Программы и проекты международных донорских организаций в области химической безопасности, реализуемых в Кыргызстане Информационные ресурсы неправительственных организаций

Исследование по ситуации в стране в области сбора и распространения информации о СПМРХВ среди основных заинтересованных групп

В рамках проекта «Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в регионе ВЕКЦА»

Содержание

Введение

1. Краткий обзор национального законодательства и международных обязательств КР, касающегося выполнения СПМРХВ

1.1. Краткий обзор законодательства по доступу и распространению информации

1.2. Международные обязательства КР в области управления химическими веществами

2. Информационные потоки

2.1. Внутренние информационные потоки органов государственной власти и местного самоуправления

2.2. Внешние информационные потоки органов государственной власти и местного самоуправления

2.3. Общественные собрания, встречи, консультации с представителями органов местного самоуправления

2.4. Интернет- ресурсы

2.5. Специализированные издания

2.6. Запросы

2.7. Коммуникативные мероприятия

2.8. СМИ

2.9. Геоинформационные системы

2.10. Электронные базы – данных

3. Ситуация в Кыргызстане относительно сбора информации в области химической безопасности

3.1. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

3.2. Межведомственные комиссии, комитеты, рабочие группы

3.3. Библиотечные сети

3.4. Информационные ресурсы системы государственной статистики

3.5. Государственная система правовой информации

3.6. Программы и проекты международных донорских организаций в области химической безопасности, реализуемых в Кыргызстане

3.7. Информационные ресурсы неправительственных организаций

3.8. Бизнес - сообщества

3.9. Способы распространения информации среди местного населения

Выводы

Рекомендации

Приложение 1

Национальное законодательство

Приложение 2

Местонахождение национальных данных

Приложение 3

Аналитические сведения Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР о поступивших обращениях и заявлениях граждан за период 2008-2009-2010 годы

Приложение 4

Соответствие характеристик имеющихся национальных источников загрязнения требованиям РВПЗ

Приложение 5

Дубайская декларация о международном регулировании химических веществ

Приложение 6

Общепрограммная стратегия

Приложение 7

Глобальный план действий

Приложение 8

Декларация IPEN во имя будущего без токсичных веществ

Приложение 9

Пиктограммы классификации и маркировки химических веществ и классы опасности

«Знание бывает двух видов либо мы

знаем что-то, либо мы знаем,

где найти информацию об этом»

Самуэль Джонсон.

Современную ситуацию в сфере состояния окружающей среды в Кыргызской Республике можно охарактеризовать результатом воздействия двух основных полярно противоположных тенденций, наиболее четко проявившихся в течение последних пятнадцати лет. Первая, вызванная общим спадом промышленного и в несколько меньшей степени сельскохозяйственного производства, определяет существенное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Вторая тенденция, также во многом связанная с экономическим спадом, выражается в весьма часто проявляющемся грабительском, хищническом, сиюминутном отношении к имеющимся природным ресурсам, восстановление которых представляет временами практически неразрешимую задачу. Химическое производство в КР развито слабо и представлено не крупными предприятиями лакокрасочной, фармацевтической промышленности, производством пластмассовых изделий и товаров бытовой химии. Предприятия других отраслей народного хозяйства, включая и сельское хозяйство, где в технологическом процессе, которых требуется использование химических веществ, импортируют их из других стран. Все эти предприятия работают в нестабильном режиме. В связи с этим в республике нет системы разработанной и принятой стратегии и политики по контролю за обращением с химическими веществами. Так же слабо развита государственная система по сбору и распространению информации об использовании химических веществ с высоким риском неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду

В сложившейся ситуации роль организаций гражданского общества в повышении уровня образования общественности по вопросам химической безопасности и в информировании о проблемах, рисках и действиях правительства в этой сфере является приоритетной. Знания, информация и повышение осведомленности местного населения являются необходимыми предпосылками для принятия решений относительно рационального регулирования химических веществ, включая продукты и изделия, содержащие такие химические вещества.

По итогам опроса представителей гражданского общества, проведенного в рамках данного исследования, респондентами были обозначены основные проблемы в области регулирования химических веществ:

  • В последнее время участились случаи продажи на рынках республики ядохимикатов без описания состава и страны происхождения. Отсутствие должного контроля и низкий уровень жизни сельского населения создают основу для контрабандного завоза сельскохозяйственных ядохимикатов (в том числе СОЗ – пестицидов) и бытовой химии, особенно в приграничных районах республики.

