Учебно-методический комплекс дисциплины «лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учёту)» (для студентов, обучающихся по специальности

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

(СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА ПО ФИНАНСОВОМУ И

УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЁТУ)»

(для студентов, обучающихся по специальности

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)


Москва – 2011

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

(СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА ПО ФИНАНСОВОМУ И

УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЁТУ)»

(для студентов, обучающихся по специальности

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)

Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2011

Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:

___________________

/________________/

Фамилия, инициалы



Москва – 2011

Автор-составители:

кандидат экономических наук, профессор Муравицкая Л.К.,

кандидат экономических наук, доцент Турищева Т.Б.,

Ю.Д.Козлов

УРАО, 2011.

1.Пояснительная записка

Развитие российской экономики в настоящее время предъявляет новые требования к подготовке специалистов в области финансового и управленческого учёта. Важно уметь решать задачи, возникающие в бухгалтерской практике, разбираться в самых непредвиденных хозяйственных ситуациях. В образовательный стандарт по специальности 080901 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» включена специальная дисциплина Лабораторный практикум по бухгалтерскому учёту (СД – 07), предполагающая решение сквозной задачи по бухгалтерскому финансовому и управленческому учёту, составлению отчётности.

Закрепление и систематизация полученных в ходе лекционного курса теоретических знаний по бухгалтерскому учёту, и развитие практических навыков по организации и осуществлению финансового и управленческого учёта, углубленное изучение основных принципов базовых правил ведения бухгалтерского учёта активов, обязательств и капитала – основная цель лабораторного практикума, который представляет комплекс ситуационных задач, базирующихся на «сквозном» примере, охватывающем все основные участки учёта.

Предмет изучения курса – особенности и структура бухгалтерского финансового учета в коммерческих предприятиях в современных условиях.

Программа курса«Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)» разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учёту» относится к специальным дисциплинам государственного образовательного стандарта по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и изучается на базе специальных дисциплин: «Бухгалтерский финансовый учёт и отчетность » и «Бухгалтерский управленческий учёт».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины студент должен знать и уметь:

  • знать и уметь самостоятельно работать с законодательной, нормативно – методической, научной и другой специальной литературой;

  • оформлять первичные документы;

  • составлять бухгалтерские записи (проводки);

  • заполнять регистры бухгалтерского учёта, используя журнально – ордерную форму учёта, или составлять журнал хозяйственных операций на ПЭВМ;

  • заполнять формы годовой бухгалтерской отчётности;

  • оценивать затраты производства, определять затраты по текущим нормам и отклонения;

  • составлять калькуляцию фактической производственной себестоимости единицы продукции.

- уметьразрабатывать учётную политику организации; выбирать оптимальные формы и методы финансового и управленческого учёта по различным объектам учёта;

- давать правовую оценку хозяйственных ситуаций; выбирать и обосновывать пути их решения;

- составлять первичные документы, корреспонденцию счетов, осуществлять все необходимые бухгалтерские расчёты и процедуры по хозяйственным операциям, отражать их в учётных регистрах;

- подготавливатьбухгалтерский баланс и другую финансовую отчётность; комментировать её основные показатели.

Учебная дисциплина«Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)»изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами, и, прежде всего, такими как «Бухгалтерский учет», «Финансовый бухгалтерский учет», «Управленческий учет» и другими.

2.Организационно-методический раздел

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)»

Код дисц-ны по ГОС

Код дисц-ны по УП УРАО

Всего часов

Аудит.

занятий

Лек.

Сем, практ. за-

нятий

Сам.

работа

КСР

Заочная форма обучения (5 семестр)

СД.00.

СД.00.

18

12

6

1

Заочная форма обучения (6 семестр)

СД.00.

СД.00.

6

4

2

1

Цель курса - сформировать у студентов практические навыки ведения бухгалтерского учёта, оформления первичных документов и регистров и составления форм бухгалтерской отчётности организации.

