Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

Тест № 5

1. У человека хромосом:

А) 36; Б) 38; В) 46; Г) 48

2. Естественный отбор по Дарвину - это

А) случайный отбор признаков в каждом организме; Б) сохранение и передача полезных признаков следующим поколения; В) изменение организмов под влиянием внешней среды; Г) процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других.

3. Примером хищничества являются взаимоотношения

А) божьей коровки и тлей; Б) рыжих муравьев и тлей; В) муравьев и божьей коровки; Г) рыжего и черного тараканов

4.Эволюция - это:

A) представление об изменении и превращении организмов; Б) объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;

B) необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы; Г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов

5. Биоэлементами называют химические элементы

А) входящие в состав живой и неживой природы; Б) участвующие в жизнедеятельности клетки; В) входящие в состав неорганических молекул Г) являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки

6.Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о:

А) происхождении живого из неживой природы; Б) едином происхождении живого; В) способности всех клеток к фотосинтезу; Г) сходных процессах обмена веществ

7. Аллельные гены - это гены:

А) определяющие развитие комплекса признаков Б) отвечающие за развитие одного признака; В) расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологических хромосом и отвечающие за развитие одного признака; Г) гены, подавляющие проявление рецессивного гена

8. Симбиотическиая гипотеза возникновения эукариот утверждает, что путем симбиоза подвижных эукарит с фотосинтезирующими организмами возникла:

А) первая животная клетка Б) первая растительная клетка; В) прокариотическая клетка; Г) многоклеточный организм

9. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

А) абиотического Б) биотического В) антропогенного

Г) вообще не экологического

10. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательных для другого партнера, называется:

А) комменсализмом Б) мутуализмом В) протокооперацией Г) нейтрализмом

11. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

А) 1% Б) 5% В) 10% Г) 15%

12. Транспирация - это

А) испарение воды с поверхности океанов; Б) биологическое испарение воды растениями; В) образование органических веществ; Г) круговорот биогенных элементов

13. Рациональное питание предусматривает:

A) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах; Б) предпочтение более калорийной пищи; B) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания; Г) учет возраста, деятельности и состояния здоровья; Д) регулярный прием пищи в определенное время.

Билеты

Билет № 1

1. Какая взаимосвязь существует между экологией, биогеографией и биохимией?

2. О чем свидетельствует термины "холодоустойчивые" и "теплолюбивые" организмы?

3. Оказывают ли какое-либо влияние на обитателей водоемов кислотные дожди?

4. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие организма - вплоть до вымирания? Покажите это на примере.

5. Почему плотность популяции не может расти бесконечно?

6. Перечислите свойства общие для организма и популяции.

7. Могут ли биогеоценозы эволюционировать и в какую сторону?

8. Опишите на любом примере отношения, в котором находятся домашние животные.

9. Какое значение имеет круговорот веществ в природе?

10.Какое питание можно считать рациональным?

11.Почему каждой семье необходимо иметь родословное дерево?

12. Можно ли представить себе существование биосферы без геосферы?

Какое влияние оказывает биосфера на геосферу?

Билет № 2

1. Каким образом живые организмы влияют на круговорот воды и других веществ в природе?

2. Поясните каким образом может проявиться ограничивающее взаимодействие абиотических факторов среды.

3. Какие нарушение могут возникнуть в жизнедеятельности клеток или любого организма в результате уменьшения, а затем прекращения поступления воды в них?

4. Какие экологические свойства птиц можно определить по форме клюва? По форме лап? По форме крыльев? Почему крупным животным требуется большее количество энергии, чем мелким?

5. Почему колебания численности хищников несколько отстают от колебаний численности жертв?

6. Какими биологическими свойствами определяется в популяции рождаемость и смертность?

7. Почему лес способствует смягчению климата?

8. Почему самоочищение системы является ее важнейшим свойством?

9. Что может вызвать нарушение круговорота вещества в природе?

10. Почему условия в сельской местности более благоприятны для здоровья человека, чем в крупных городах?

11. Какое влияние на жизнедеятельность человека оказывает солнечное

излучение и каким образом оно воспринимается человеком?

12. В чем заключается главная функция биосферы?

Билет № 3

1. Охарактеризуйте те особые социальные потребности, реализация которых поддерживает жизнедеятельность общества и его целостность

2. Почему энергия течет в одном направлении, а вещество "вращается" на месте?

3. Чем объясняется многообразие классификаций экологических факторов?