  • Обращение с отходами – это еще одна проблема, которую отметили респонденты. Эта проблема включает запасы непригодных пестицидов, отходы горнодобывающей деятельности, удаление отходов (включая опасные, медицинские и твердые отходы), сжигание отходов.

  • Большую озабоченность вызывают территории, зараженные химическими и радиоактивными веществами. Местное население, проживающее в таких районах, подвержено влиянию химических веществ, которые оказывают негативное воздействие на здоровье людей. Особую озабоченность вызывает воздействие старых (Майли-Суу, Каджи-Сай, Ак-Тюз), действующих (Хайдаркан, Кадамжай, Кара-Балта, Кумтор) и проектируемых новых (Таш Кумыр, Андаш, Джеруй) горнорудных предприятий.

  • Опасные химические вещества, находящиеся в составе продуктов питания и другой продукции, которая оказывает влияние на здоровье человека, особенно женщин и детей.

Респонденты указали, что одним из путей решения обозначенных проблем , является информирование и повышение осведомленности.

Информация должна быть адоптирована под разные целевые группы (местное население, фермеры, хозяйствующие субъекты, эксперты). Информация, предназначенная для экспертов и хозяйствующих субъектов, может носить специализированный характер, в то время как широким слоям общественности очень редко нужна техническая документация. Больше всего общественность интересуют последствия использования тех или иных веществ, альтернативы вредным химическим соединениям, используемым в сельском хозяйстве. Иными словами, для местного населения, предоставляемая информация должна помогать в решении вопросов химической безопасности в быту в рамках жизнедеятельности семьи, сообщества.

Введение

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР), проведенного с 26 августа по 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге, была поставлена цель: к 2020 году химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия их воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для выработки единого согласованного подхода по регулированию химическими веществами предусматривалась разработка на правительственном уровне с привлечением всех заинтересованных сторон Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ).

СПМРХВ был принят консенсусом министрами окружающей среды, здравоохранения и другими делегатами из более ста правительств, принимавших участие в первой Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ-1), которая прошла в Дубаи в феврале 2006 года. Конференция была организована Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) при активной поддержке со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций, имеющих программы, связанные с химическими веществами.

СПМРХВ имеет очень широкий охват, включающий все аспекты химической безопасности, а именно, экологические, экономические, социальные, трудовые аспекты и аспекты здоровья.

СПМРХВ представляет собой обязательство, принятое правительствами мира, по достижению во всех странах рационального регулирования химических веществ с тем, чтобы воздействие как сельскохозяйственных, так и промышленных химикатов не причиняло бы больше существенного вреда здоровью людей и окружающей среде. СПМРХВ рассматривает не только синтетические химические вещества, но также токсичные металлы такие, как свинец, кадмий и ртуть.

СПМРХВ рассматривает обоснованное регулирование химических веществ на всех стадиях их жизненного цикла. Его осуществление должно создать механизмы, которые гарантируют, что рабочие, фермеры и общественность не будут больше страдать от проблем со здоровьем и заболеваний, и умирать в результате воздействия химических веществ на рабочем месте или на окружающую среду.

Дополнительно СПМРХВ рассматривает потенциал для ущерба от химических веществ, содержащихся в товарах. Он предлагает запретить потребительские товары, если воздействие химических веществ, входящих в их состав, может приводить к существенным негативным последствиям для здоровья.

Сфера охвата управления химическими веществами включает: экологические, экономические и социальные аспекты, а также аспекты здравоохранения и труда в области химической безопасности; сельскохозяйственные и промышленные химические вещества, в целях развития УР и учета химических веществ на всех этапах их жизненного цикла, в том числе содержащихся в продуктах.

Основная цель осуществления Стратегического подхода заключается в обеспечении рационального управления в области химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла. Добиться этой цели удастся в частности путем осуществления мер, указанных в Глобальном плане действий, одной из которых является пополнение знаний и информации путем совершенствования информационно-пропагандистских и учебных мероприятий для тех, кто может подвергаться воздействию токсичных веществ на любой стадии жизненного цикла химических веществ, а также сбор и распространение данных об опасных свойствах всех имеющихся в продаже химических веществ, при учете законных соображений защиты конфиденциальности коммерческой информации.

Целью настоящего исследования является проведение анализа состояния и тенденций развития информационных ресурсов, позволяющего обозначить потребности и определить механизмы эффективных информационных каналов для повышения осведомленности и проведения информационных кампаний по усилению потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в области осуществления СПМРХВ на национальном уровне.

