Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

2011-2012

учебный год

Экология

Зав.кафедрой

«Техносферная безопасность»

В.А. Аксенов

Билет № 18

1. Компоненты и явления неживой природы, неорганической природы. прямо или косвенно воздействующие на живые организмы, называют

а) модифицирующими факторами; б) абиотическими факторами; в) антропогенными факторами; г) биотическими факторами.

2. Растения, которые регулярно испытывают кратковременное повышение температуры до нескольких сотен градусов (пожары), относят к экологической группе:

а) ксерофитов; б) мезофитов; в) пирофитов; г) гелиофитов.

3. Растения, которые обитают в жарких сухих местах. Избегают перегрева благодаря:

а) развитой корневой системе; б) плодоношению в прохладный сезон;

в) плодам, защищенным толстым покровом; г) глянцевой поверхности листьев.

4. Разнообразие условий обитания внутри организма зависит от:

а) продолжительность жизни океана; б) степени дифференциации тела хозяина; в) сложности жизненного цикла паразита; г) особенностей строения паразита.

5. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов заключается в;

а) прекращении роста; б) накоплении Сахаров; в) синтезе жиров;

г) денатурации белков.

6. К экологической группе псаммофитов, то есть растений песчаных местообитаний, относят:

а) клен остролистый; б) тимофеевку песчаную в) зеленчук желтый; г) щитовник мужской.

7. К экологической группе мезофиллов, то есть животных, которые предпочитают среднее увлажнение воздуха и почвы, относят:

а) майского хруща; б) стрекозу четырехпятнистую; в) водяного скорпиона; г) ручейника.

8. Кислые почвы характерны для экосистем:

а) березняка; б) ельника; в) пойменного луга; г) суходольного луга.

9. Глубокий снежный покров существенно затрудняет передвижение

а) бурых медведей; б) лис; в) тетеревов; г) полевок.

10. Явление замора, то есть массовой гибели гидробионтов, вызывается:

а) нехваткой пищи; б) недостатком кислорода; в) отсутствием света;

г) наличием паразитов.

11. Совокупность растений, животных и микроорганизмов, совместно населяющих относительно однородное пространство, называют:

а) экосистемой; б) биосферой; в) биоценозом; в) популяцией.

12. В ельнике - черничнике чаще других встречаются:

а) мухоловка - пеструшка и сойка; б) кабан и росомаха; в) пеночка -теньковка и синичка - гаичка: г) синица - лазоревка и желудевый долгоносик.

13. Трофические связи в биоценозе возникают, когда особи одного вида:

а) создают среду обитания для особей другого вида; б) изменяют условия обитания особей другого вида: в) питаются живыми особями другого вида: г) участвуют в распространении другого вида.

14. Биотические связи, основанные на участие одного вида в

распространении особей другого вида, называют;

а) фабрическими; б) трофическими; в) топическими; г) форическими.

15. Биотические связи, осуществляемые через непосредственное влияние особей одного вида на особи другого вида, называют:

а) косвенными; б) прямыми; в) жесткими; г) смягченными.

16. Наименьшим ежегодным приростом биомассы обладает такая экосистема, как:

а) березовая роща; б) дубрава; в) лесотундра; г) арктическая тундра.

17. Для обеспечения круговорота веществ в экосистемах необходимо наличие таких составляющих, как

а) энергия ветра и воды; б) биогенные элементы; в) продуценты, консументы, редуценты, биогенные элементы; г) продуценты, солнечная энергия и внутренняя энергия Земли.

18. В какой из ниже перечисленных экосистем степень продуктивности (образование сухого органического вещества в г сутки на 1 м2) может достигать максимального значения (25 г):

а) пашня, горные леса; б) степи, леса умеренного пояса; в) поля орошения, коралловые рифы; г) таежные леса и лесотундра

19. Цепи разложения могут начинаться с

а) паразитических организмов; б) сапротрофных организмов; в) помета животных; г) различных консументов.

20. Продукцию различных автотрофом называют:

а) вторичной; б) первичной; в) главной; г) основной.

21. В.И. Вернадский выделял три формы вещества на Земле:

а) косное, некосное и воду; б) биокосное (живое) органическое и воду; в) (живое) органическое, почва и вода; г) косное, биокосное и (живое) органическое.

22. Непосредственными предшественниками создания учения В. И. Вернадского о биосфере были:

а) Ж. Кювье. Р. Оуэн. В.О. Ковалевский; б) Ж.Б. Ламарк. В.В. Докучаев. М.М. Бутыко: в) В. В. Докучаев, В. н. Сукачев; г) А.А. Григорьев, А. Тенсли.

23. Преобладающими горными породами земной коры и газами атмосферы являются:

а) карбонаты, пески и кислород; б) мраморы, известняки и углекислый газ; в) базальты, граниты и азот; г) граниты, карбонаты и азот.