4. Какова роль кислорода в жизнедеятельности обитателей различных глубин?

5. Почему затраты энергии зависят от характера питания?

6. Каковы природные механизмы регулирования численности популяций?

7. В чем заключается явление регулирование численности популяций?

8. Какова роль редуцентов в биоценозе?

9. Почему тропических лес гораздо богаче видами, чем леса других природных зон?

10. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми в настоящее время?

11. Почему изучение адаптивных возможностей человека имеет важное практическое значение?

12. Почему природные факторы определяют биологические часы? Что такое динамическое равновесие? При каких условиях оно может длительно поддерживаться в социоэкосистемах?

Билет № 4

1. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?

2. Приведите примеры растений и животных, которые приспособились в процессе естественного отбора к неблагоприятным условиям засушливости.

3. Почему естественный радиационный фон Земли не представляет большой опасности для жизни?

4. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс?

5. Объясните причины неудачи химической стратегии регулирования численности популяций?

6. Какими свойствами обладает популяция?

7. Какой фактор является лимитирующим длину пищевой цепи?

8. В чем опасность разрушения природных систем для человека?

9. В чем заключается главная функция биосферы?

10. Что такое индустриальная пустыня? Какие виды индустриальных пустынь вы знаете?

11. Чем отличаются условия жизни человека в условиях высокогорья и в тропическом лесу?

12. Какая связь между ограниченностью пространства Земли и обострением современной экологической ситуации?

Билет № 5

1. Приведите примеры изменения климата или отдельных климатических условий под влиянием жизнедеятельности самых различных организмов, видов, популяций.

2. В жаркое время года многие животные (грызуны, черепахи) впадают в спячку, а некоторые, например, африканская рыба протоптер - в анабиоз. С чем это связано?

3. Какое экологическое значение имеет такое приспособление как разновременность созревания семян и плодов у растений?

4. К какому виду организации живого относится особь?

5. Назовите проблемы, возникающие при попытке регулировать численность популяции.

6. Что называют демографическми характеристиками популяции?

7. В результате уничтожения воробьев падает урожай зерновых. Как это объяснить?

8. Почему кислотные дожди являются для многих регионов нашей планеты экологической проблемой?

9. Где и чем определены границы биосферы?

10. В чем экологический вред применения химических средств для борьбы с сорняками? Почему он приводит к экономическому ущербу?

11. Почему общественность выступает против уничтожения тропических лесов?

12. Какое общество и когда может столкнуться с экологическими проблемами?

2.2 Материалы итогового контроля

Далее приводится примерные варианты итогового тестового экзамена по дисциплине экология

2011-2012

учебный год

Экология

Кафедра «Техносферная безопасность»

Билет № 1

1. Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют

а) условиями среды; б) абиотическими факторами; в) биотическими факторами; г) антропогенными факторами.

2. Одной из существенных особенностей наземно-воздушной среды

является

а) возможность перемещения в трех измерениях; б) быстрая циркуляция воздуха; в) наличие капельножидкой влаги; г) действие геомагнитных полей.

3. Рыхлый, тонкий органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется

а) субстратом; б) грунтом; в) перегноем; г) почвой.

4. Водная среда пополняется кислородом за счет:

а) химических реакций; б) дыхания зоопланктона; в) разложения органики; г) фотосинтеза водорослей.

5. Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют

а) симбиозом; б) паразитизмом; в) анабиозом; г) аменсализмом.

6. Цикличность факторов внешней среды обусловлена в первую очередь

а) вращением Земли вокруг Солнца; б) передвижением воздушных масс; в) направлением океанических течений; г) количеством атмосферной влаги.

7. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенез; б) конвергенция; в) анабиоза; г) адаптации.

8. Локальные модификации климата, которые складываются в приземном слое воздуха благодаря наличию растительного покрова. Называют

а) средой; б) фактором; в) погодой; г) микроклиматом.

9. Способность видов к увеличению численности в геометрической пропорции основана на таком фундаментальном свойстве живой материи,

а) наследственность; б) изменчивость; в) самовоспроизведение;

г) саморегуляция.

10. Компоненты и явления неживой природы, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы, называют

а) модифицирующими факторами; б) абиотическими факторами; в) антропогенными факторами; г) биотическими факторами.

11. Совокупность организмов одного вида на определенной территории

называют:

а) экосистемой; б) популяцией; в) ареалом; г) биоценозом.

12. Структуру популяции не отражает:

а) соотношение размеров особей; б) местонахождение особей; в) общая численность особей; г) соотношение мужских и женских особей.

