Тема: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

Семинарское занятие №1

ТЕМА: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия

Время (мин)

Водное слово преподавателя

10

Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию

30

Устное собеседование по теме занятия

50

Перерыв

20

Лекция-беседа

60

Подведение итогов, заключительное слово преподавателя

10303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030303030

Изучение данного материала: лекция-беседа

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое

  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.

  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.

  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».

  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй

  5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.

  • Тибетская медицина

  • Бог медицины древнего Египта Имхотеп.

  • Талмудистская медицина

  • Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая

  • Закон Хаммурапи

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

  • Лекционный материал

  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

  1. Введение.

История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.

Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.

Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

  1. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже ле­жачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит по­звоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удиви­тельными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародитель­ницы, так называемые каменные бабы, ко­торые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.

  1. Тема: Введение (3)

    Документ
    Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.
  2. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  3. Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина история медицины является гуманитарной дисциплиной и предназначена для изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  4. Программа наименование дисциплины: «история медицины» Рекомендуется для направлений подготовки по специальностям

    Программа
  5. Примерная программа дисциплины история медицины для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  6. Краткая программа дисциплины «история медицины» Курс истории медицины

    Программа дисциплины
    - изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  7. Методические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по историни и философии науки (история медицины). Сост. Сорокина Т. С. М.: Янус-К, 2003 г. 112 с

    Материалы для подготовки
    Методические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по историни и философии науки (история медицины). Сост. Сорокина Т.С. - М.: Янус-К, 2003 г.
  8. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

    Учебно-методическое пособие
    История медицины - наука, изучающая закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной
  9. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

    Примерная программа
    Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Другие похожие документы..