Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Федеральное Агентство по здравоохранению и социальному развитию

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра Отечественной истории, политологии, экономики

С.Х.Кидагазова

Политология

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного,

педиатрического и стоматологического факультетов

Ставрополь 2007

ББК 66 Я 73

П 50

Политология. Учебное пособие. Ставрополь, изд.: СГМА,

2007, с. 282.

Составитель доцент С.Х.Кидагазова

Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь. К каждой теме, к материалам дискуссий, рефератов, докладов подобран обширный библиографический список.

Пособие предназначено для студентов медицинских вузов.

ББК 66 Я 73

П 50

Рецензент: Духина Т.Н., доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой политологии и социологии СГАУ.

Рекомендовано к изданию Советом по гуманитарному образованию СГМА.

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Важнейшей сферой современного общества является политика. Она воздей­ствует на все стороны общественного развития, жизнь каждого человека, взаи­моотношения людей на разных уровнях. Человек должен понимать политику и для того, чтобы регулировать свое социальное поведение. Понимание политики может быть обыденным или научным. Ее осмыслением на научном уровне за­нимается политология.

Учебно-методическое пособие включает в себя основные темы учебного курса современной политологии. В пособии отражены такие проблемы как история политической науки, история развития политической мысли, рассматриваются проблемы по­литического транзита, формирования политической культуры XXI века, совре­менные политические технологии, роль политических элит и лидеров в общест­ве, проблемы политической модернизации.

Данное пособие призвано дать студенту определенную сумму знаний, по­грузить в мир политики, способствовать не только расширению гуманитарных знаний, но и развитию политического мышления.

Пособие содержит таблицы и схемы, иллюстрирующие излагаемый матери­ал, контрольные задания, тесты для самоконтроля, проблемные вопросы, мате­риалы для дискуссии, словарь наиболее употребляемых политологических тер­минов, персоналии, обучающие игры, тематику докладов и рефератов, темы для самостоятельного изучения, которые потребуют от студентов определенных интеллектуальных усилий, помогут в усвоении теоретического материала, получении новых знаний по курсу.

При подготовке данного пособия использована следующая литература:

Василик М.А. Политология. Учебное пособие. М., 2005.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003.

Ирхин Ю.В. Политология. Учебник. М., 2006.

Козырев Г.И. Введение в политологию. Учебное пособие для студентов вузов. М., Академические проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2003 г.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005.

Мухаев Р.Т., Земцов А.В. Политология (конспект лекций). – М.: «Книга сервис», 2003.

Политология. Учебник. / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. М., Изд-во «Экзамен», 2006 г.

Политология. Учебное пособие. / Под общей редакцией д-ра ист. наук, проф. А.Н. Мячина. – Спб. «Издательский дом Герда», 2003 г.

Политология. Учебное пособие. / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. Спб. Питер. 2005 г.

Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов. / Под ред М.А. Василика. М., Гардарики, 1999.

Кравченко А.И. Политология: Учеб. – М: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006.

Курс политологии. Учебное пособие. / Под ред. А.С.Фетисова. – М: ОАО Издательство «Медицина», 2004.

ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ«ПОЛИТОЛОГИЯ»

Программа дисциплины «Политология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования по направлению «Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины с учетом рекомендаций Минис­терства образования РФ по дисциплине «Политология».

I. Организационно-методическийраздел.

Основнаяцельизучениядисциплины.

Основной задачей изучения дисциплины является повышение общей и политической культуры студентов, формирование у них целостного представления о политической сфере общества, о развитии политиче­ских процессов и политической науки, что, в свою очередь, должно развить умение самостоятельно мыслить и оценивать политические реалии современного мира.

Этопредполагаетрешениеследующихзадач:

  • изучение основ политической теории, главных направлений раз­вития политической науки;

  • овладение понятийным аппаратом и ознакомление с основными методами политологии;

  • раскрытие способов соединения институциональных и социо­культурных аспектов политики, функционально-прагматического и ценностного измерения политической науки, что должно показать значимость моральных норм в политической сфере, призванных защитить чело­века от жестких политических технологий;

  • показать возможности соединения политической теории и прак­тики, раскрыть прикладную роль политического знания, не только объясняющего политические реалии, но и обеспечивающего актив­ную практическую вовлеченность человека в реальный политический процесс;

  • развить научный стиль мышления, навыки политологического анализа складывающихся политических ситуаций, прогнозирования политических процессов, умение вести дискуссии, диалоги, споры на политические темы.

Местодисциплинывпрофессиональной

подготовкеспециалистов.

Программа курса разработана для студентов, изучающих общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины, которые станут органичными составными частями структуры их будущей професси­ональной деятельности. Знания по политологии помогут формирова­нию у них целостного представления о политической жизни совре­менного общества, о роли и значении государства, политических партий, общественно-политических организаций и гражданского об­щества в политической жизни. Все это призвано сформировать у сту­дентов активную политическую позицию и способствовать их созна­тельной вовлеченности в современный политический процесс.

Требованиякуровнюосвоениясодержаниядисциплины.

Прослушав курс политологии студент должен знать:

  • роль и значение политики в развитии современного общества, в формировании общественного мнения.

  • основные понятия политической науки, главные методы полити­ческих исследований, роль и место политологии в системе обществен­ных наук;

  • взаимоотношение гражданского общества и государства, социо­логические основы политической жизни, механизмы реализации групповых интересов в политике;

  • институциональные и внеинституциональные формы политичес­кой жизни, функции и особенности политической власти, основные разновидности современных политических систем и режимов, специ­фику административно-государственного устройства РФ;

  • нормы политической этики, права и свободы человека и гражда­нина, особенности политических культур современных цивилизаций, основные черты российской политической культуры;

  • иметь навыки работы с основными политологическими источниками, трудами политологов, и что, особенно важно, с политологической литературой в Интернете;

  • разбираться в особенностях международной политической жизни, геополитике, месте и задачах России в мировой политике и глобализационных процессах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Объект, предмет и метод политической науки.