Задачи курса:

В ходе выполнения практических занятий по данной дисциплине ставятся следующие задачи:

  • выработать рациональную систему организации учёта и отчётности на основе выбора эффективной учётной политики;

  • заполнять первичные учётные документы по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учётной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учёте и закрепленые в Учётной политике организации;

  • отражать хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учёта в хронологическом порядке;

  • составлять корреспонденции счетов и все необходимые бухгалтерские расчёты и процедуры по данным операциям;

  • изучать методику ведения учёта по основным объектам (по основным средствам, нематериальным активам, финансовым вложениям, материальным запасам, расчётам по оплате труда, затратам на производство и калькулированию себестоимости готовой продукции, реализации изделий и других видов активов, учёту денежных средств и расчётов, валютных операций и капитала организаций);

  • заполнять формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Овладение знаниями теоретических и методических основ «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)» позволяет будущим специалистам не только освоить состав и порядок формирования учётной информации, но и способствует приобретению навыков информационного моделирования деятельности хозяйствующего субъекта.

Изучение Лабораторного практикума по бухгалтерскому учету отличается определённой степенью сложности и большим объёмом учебного материала, методикой учебной работы, в которой заложено огромное творческое начало, и степенью самостоятельности студентов. Высоко оценивая значение самообразования студентов, всё же было бы неверным положиться на самотёк в самостоятельной работе студентов, так как есть такая часть учебной работы, которая должна быть обязательно выполнена как своеобразный минимум, гарантирующий овладение знаниями и практическими навыками, необходимыми в рамках установленной квалификации по избранной специальности. Поэтому важное значение имеют аудиторные занятия в форме лекций, практических и семинарских занятий.

Лекция – это логически стройное, систематизированное, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекции дают первое знакомство с основными научно-теоретическими положениями бухгалтерского финансового учёта, знакомят с методологией организации бухгалтерского финансового учёта и отчётности. Они закладывают основы научных знаний, определяя направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также и самостоятельной работы студентов.

Важное значение имеет конспектирование лекции, особенно в условиях быстро изменяющейся нормативной правовой базы, регулирующей организацию бухгалтерского финансового и отсутствия отражения этих положений в учебной литературе. Следовательно, конспект лекции будет служить основополагающим руководством для подготовки студентов к экзаменам.

Конспектирование лекции является важным элементом учебного процесса. Однако этим значение конспектирования не исчерпывается. Правильное конспектирование лекции с учётом особенностей бухгалтерского учёта, задач лекции и навыков студентов содействует развитию и укреплению внимания студентов. Необходимость записи лекции позволяет быстрее «настроиться» на слушание лекции и сосредоточиться на её содержании, на последовательности изложения вопросов лектором.

Студентам, затрудняющимся хотя бы в краткой записи своих мыслей, следует отмечать в процессе записи соответствующие места конспекта раз и навсегда установленными «значками» на полях конспекта или в тексте. Иногда в таких случаях достаточно поставленного знака вопроса, восклицательного знака или одного-двух слов, чтобы наполнить о возникших в процессе слушания мыслях.

Такие значки (сигналы) полезны когда, студент сможет вернуться к ним сразу после лекции, лучше всего здесь же в аудитории или, в крайнем случае, дома в день слушания лекции, расшифровать “сигналы” для себя и выразив в дополнительной записи с достаточной ясностью, так, чтобы можно было этим воспользоваться в дальнейшей самостоятельной работе по учебнику или учебному пособию и/или при работе с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский финансовый учёт. Значительный материал для этой цели могут дать практические и семинарские занятия, а также производственная практика. Таким образом, одни конспективные записи могут быть расширены, пополнены, а другие уточнены. Это поможет обобщающей работе по соответствующей теме курса.

В систему овладения знаниями по Лабораторному практикуму по бухгалтерскому учету входят практические занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определёнными методами процедуры учебной работы.

Практические занятия проводятся в соответствии с планом, приведенном в соответствующем разделе учебно-методического комплекса. Практические занятия предназначаются, прежде всего, для углубления и расширения знаний, полученных на лекциях или в результате работы по учебнику и учебным пособиям, а также для овладения методикой работы с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский финансовый учёт, с научным материалом.

