Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

1.8 Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению

В течение второго курса студенты самостоятельно выполняют контрольную работу. Тематика контрольной работы соответствует тематике лекционных и практических занятий. Контрольная работа состоит из двух заданий.

В первой части студенты отвечают на пять качественных вопросов по курсу «Экология». Студенты дают краткие ответы с записью формулировок и основных выводов.

Второе практическое задание выполняется в виде реферата. Содержание, примерный план реферата и литература предлагаются в методических указаниях.

Студенты защищают контрольную работу и это является допуском к экзамену.

1.9 Самостоятельная работа

По каждому из изучаемых разделов предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

• Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

• Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

• Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

• Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках индивидуальных занятий.

Примерный перечень проблемных тем для самостоятельной работы студентов:

1. Уровни организации живой материи

2. Фундаментальные свойства живых систем

3. Экологические факторы и их систематика

4. Классификация факторов среды

5. Влияние на организм абиотических факторов

6. Солнечное излучение, влажность и количество осадков, температура и тепловой режим

7. Внутривидовые факторы

8. Межвидовые факторы

9. Антропогенные факторы 10.Основные среды обитания

11.Биологический вид и популяция

12.Статические характеристики популяции

13.Динамические характеристики популяции

14.Биогелценоз

15.Экологические системы как единство биоценозов и биотопов

16.Компоненты экосистемы

17.Биота

18.Пищевые и энергетические связи

19. Планетарный гидрологический цикл

20.Биомы

21. Геооболочки: атмосфера, гидросфера, литосфера

22.Почва

23.Биосфера - специфическая оболочка Земли

24,Общие закономерности организации биосферы

25.Человек как биологический вид в биосфере

26.Экология человечества

27.Загрязнения природной среды

28.Экологический мониторинг

29.Особо охраняемые территории

30.Земельные ресурсы и охрана земель

31 .Энергетические загрязнения

32.Урбанизация и ее влияние на биоферу.

Кроме этого желающим студентам предлагаются задания в рамках НИРС с последующим докладом о результатах проведённых исследований на научно-практической конференции по вопросам экологии в Казанском филиале МИИТа и на студенческой научной конференции «Актуальные проблемы естествознания» в Нижегородском филиале.

1.10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.10.1 Литература

Основная литература:

1. А.К. Бродский. Общая экология: учебник для студентов ВУЗов. 5-е изд. перераб и доп. – М., Академия, 2010

2. Ю.И. Куклев. Физическая экология. 3-е изд. доп. – М., Высшая школа, 2008

3. И.В. Семенова. Промышленная экология: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., Академия, 2009

4. Э.В. Гирусов. Экология и экономика природопользования: учебник . 4-е изд. перераб. и доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2011

Дополнительная литература:

1. И. А. Шилов Экология, М., Высшая школа, 1997

2. Н. Ф. Реймерс Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы, М., Россия молодая. 1994

3. А. С. Степановских Общая экология, М., ЮНИТИ, 2000

4. Н. М. Мамедов, Н. Т. Суравегина Экология М., Школа-Пресс, 1996

5. В. А. Радкевич Экология, Минск, «Высшая школа», 1998

6. С. Н. Боголюбов Экология, М. Знание, 1997

7. А. К. Бродский Краткий курс общей экологии, СПб., ДЕАН, 2000

8. А. Г. Карташев Введение в экологию, Томск, 1998

9. В. Н. Киселев Основы экологии, Минск «Университетская», 2000

10. В. Ф. Панин. А. И. Сечин, В. Д. Федосеева Экология для инженера, М, издательский дом «Ноосфера», 2000

11. Ю. В. Новиков Экология, окружающая среда и человек М., ФАИР-ПРЕСС,2000

12. В. Ф. Протасов Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., Финансы и статистика, 2000

13. В. А. Протасов, А. В. Груздов, Л. Ф. Юдина. Г. А. Никитина, О. Д Минц Охрана окружающей среды, М.,МИКХ и С. 1997

14. В. И. Коробкин, Л. В. Переделъский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2000

15. Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина. О. П. Мелехова Экология, М. Дрофа, 2004

16. Познавательная энциклопедия ЭКОЛОГИЯ, Смоленск, «Русич», 1998

17. Ф. Корте Экологическая химия. Основы и концепции, М., Мир, 1997

18. Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных Экология и экономика природопользования, М., "Закон и право", издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.