24. Весь кислород атмосферы накопился за счет:

а) почвенный существ; б) химических процессов в недрах Земли; в) фотосинтеза; г) водных животных.

25. Важными свойствами живого вещества планеты является:

а) накопление и перераспределение вещества на Земле; б) излучение тепла (энергии): б) излучение тепла (энергии); в) поглощение тепла и воды; г) уничтожение ресурсов Земли.

26. Темпы прироста населения и темпы прироста экономики в государствах южного региона Земли:

а) примерно одинаковы; б) темпы прироста населения обгоняют темпы прироста экономики; в) темпы прироста населения стали отставать от роста экономики; г) темпы прироста населения резко снизились по сравнению с ростом экономики.

27. Лейкемия - заболевание, вызываемое действием ионизирующего излучения, сопровождается:

а) почечно - каменной болезнью; б) отеком легких и поражением трахей: в) образованием тромбов; г) нарушением образования клеток крови.

28. Болезнь Минамата, приводящая к глухоте, параличу и смерти людей,

вызывается:

а) повышенным содержанием в пищи кобальта; б) повышенным

содержанием в пищи ртути; в) нехваткой микроэлементов; г) избытком магния, натрия и меди.

2011-2012

учебный год

Экология

Зав.кафедрой

«Техносферная безопасность»

В.А. Аксенов

Билет № 19

1. Главной характеристикой любой популяции является:

а) рождаемость; б) смертность; в) численность; г) плотность.

2. «Пирамида возрастов» позволяет наглядно представить:

а) взаимосвязи между особями одной популяции; б) конкурентные отношения по поводу пищи; в) распределение особей в биотопе; г) соотношение возрастных групп в популяции.

3. Регуляция численности популяций растений в пределах емкости среды обеспечивается посредством:

а) пастбищных животных; б) температурных условий; в) самоизрежевания; г) антропогенного воздействия.

4. Основы учения о популяции заложил выдающийся ученый: а) Ч. Элтон; б) Э. Геккель; в) А. Тенсли; г) Ч. Дарвин.

5. Ослабление регулярных связей в биоценозе приводит к:

а) увеличению емкости среды; б) многократному изменению численности популяций; в) снижению биотического потенциала; г) повышению сопротивляемости факторам среды.

6. Малочисленные и редкие виды служат в биоценозах:

а) функциональным ядром; б) резервом устойчивости; в) формообразующим элементом; г) фактором нестабильности.

7. Выпадение из состава биоценоза основных видов -средообразователей приводит к:

а) усложнению структуры; б) снижению продуктивности; в) смене биоценоза; г) повышению устойчивости.

8. Трофические связи в биоценозе возникают, когда особи одного вида:

а) участвуют в распространении другого вида; б) изменяют условия обитания особей другого вида; г) создают среду обитания для особей другого вида.

9. На каждый последующий этап пищевой цепи передается примерно:

а) 10% энергии; б) 20% энергии в) 30 % энергии; г) 40% энергии

10. Концентрации ядохимикатов, радионуклидов передаются и усиливаются в цепях питания от:

а) зоофагов к фитофагам; б) любых консументов к продуцентам; в) продуцентов к консументам 1-го порядка., а затем консумеитам 2-го порядка: г) консумент ов 2-го порядка к консументам 1-го порядка и потом продуцентам.

11. Агроценозы отличаются от естественных биоценозов тем, что

а) растения в агроценозах всегда низкорослые и болезненные; б) постоянно нуждаются в дополнительных затратах энергии, в) в

агроценозах очень низкая плотность популяций консументов; г) в естественных экосистемах меньшее видовое разнообразии живых

организмов.

12. Каждая последующая стадия естественной сукцессии по продолжительности:

а) длиннее предыдущей; б) короче предыдущей; в) остается на прежнем уровне; г) лишь немного короче предыдущей.

13. Многообразие форм жизни на Земле обеспечивает устойчивость экосистем. Самый многочисленный и по числу особей и по видовому разнообразию из приведенных ниже класс:

а) пауков; б) ракообразных; в) брюхоногих моллюсков; г) насекомых.

14. В настоящее время учеными открыто уже:

а) около 100 тыс, насекомых; б) более 500 тыс. насекомых; в) более 1 млн. насекомых; г) около 1 млн. насекомых.

15. Процесс восстановления темнохвойной тайги после пожара и появления светолюбивых видов деревьев относится к сукцессиям, которые называют

а) линейными; б) неравномерными; в) циклическими; г) быстротечными.

16. Основным энергетическим источником для жизни на Земле являете: а) космическая энергия и энергия воды и ветра; б) солнечная энергия; в) внутренняя энергия Земли; г) энергия самих живых организмов Земли.