13. Показателем демографической структуры популяции считают:

a) соотношение женских и мужских особей, б) отношения между особями разных поколений; в) расположение особей по индивидуальным участкам; г) дальность и продолжительность индивидуальных миграций.

14. Характеристику процессов изменений основных биологических показателей популяции во времени называют:

а) гомеостазом популяции; б) запасом популяции; в) плотностью популяции; г) динамикой популяции.

15. Биоценозом называют:

а) совокупность организмов и среды обитания. Связанных круговоротов веществ; б) группу совместно живущих организмов одного вида; в) совокупность совместно живущих организмов, принадлежащих к разным видам; г) комплекс ландшафта и почвенно-климатических условии данного места обитания.

16. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование особей становится невозможным, называют:

а) мутуализмом; б) комменсализмом; в) аменсализмом; г) нейтрализмом.

17. Каждая устойчивая экосистема включает следующие составляющие;

а) автотрофы, хемотрофы; б) автотрофы и редуценты; в) автотрофы и гетеротрофы; г)гетеротрофы и редуценты.

18. Наименьшая биологическая продуктивность встречается

а) в тропических лecax; б) жарких и холодных пустынях в) поверхностных слоях океанов; г) замкнутых водоемах.

19. Закон убывающего плодородия говорит о том, что:

а) с/х производство ведет к истощению и деградацию почв; б) с/х производство несовместимо с природными экосистемами; в) в природе происходит естественное вырождение почв; г) природные экосистемы истощают почвы.

20. Особую группу городских животных - спутников человека называют: а) антропогенной группой; б) урбонистической группой; в) синатропной группой; г) урбоантропогенной группой.

21. К устойчивым экосистемам из ниже перечисленных относят:

а) дубраву; б) пустошь; в) мелководный водоем; г) болото.

22. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни; б) пространственный размер экосистем; в) стабильный климат; г) географическая широта местности.

23. Живым веществом Земли В.И. Вернадский называл всю массу:

а) живых организмов всех видов; б) растений и животных всех видов; в) наземных и почвенных животных; г) живых организмов всех видов кроме бактерий и грибов.

24. Способность к размножению - важнейшее свойство живого вещества биосферы. Особенно быстро размножаются:

а) грибы; б) насекомые; в) бактерии; г) плоские черви.

25. Сток в реки и моря с поверхности суши уменьшился вследствие появления на Земле:

а) костных 4 рыб; б) наземных растений и почвы; в) водных млекопитающих; г) позвоночных животных.

26. Большая часть углекислого газа современной атмосферы выделяется: а) из почвы в результате дыхания животных; б) в результате дыхания живых существ и сжигания органического топлива; в) в результате сжигания топлива транспортными средствами; в) в результате выделения газа из глубин Земли.

27. Верхние границы распространения жизни ограничены высотой в

а) 5 км; б) 10 км; в) 20 км; г) 40 км.

28. Самым древним почвам на Земли около:

а) 100 - 200 тыс. лет; б) 1 -2 млн. лет; в) 100 - 200 млн. лет; г) более 300

млн. лет.

29. Экологические факторы, одинаково воздействующие на развитие современных природных популяций человека и животных, это:

а) климат, размеры особей, численность особей, пища; б) пища, болезни; в) пища, продолжительность жизни, хищники; г) болезни, климат, размеры ареала.

30. Медицинская экология - это прикладная научная дисциплина, которая изучает:

а) влияние промышленного загрязнения на функционирование различных компонентов экосистем; б) возможности создания безотходных технологий; в) влияние промышленного производства на здоровье человека; г) взаимовлияние природных экосистем и объектов промышленного производства.

31. Охраной природы называется:

а) наука» изучающая различные способы сохранения здорового состояния окружающей природной среды, влияние загрязнений на организм человека; б) система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсов и средовоспроизводящих функций природы и сохранение возобновляемых ресурсов; в) наука, изучающая все виды и формы взаимоотношений человека с окружающей его природной средой, основной целью которой является сохранение многообразия живого мира (видоразнообразия); г) система мероприятий, направленных на восстановление и сохранение нарушенных экосистем.

32. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) высоких концентраций оксидов азота; б) выбросов промышленных предприятий; в) жесткого ультрафиолетового облучения; г) несгоревших частиц топлива.

33. В настоящее время на одного жителя Москвы в сутки расходуется воды около

а) 100 л; б) 200 л; в) 300 л; г) 400 л.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (59)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..