19. Р. Энос, С. Э. Бейли Биология окружающей среды. Проблемы и решения, М., Колос, 1997

20. В. Алексеев, Н. В. Гуздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гушина Практикум по экологии. Учебное пособие, Москва АО МДС, 1996

21. В. Добровольский Основы биогеохимии, М. Высшая школа, 1998

22. Н. Ласточкин Геоэкология ландшафта, СПб, Изд-во С.-Пб. ун-та, 1995

23. А. П. Пехов Биология с основами экологии, СПб, Изд-во «Лань, 2000

24. В. И. Белоницкая, Г. В. Козьмин, Б. И. Сынзыныс Экосистемы. Обнинск, ИАТЭ, 1998

25. В. И. Кормилицын. М. Г. Лысков Системный анализ влияния хозяйственной деятельности на экосистемы, М., Изд-во МЭИ. 1998

26. В. И. Кормилицын Экосистемы и их компоненты, М., Изд-во МЭИ, 1996

27. 3. Брем, И. Мейнке Биология. Справочник школьника и студента, М., «Дрофа», 2000

28 Н. А. Воронков Основы обшей экологии, М., «Агар», 1999

29 Т. А. Демина Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М., Аспект-пресс, 1998

1.10.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

В учебном процессе для освоения дисциплины используются следующие технические средства:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (на лекциях, для самоконтроля знаний студентов, для обеспечения студентов методическими рекомендациями в электронной форме);

- приборы и оборудование учебного назначения (при выполнении лабораторных работ, исследований в рамках НИРС);

- пакет прикладных обучающих программ (для самоподготовки и самотестирования);

- видео- аудиовизуальные средства обучения (интерактивные доски, видеопроекторы);

- электронная библиотека курса (библиотека методических указаний в аудиториях для выполнения лабораторных работ: доступ свободный).

Ресурсы Интернет

1. - информационно-экологический портал.

2. .ua - сайт научно-просветительского центра «Экология. Наука. Техника».

3. - портал Информационного Центра Правительства Москвы, раздел «Экология».

4. www.ibooks.ru - Экология. 7-е издание. Учебник для ВУЗов. Шилов И.А., 2011.

5. . www.ibooks.ru - Экология. Учебное пособие для ВУЗов. Тотай А.В., 2011.

1.10.3 Методические указания студентам

1. Климова Т.Ф., Климова Д.В Экология. Рабочая программа и задание на контрольную работу для студентов 2 курса, М., РГОТУПС, 2005 с. 76

2. Климова Т.Ф., Климова Д. В. Экология. Методические указания для выполнения практических и лабораторных работ для студентов 2 курса, М, РГОТУПС, 2002

1.10.4 Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала; -возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью

активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и Госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из трёх - четырёх вопросов;

- предоставление студентам четыре - пять дней для подготовки к семинару; -предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

2 МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе проведения занятий осуществляется текущий контроль знаний студентов. На каждом лабораторном и практическом занятии фиксируются результаты самостоятельную работу в лаборатории, за работу у доски и за контрольную работу.

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации строго соответствует Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в университете.

По итогам промежуточной аттестации формируется общий балл, который учитывается при приёме экзамена.

2.1 Материалы промежуточного контроля

Для промежуточного контроля знаний студентам предлагаются в рамках самостоятельной работы студентам предлагаются тесты в системе КОСМОС и вопросы. Ниже приводится примеры материалов, используемых для промежуточного контроля знаний в рамках самостоятельной работы студентов.

Тесты

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (59)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..