли.

Основное противоречие конкретизируется в следующих противоречиях более частного характера:

  • между изменившимися требованиями к выпускникам различного уровня профессионального образования для автомобильной отрасли и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к проектированию и разработке педагогических систем, обеспечивающих в соответствии
    с концептуальными основами организацию компетентностно-ориентированного образовательного процесса на всех уровнях образования;

  • между необходимостью интеграции всех звеньев образовательного процесса в единое образовательное пространство и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ такой интеграции на основе преемственности образовательных программ с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории.

Выявленные противоречия обусловливают проблему исследования: каковы методологические, теоретические и методические основы педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования?

Актуальность и неразработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая системаформирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования».

Объект исследования: система непрерывного образования, направленная
на подготовку востребованных выпускников различных уровней для автомобильной отрасли.

Предмет исследования: педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогическую систему формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

Гипотеза исследования: педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования будет эффективной, если в ее основе лежат следующие исходные положения:

  1. Концепция формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования основана на следующих идеях: непрерывное профессиональное образование выступает определяющим фактором стратегического развития автомобильной отрасли; компетентностно-ориентированное профессиональное образование различных уровней при подготовке специалистов автомобильного профиля направлено на формирование профессиональной компетентности как интегративной характеристики качества результатов образования; непрерывность и многоуровневость профессионального образования на основе преемственности различных видов и форм образования, каждый следующий уровень образования базируется на компетенциях, сформированных на предшествующем образовательном уровне; интеграция научно-образовательной среды, производства и бизнеса автомобильной отрасли; одной из обязательных составляющих профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля является информационная компетенция, формирование которой осуществляется последовательно и непрерывно (компьютерная грамотность → информационная грамотность → информационная компетенция → информационная культура).

  2. Основой системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования являются профильные классы. Преемственность общего (полного) образования и ВПО выражается в профильной направленности, высоком уровне общей подготовки учащихся, в их адаптированности к формам и методам, используемым
    в системе ВПО.

  3. Структура профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования рассматривается как интегративная характеристика качества подготовки, отражающая профессиональную, личностную, социальную подготовленность.

  4. Поуровневая профессиональная модель специалиста автомобильного профиля в условиях непрерывного образования отражает профессиональную готовность специалиста с учетом профессионально важных личностных качеств.

  5. В основу формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования и ее развития положена модель педагогической системы, опирающаяся на общепедагогические, общедидактические, специфические принципы и отражающая цели, задачи, технологии, содержание подготовки будущих специалистов автомобильного профиля.

  6. Критерии эффективности функционирования педагогической системы отражают высокий уровень подготовки специалистов автомобильного профиля.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования.

  1. Изучить социально-экономические процессы в обществе, определить теоретические предпосылки разработки педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

  2. Научно обосновать и разработать концепцию формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

  3. Определить структуру и содержание базовых компетенций выпускника профильного инженерного класса.

  4. Определить структуру профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

  5. Разработать поуровневую профессиональную модель специалиста автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

  6. В рамках концепции осуществить проектирование педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования.

  7. Разработать комплекс учебно-методического обеспечения педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования на основе интеграции и преемственности образовательных уровней.

  8. Обосновать и разработать критерии эффективности педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования и экспериментально проверить их в процессе функционирования педагогической системы.

Методологическую основу исследования составляют:

      • идеи философии, психологии о профессиональной деятельности, отражающие общетеоретические концепции деятельности, основы психологической теории деятельности;

      • методологические подходы в образовании:

- системный подход (С.Я.Батышев, Л. фон Берталанфи, А.А.Богданов, Б.С.Гершунский, П.Друкер, В.И.Батышев, В.ия систеного подхода к педагогическому проектированию унского, Н.В.Кузминой, И.Я.Лернера, Г.П. Щедровицкого. 474747474747Загвязинский, Л.Н.Занков, В.В.Кондратьев, Н.В.Кузмина, И.Я.Лернер, Г.Саймон, М.Н.Скаткин, А.Чандлер, Г.П.Щедровицкий и др.), позволяющий выявить составляющие непрерывного образования, определить их взаимосвязь, взаимообусловленность и возможность объединения в целостную, эффективно функционирующую педагогическую систему;