Практические занятия содействуют выработке навыков в выполнении учётных процедур и, в особенности, отражении фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта.

Для успешной работы на практических занятиях необходима предварительная самостоятельная работа студентов по теме предстоящего занятия по конспекту лекции, учебнику, учебному пособию, нормативным документам, регулирующим организацию учёта. Следовательно, практические занятия служат своеобразной учебной формой осуществления связи теории с практикой ведения учёта и составления отчётности, содействуя выработке умения применять знания.

По определённой теме курса на практических занятиях даются индивидуализированные вопросы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту более широко применять полученные знания, а с другой – подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Выполнение таких комплексных заданий служит также способом промежуточного контроля знаний, проверки усвоения учебного материала.

Таким образом, практические занятия наряду с лекциями содействуют созданию перспективы в понимании будущей работы по окончании вуза.

Как форма своеобразных практических занятий для изучения бухгалтерского учёта и отчётности проводятся семинарские занятия. Форма этих занятий различна, но во всех случаях основной целью является углублённое изучение курса, основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении вопросов темы.

Семинарские занятия не исключают и такие случаи, когда студент в полной мере ведёт самостоятельно свою работу и представляет реферат в законченном виде. Однако это возможно лишь при соответствующей подготовке студента и предполагает обязательное согласование плана реферата с преподавателем, ведущим занятия. Важным моментом является и обсуждение реферата на семинаре.

Как уже отмечалось, залогом успешного овладения материалами учебной дисциплины, а также высоким уровнем оценок на практических и семинарских занятиях является систематическая, глубокая и творческая самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего она находит своё выражение в виде самых различных “домашних заданий”. Это может быть решение задач и ситуаций, выполнение рефератов для семинаров, курсовых работ и т. п.

Целью домашних заданий для самостоятельной работы является закрепление и расширение знаний, полученных в результате аудиторных занятий изучения дисциплины «Бухгалтерский финансовый»; научиться использовать полученные знания в практической работе, получить первичные навыки по формированию учётной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений

Домашние задания по отдельным темам курса выдаёт преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, для чего могут быть использованы различные учебные пособия, задачники, тестовые задания и др.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины для слушателей Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки Элиста

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины – получение системных знаний в области методики бухгалтерского учета и основных тенденциях его развития на современном этапе, а также изучение организации бухгалтерского финансового учета для предприятий и
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (5)

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации и задания по выполнению контрольных и курсовых работ для студентов IV курса заочного отделения. Включены также вопросы к экзаменам и зачетам, списки рекомендованной литературы к их подготовке.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине, по специальности Финансовый менеджмент

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины является изучение современных основ финансовых отношений, денежного обращения, а также методов их регулирования как базы финансового менеджмента на предприятии, изучение механизмов, методов и моделей управления финансовыми
  4. Учебное пособие (конспект лекций). М.: Изд-во асв,2009. 160с

    Учебное пособие
    В пособии изложены основные положения по технической эксплуатации жилых, общественных и производственных зданий и сооружений. Приводятся способы и методы обследования состояния конструктивных элементов зданий.
  5. Примерная программа дисциплины «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» Рекомендуется для направления «Экономика»

    Примерная программа
    Основная цель лабораторного практикума – закрепление знаний, полу­ченных по специальным учетным дисциплинам и развитие практических умений и навыков студентов в области организации и ведения бухгалтерско­го учета.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Отчет о результатах самообследования (13)

    Содержательный отчет
    КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
  8. Научно-исследовательская работа гэп позволила 8 работникам колледжей г. Москвы определиться с индивидуальной темой научного исследования и поступить в аспирантуру ниирпо.

    Научно-исследовательская работа
    Анализ деятельности городских экспериментальных площадок проводился на основании заявок, программ экспериментальной деятельности, отчетов и приложений к ним за истекший период в соответствии с Приказом Департамента образования г.
  9. Методические материалы итоговой аттестации по специальности 080109 «бухгалтерский учет, анализ и аудит» На 2010-2011

    Программа
    Цель итогового экзамена – выявить готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности в качестве экономиста по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Другие похожие документы..