Предмет политологии. Содержание мира политики. Структура и функции политики. Политология как наука о политике, власти, поли­тических системах и процессах. Место политологии в системе совре­менного общественного знания. Соотношение политологии с филосо­фией, историей, экономической теорией, социологией, теорией госу­дарства и права, другими отраслями знаний. Комплексный характер политологии. Основные этапы развития политической науки. Полито­логия в современной России: основные задачи, пути развития и пер­спективы.

Методические основы и функции политологии. Фундаментальный и прикладной аспекты поли­тологии. Природа политического знания. Основные политические за­кономерности. Методы политологии: институциональный, сравнительный, антропологический, социологический и др. Политология и мировоззрение. Политология и культура. Политизация общества и воз­растание роли политологии.

Основные парадигмы и школы политологии. Природа парадигмати­ческого мышления. Теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая парадигмы. Основные доктрины и направ­ления современной зарубежной политологии. Американская, европей­ская, российская и др. политологические школы.

Политология как учебная дисциплина. Институциализация полито­логии как учебной дисциплины в России. Место дисциплины «Поли­тология» в системе гуманитарного и социально-экономического образования. Профессиональная деятельность и политика. Политическая культура современного специалиста. Политология в системе профессиональной подготовки специалиста.

Тема 2. История политических учений.

Политическая мысль классической древности и средневековья. По­литико-правовые взгляды Конфуция. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона. Классификация политических ре­жимов Аристотеля. Функции государства в «Политике» Аристотеля.

Христианская политическая доктрина (Августин Блаженный «О гра­де Божьем»). Разграничение морально-религиозной и политической сфер, функции церкви и государства. Политическая философия Фомы Аквинского.

Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени. Пере­ход от религиозной к светской политической теории. Республиканские взгляды Н. Макиавелли. Зарождение теории государственного сувере­нитета в учении Ж. Бодэна. Т. Гоббс об общественном договоре. Учение Монтескье о разделении властей. Политические идеи Джефферсона., А. Токвиля., Сен-Симона, Ш. Фурье.

Тема 3. Российская политическая традиция: истоки,

социокультурные основания, историческая динамика.

Особенности политического развития, государственности., полити­ческих традиций и политической мысли в России. Основные факторы, определяющие специфику государственности, политических традиций, реформ и политической мысли в России: геополитическое положение, социально-экономические условия, крестьянская община, социокультурные традиции, характер власти, правовое положение личности, состояние политической культуры.

Основные вехи и периоды развития политической мысли в России. Первые политико-нравственные трактаты на Руси: Илларион. Влади­мир Мономах, Даниил Затонский. Проблемы власти и государства в политических учениях 15-17 веков. Политические идеи русского Про­свещения. Зарождение революционно-демократических традиций в русской политической мысли. Политическая мысль в России в 19-20 веках: особенности и основные направления. Истоки русской либе­ральной традиции (М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П. И. Пестель).

Полемика 30-40 годов о судьбе политического развития России: сла­вянофилы и западники. Демократические традиции освободительной мысли России 30-40-х годов. Ленинский этап в развитии политической мысли.

Тема 4. Политическая власть.

Политическая власть: сущность, структура, функции. Происхож­дение власти, ее сущность. Концепции власти. Структура власти: субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции власти. Основания власти. Политическая власть.

Механизм осуществления политической власти. Горизонтальная и вертикальная структура политической власти в обществе. Общенацио­нальный (центральный), региональный и местный уровни политиче­ской власти, формы взаимоотношения между ними. Принцип разделе­ния властей.

Эффективность и легитимность власти. Критерии эффективности власти. Легитимность и легальность политической власти. Типы леги­тимного господства по М. Веберу (традиционное, харизматическое, легальное).

Тема 5. Политическая элита.

Понятие политической элиты, ее отличие от других типов элит — ад­министративной, военной, духовной, экономической. Политическая элита и ее роль в обществе. Типы политических элит. Структура и функции политической элиты. Проблема ротации политических элит. Политическая этика и ее роль в регулировании политических процес­сов. Мораль и политика: проблема взаимодействия. Моральная ди­лемма в политике.

Тема 6. Политическое лидерство.

Особенности политического лидерства. Политическое лидерство как призвание и профессия. Лидер как мастер политического единоборст­ва. Теория политического лидерства М. Вебера и ее значение. Совре­менные теории лидерства, основные типы политических лидеров. По­литический имидж лидера, пути и средства его формирования. Политическая имиджелогия и перспективы ее развития. Институт политического лидерства в условиях демократии. Политическое ли­дерство в современной России.

  1. Тематический план лекций по патофизиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов

    Учебно-тематический план
    Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных ученых: И.И. Мечникова, В.В. Пашутина, И.П. Павлова, А.А. Богомольца, Н.Н. Аничкова, А.Д. Сперанского, И.
  2. Философия Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения Казань 2008 ббк 87 удк 101 Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета (1)

    Учебно-методическое пособие
    Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008.
  3. Философия Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения Казань 2008 ббк 87 удк 101 Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета (2)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное пособие содержит рабочую программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля
  4. Отчёт научно-исследовательской и организационно-методической деятельности белорусского государственного медицинского университета

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Белорусского государственного медицинского университета в 2008 году соответствовали профилю подготовки врачей на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом и военно-медицинском
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  6. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  8. Учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов Оренбург 2012 год

    Учебное пособие
    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития России
  9. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.

Другие похожие документы..