Заинтересованными группами в данном исследовании являются представители гражданского общества, а именно общественных экологических организациий и организаций, занимающихся вопросами здравоохранения, граждане, проживающие на загрязненных территориях, фермеры, жители удаленных районов Кыргызской Республики, а также представители государственных структур, местного самоуправления и бизнес сообщества.

Задачи

  1. проведение анализа ситуации в области сбора и распространения информации о СПМРХВ в Кыргызской Республике.

  2. выявление потребностей в информации среди различных групп заинтересованных сторон,

  3. выявление механизмов распространения информации, и

  4. разработать основные выводы и рекомендации по предложению развитию наиболее эффективных информационных каналов для повышения осведомленности о СПМРХВ и проведения информационных кампаний в поддержку выполнения положений СПМРХВ.

Методический инструментарий исследования

Настоящее исследование основывается на кабинетных исследованииях национального законодательства, материалов, ранее полученных в ходе выполнения проектов в области химической безопасности, а также посредством опросов экспертов, представителей гражданского общества.

  1. Опрос представителей гражданского общества

Задачи данного метода:

  • Изучить информационные потоки в области химической безопасности

  • Изучить потребности в информации в области химической безопасности

  • Изучить характер и причины изменений отношения к проблемам химической безопасности среди населения

  1. Кейс-стади (изучение конкретных случаев)

Задачи данного метода:

  • изучить позитивный и негативный опыт в информировании в области химической безопасности.

  • выявить и описать существующие модели управления по реализации СПМРХВ и участия заинтересованных групп в системе принятия решений.

  1. Фокус группы

Задачи данного метода:

  • Выявить понимание заинтересованных групп о механизмовах реализации СПМРХВ и о степени ответственности на системном, институциональном и индивидуальном уровнях.

  • Исследование текущих информационных потоков

  • Выявить степень взаимодействия между министерствами по обмену информацией, интегрированной работы и координации в рамках реализации СПМРХВ.

  • Выявить степень участия представителей гражданского общества в работе по обмену инфомарцией в рамках СПМРХВ

1. краткий обзор национального законодательства и международных обязательств кр, касающегося выполнения СПМРХВ

  1. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Межправительственный комитет для ведения переговоров по подготовке имеющего обязательную юридическую (6)

    Программа
    Доклад Межправительственного комитета для ведения переговоров по подготовке имеющего обязательную юридическую силу глобального документа по ртути о работе его второй сессии
  2. Планирование по программам Исполнение программ Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006-2007 годов

    Программа
    Настоящий доклад об исполнении программ Секретариата Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006–2007 годов представлен в соответствии с положением 6.
  3. Концепция проекта 3 Участники проекта 7 Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" 7 Ассоциация городов Кыргызской Республики 8

    Книга
    Книга подготовлена в рамках проекта, осуществленного при финансовой поддержке Инициативы реформы органов местного управления и общественных служб Института "Открытое общество" (LGI)
  4. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (1)

    Содержательный отчет
    Научный руководитель, заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК, член-корреспондент Академии «Экология», кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.
  5. Обновление Национального профиля, разработка оценки национального потенциала для выполнения Стратегического подхода по управлению химическими веществами в Кыргызской Республике

    Документ
    Химические вещества, включая пестициды, промышленные химические вещества и химические вещества потребительского назначения все более интенсивно используются в промышленном, сельскохозяйственном и потребительском секторах общества.
  6. Отчет одеятельности Международной организации «экосан» в 2007 годУ

    Содержательный отчет
    Деятельность Международной организации «ЭКОСАН» в 2007 году была направлена на реализацию Уставных задач: снижение влияния негативных экологических факторов на здоровье населения, формирование экологической культуры у широких слоев
  7. Доклад о работе восьмого совещания конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии

    Доклад
    ПУНКТ 20 ПОВЕСТКИ ДНЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ И ЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА, ВКЛЮЧАЯ ЦЕЛЬ, НАМЕЧЕННУЮ НА 2010 ГОД, И ВКЛАД КОНВЕНЦИИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ 57
  8. Аналитическая справка по реализации План а мероприятий на 2007-2009 годы по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. Экологизация законодательства

    Закон
    По пункту 1. Проведение анализа, систематизация и совершенствование законодательства и разработка нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
  9. Проект (8)

    Документ
    Среди основных экологических проблем современности сокращение биоразнообразия занимает особое место. Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать

Другие похожие документы..