17. Биогенные элементы биосферы способны перемещаться не только благодаря силе тяжести, стекая с суши по рекам в моря и океаны, где они концентрируются, но и поступать обратно, например, к верховьям рек, в результате:

а) тектонических подвижек, землетрясений и вулканизма; б) воздушного переноса и благодаря дождям и ураганам; в) функционирования пищевых цепей, благодаря хищным и рыбоядным птицам, а также различным рыбам; г) деятельности различных детритофагов.

18. Развитие живого вещества биосферы заключается в:

а) повышение уровня его организации и степени приспособленности к окружающей среде: б) активном размножении и расселении по планете; в) увеличении численности особей и видового разнообразия; г) увеличение площади, занимаемой живым веществом на планете.

19. Биологический круговорот веществ представляет собой:

а) полностью замкнутый цикл, включающий обмен веществ и энергией;

б) открытый циклический процесс обмена веществом и энергией, обусловленный жизнедеятельностью живых существ планеты; в) обмен энергией и веществом между внутренними слоями земных недр и поверхностью Земли; г) обмен веществом и энергией, осуществляемый исключительно в воздушной среде позвоночными животными.

20. Основными видами взаимодействия живого вещества с окружающей средой:

а) энергетическое. вещественное и информационное; б) электромагнитное, радиационное и химическое; в) молекулярное, генетическое, пространственное: г) микроволновое и пространственное.

21. Практически весь кислород атмосферы накоплен за счет:

а) космических процессов, происходивших за пределами планеты: б) процессов, происходящих в древних горных породах Земли; в) фотосинтеза зеленых растений в прошлые геологические эпохи; г) вулканические выбросы Земли.

22. Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере, созданные живыми организмами, подразделяются на:

а) круговороты газов и садочные круговороты; б) круговороты газов и металлов; в) круговороты растворов и горных пород; г) круговороты органических и неорганических веществ.

23. Многие морские виды накапливают в своих скелетах кальцин, кремний или фосфор и, отмирая, создают на дне морей и океанов большие толщи:

а) вулканических горных пород; б) осадочных органогенных пород; в) метаморфических и магматических органогенных пород; г) таких специальных пород не существует.

24. Заболевание кроветворной ткани. Которое вызывается действием ионизирующего излучения и проявляется в поражении костного мозга и нарушении образования клеток крови, называют: а) ишемией; б) менингитом; в) лейкемией; г) гепатитом.

25. Наиболее чувствителен к загрязнению воздуха человек с а) силикозом; б) аритмией; в) астмой; г) дерматитом.

26. Вещество, способствующее развитию злокачественных новообразовании, называют:

а) онтогенезом; б) канцерогеном; в) филогенезом; г) биогенном.

27. Важным эколого-демографическим показателем является:

а) средний процент заболеваемости жителей; б) средняя продолжительность жизни населения: средний возраст жителей в городах и селах; г) средний возраст вступления в брак.

2011-2012

учебный год

Экология

Зав.кафедрой

«Техносферная безопасность»

В.А. Аксенов

Билет № 20

1. Способность природного окружения обеспечивать нормальную жизнедеятельность (дыхание, питание, размножение и отдых) определенному числу организмов и сообществ без заметного нарушения самого окружения называют:

а) емкостью среды; б) плотностью популяции; в) биотическим потенциалом; г) возрастной пирамидой.

2. Биотические связи, осуществляемые между собой особями двух видов через их влияние на среду обитания, называют:

а) косвенными; б) прямыми; в) жесткими; г) смягченными.

3. Популяцией называют:

а) комплекс ландшафта и почвенно -климатических условий данного места обитания; б) совокупность организмов и среды обитания, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии; в) сообщество совместно живущих организмов разных видов; г) способную к самовоспроизведению совокупность совместно проживающих особей одного вида.

4. Демографическую структуру популяции в первую очередь характеризует:

а) благоприятное для вида сочетание всех факторов; б) состояние возрастных и половых групп; в) конкуренция двух видов из-за объектов питания; г) расположение особей в пространстве.

5. Динамику популяции, при которой ее численность изменяется не более чем в несколько десятков раз, называют:

а) стабильной; б) изменчивой; в) взрывной; г) экспоненциальной.

6. Из состояния перенаселенности численность популяции возвращается к норме в первую очередь благодаря:

а) колебаниям температуры и влажности; б) влиянию непродолжительной и не очень сильной засухи; в) межвидовым и внутривидовым отношениям; г) изменению режима освещенности.

7. Самым существенным результатом трофических взаимосвязей считают:

а) увеличение продуктивности биоценоза; б) расселение видов

пространстве; в) сдерживание роста численности видов; г) изменение среды обитания.

8. К неустойчивым экосистемам из ниже перечисленных относят:

а) дубраву; б) крупное глубоководное озеро; в) тайгу; г) отвалы пустой породы.