- компетентностный подход – методологические, теоретические, методические аспекты изменения образовательной парадигмы (В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Ю.Г.Татур, Ю.В.Фролов, А.В.Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), вопросы становления понятий «компетенция» и «компетентность», их классификация, всесторонний анализ и сравнение (В.И.Байденко, Е.В.Бондаревская, А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков, Р.Х.Шакуров и др.); формирование базовых компетенций школьников и различные аспекты использования компетентностного подхода в общем образовании (А.Н.Дахин, В.В.Краевский, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков,анков, 474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747 А.В.Хуторской); содержание профессиональной компетентности и личности специалистов различного профиля (И.А.Зимняя, О.Ю.Искандеров, В.В.Кольга, М.Д.Лаптева, Н.Н.Маливанов, А.В.Райцев и др.), технологичность профессиональной компетентности (В.П.Беспалько, В.И.Боголюбов, В.В.Гузеев, Т.А.Ильина, Р.Н.Зарипов, А.И.Космодемьянская, А.М.Кушнир, М.М.Левина, Н.Д.Никандров, Ю.О.Овакимян, А.Я.Савельев, и др.) и инструментальные средства ее формирования (Н.Ф.Авдеев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, С.Н.Лысенкова, И.Б.Марцинковский, М.И.Махмутов, Н.Д.Никандров, Г.К.Селевко, М.И.Скаткин, Н.Ф.Талызина, М.А.Чошанов и др.), в контексте которого определяются структурные элементы компетентности выпускников на различных образовательных уровнях, компоненты педагогической системы, обеспечивающие организацию компетентностно-ориентированного образовательного процесса;

- проблемно-проектный подход (В.А.Болотов, Л.И.Гурье, Г.И.Ибрагимов,
Г.Л.Ильин, Е.А.Ленская, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Д.А.Махотин, М.И.Скаткин, Ю.Г.Татур, Д.Б.Эльконин и др.), предполагающий одновременное приобретение знаний, практических и поисковых умений в процессе формирования профессиональной компетентности, что обеспечивает многомерный синтез когнитивного, практического и личностного опыта;

- личностно-деятельностный подход(Н.А.Алексеев, В.А.Барабанщиков, Е.В.Бондаревская, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.П.Сергеева, М.А.Холодная, И.С.Якиманская и др.), направленный на формирование готовности выпускников к целенаправленной, мотивированной профессиональной деятельности, сформированной в процессе профессионального образования;

  1. Многоуровневая подготовка специалистов транспортно-дорожного профиля в системе непрерывного профессионального образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2010 года в часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 при Карагандинском государственном университете им.
  2. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «30» ноября 2011 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.
  3. Прика з (58)

    Документ
    1. Открыть диссертационный совет Д 14.61.51 при Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева и разрешить защиту диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специаль-ностям:
  4. Сборник статей, информационных материалов к секционному заседанию IX съезда Российского Союза ректоров «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность» Часть

    Сборник статей
    к секционному заседанию IX съезда Российского Союза ректоров «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность,
  5. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  6. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (1)

    Содержательный отчет
    Результаты, приведенные в этом отчете – итог напряженной, кропотливой, повседневной, черновой работы большого коллектива преподавателей, студентов, работников структурных подразделений института за довольно длительный период.
  7. Абаджиди Мария Андреевна Оральный гомеостаз у детей с бронхиальной астмой 14. 00. 09 04200514593

    Документ
    Абазаид Мохамед Ахмед Яхья Аль Канади Рецидив стенокардии после коронарного шунтирования: причины развития и хирургическая тактика 14.00.44 04200523683
  8. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  9. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Программа
    развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.

Другие похожие документы..