9. Если велись разработки какой-либо руды открытым способом, то вернуть земле плодородие можно, используя мероприятия, называемые

а) реструктуризацией; б) репарацией; в) рекультивацией; г) рекапитуляцией.

10 Видовой состав растений в городе может быть значительно увеличен за

счет:

а) интродукции; б) инверсии; в) эпифитов; г) рекультивации.

11. Животные, чей образ жизни связан с человеком, обладают следующими особенностями:

а) большими размерами и яркой окраской, большой скоростью ; размножения; б) небольшими размерами, неброской раскраской, большой скоростью размножения; в) большой агрессивностью, яркой окраской; г) большими размерами и скрытым образом жизни, небольшой скоростью размножения.

12. Под влиянием внутренних факторов сообщество

а) не способно меняться во времени; б) меняется от менее продуктивного к более продуктивному; в) снижает продуктивность; г) в начальный период увеличивается продуктивность, но затем снижает ее (пульсирующая продуктивность)

13.Одним из основных принципов устойчивости экосистем является:

а) устойчивый круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии; б) достаточно большой по площади или объему размер экосистемы; в) разнообразие источников энергии: г) удачное сочетание природно -климатических условий.

14. Закон убывающего плодородия утверждает, что

а) в любой природной экосистеме нарастает со временем истощение почв;

б) сельскохозяйственное производство ведет к истощению и деградации почв; в) чем активнее люди используют удобрения, тем больший вред приносится не только сорнякам, но и культурным формам растений; г) все высказанные здесь положения не являются законом убывающего плодородия.

15. При сравнении многообразия форм жизни и количества особей в

океанах и на континентах оказывается, что

а) органический мир суши более разнообразен в видовом отношении и имеет большее число особей, чем органический мир морей и океанов; б) органический мир морей и океанов более разнообразен в видовом отношении и имеет большее число особей, чем органический мир суши; в) органические миры морей, океанов и континентов не отличаются по разнообразию и почти неотличимы по числу особей; г) органический мир морей и океанов лишь немного более разнообразен по числу видов, чем органический мир континентов, но число особей значительно больше в океанах, чем на континентах.

16. Ежегодно в круговорот веществ поступает много млрд. т растительной продукции как с суши, так из океанов, причем с суши поступает:

а) в два раза больше, чем с океанов: б) в два раза меньше, чем с океанов; в) приблизительно столько же сколько с океанов; г) в десять раз меньше, чем с океанов.

17. Денитрофицирующие бактерии способствуют росту:

а) накопление азота в горных породах: б) выделению азота из почвы в атмосферу: в) накоплению азота в осадочных породах морей и океанов; г) выделению азота из растений и животных.

18. Биогенная миграция элементов осуществляет:

а) образование осадочных горных пород; б) биогеохимический круговорот веществ в природе; в) процесс восстановления нарушенных земель;

г) перенос веществ внутри суши.

19. Нефть, торф, уголь - ископаемые залежи:

а) образованные в результате деятельности бактерий древних геологических эпох; б) образованные из остатков древних растительных организмов, накопивших солнечную энергию; в) неорганических веществ, образованных в прошлые геологические эпохи; г) являющиеся продуктами вулканической деятельности.

20. Максимальная толщина почвенного слоя характерна для следующих почв:

а) бурые почв. 2м; б) серые лесные, 3 м; в) чернозем, более 10 м; г) чернозем, до 6 м.

21. Пионерами освоения сухопутных пространств, принадлежащими к многоклеточным организмам. В давние геологические эпохи были:

а) мхи и водоросли; б) колонии кишечнополостных и тараканы; в) лишайники; г) грибы, губки и кораллы.

22. Основные горные породы земли и металлы, слагающие земную кору:

а) карбонаты, мраморы и алюминий; б) базальты, граниты и алюминий;

в) граниты, гнейсы и железо; г) базальты, граниты и медь.

23. Одними из самых сильных канцерогенов признаны:

а) фторхлоруглеводороды; б) фураны; в) диоксины; г) нитрозамины.

24. Покраснение лица, головная боль, шум в ушах. Повышение кровяного давления, возбужденное состояние наблюдается при повышении содержания углекислого газа во вдыхаемом воздухе до

а) 0,1%; б) 1,0%; в) 4,0%; г) 8,0%.

25. Повышенное содержание отрицательных аэроинов во вдыхаемом воздухе оказывает на человека:

а) стимулирующее действие; б) угнетающее действие; в) нейтральное действие; г) раздражающее действие.

26. Химические элементы, которые оказывают отравляющее действие только после накопления их в организме до определенной концентрации, называют

а) хроническими; б) кумулятивными: в) тиреостатиками; г) консервантами.

27. Область научного знания, объединяющую в единый комплекс гигиену, токсикологию и экологию человека, называют:

а) промышленной экологией; б) медицинской экологией; в) прикладной экологией; г) градостроительной экологией.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (59)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..