Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

1.5 Содержание курса

1. Разделы «Экология - наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе. Жизнь, свойства живого». «Факториальная экология. Классификация экологических факторов». (Темы 2.1-2.3)

- требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, должны освоить понимание экологии как науки о взаимоотношениях человека с биосферой, ознакомиться с методами экологических исследований, получить четкие представления о структуре современной экологии. Иметь понятия о многообразии живого мира и уровнях организации живой материи и фундаментальных свойствах живых систем и царствах растений и животных. Студенты учатся применять полученные знания при решении экологических задач и в лаборатории.

Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают основные понятия факториальной экологии. Знакомятся с классификациями факторов среды и влиянием на организм абиотических факторов. Изучают законы Либиха и Шелфорда, принципом ярусности. Студенты получают представления о влиянии влажности, освещенности, температурного режима на организмы.

Литература: [1- 3, 5, 9, 14, 26].

- виды самостоятельной работы студентов.

1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

2. Разделы «Влияние биотических факторов окружающей среды. Взаимоотношения организмов. Основные среды жизни» (темы 2.4. – 2.5.)

- требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают понятия внутривидовых факторов окружающей среды: внутривидовыми и межвидовыми, получают детальные знания по основным средам жизни: гидросфере, наземно-воздушной среде, почве и живым организмам.

Литература: [1 - 3, 7, 14].

- виды самостоятельной работы студентов:

1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

3. Разделы Демэкология (экология популяций). Синэкология (экология сообществ и экосистем) (Темы 2.6.-2.7)

- требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, усваивают основные понятия экологии популяций, сообществ и экосистем. Знакомятся с понятиями биологического вида и популяций, статическими и динамическими характеристиками популяций, понятием биогеоценоза, компонентами экосистем, пищевыми и энергетическими связями в экосистемах, планетарным гидрологическим циклом и биомами планеты.

Литература: [3, 5-8, 14].

- виды самостоятельной работы студентов:

1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

      1. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

4. Раздел «Биосфера - область существования живого вещества. Общие закономерности организации биосферы» (темы 28.-2.9)

- требования к знаниям и умениям студентов. Студенты на качественно новом уровне, по сравнению со школьным, осваивают основные явления и понятия раздела. Детально разбирают вопросы строения Земли - геооболочки (атмосфера, гидросфера, литосфера), биосферы как специфической оболочки Земли. Разбирают принципы организации биосферы и закономерности ее организации.

Литература: [1-3, 10-14].

- виды самостоятельной работы студентов:

1. Проработка лекционного материала, соответствующих разделов в учебниках.

2. Ответ на качественные вопросы по каждой теме и подготовка к контрольной работе.

3. Проработка методических указаний к лабораторным работам по экологии в процессе подготовки к их выполнению и защите.

4. Обсуждение проблемных вопросов с преподавателями в рамках консультационных индивидуальных занятий.

1.6 Темы практических занятий

Тема 1. «Экология человека и проблемы экоразвития.» (тема 2.10)

Вопросы к теме:

1. Человек как биологический вид в биосфере

2. Экология человечества

3. Место и роль человека в биосфере

4. Техногенные формы воздействия на биосферу

5. Кибернетические свойства биосферы.

6. Исследования Римского клуба

7. Глобальные модели Медоузов.

Литература: [2, 8, 10- 15].

Тема 2 «Пути сохранения биоразнообразия и генофонда планеты»

(тема 2.11)

Вопросы к теме

1. Глобальные экологические проблемы.

2. Загрязнения природной среды

3. Экологический мониторинг

4. Особо охраняемые природные территории

5. Водные ресурсы и охрана вод

6. Земельные ресурсы и охрана земель

7. Проблема утилизации твердых отходов

8.Урбанизация и ее влияние на биосферу

Литература: [2, 8, 10-15].

1.7 Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Лабораторные занятия по дисциплине «Экология» проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения: лабораторного оборудования, образцов для исследований, методических пособий, компьютерных средств обработки результатов измерений.

При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы. воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов.

В ходе проведения работ используются план работы и таблицы до записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты. анализирует полученные данные путем установления их соответствует нормам, сопоставления с известными в литературе данными, а также данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме выводов к работе.

Полный парк лабораторных и практических работ на кафедре содержит порядка 20 работ, ко всем имеются методические указания, изданные в РОАТе. Соответствующий библиографический указатель приведён в Приложении 1, ниже в виде примера дана краткая характеристика типичных работ, выполняемых студентами на втором курсе (в третьем и четвертом семестрах) по 4 лабораторных работы за курс.

№№ и названия

разделов и тем

Цель и содержание

лабораторной работы

Результаты лабораторной

работы

Лабораторная работа № 1 Моделирование круговорота веществ и энергии в биоте - 1

Раздел 7.

Синэкология

(экология сообществ и экосистем)

Тема.

Биогеохимические

функции живого

вещества

Изучение планетарного энергетического цикла

Знакомство с малым биологическим циклом круговорота веществ и

энергии в природе

Лабораторная работа № 2 Моделирование системы «хищник - жертва»

Раздел 7.

Синэкология (экология сообществ и экосистем)

Тема. Биогеохимические

функции живого

вещества

Изучение межвидововой конкуренции

Колебания численности травы, травоядных и

хищников при ограниченной емкости

среды

Лабораторная работа № 3 Внутривидовая борьба за пищевые ресурсы.

Определение

минимального количества

пищи, изменения числа

куколок в зависимости от изменения количества

пиши.

Раздел Демэкология

Тема

Внутривидовые

взаимоотношения.

Изучение внутривидовой

конкуренции гусениц в

условиях ограничения

пищевых ресурсов

Лабораторная работа № 4 Роль различных организмов в круговороте

веществ

Раздел 7.

Синэкология

Тема Биогеохимические функции живого

вещества

Выявление роли различных

видов живых организмов в

круговороте веществ

Расчет отношения

вторично продукции к

потребленному и

усвоенному корму

Лабораторная работа № 5 Адаптация, поведение, эволюция

Раздел 5.

Влияние различных

факторов ОС.

Тема

Температура и

температурный

режим

Интерпретация результатов

двух экспериментов по

измерению частоты

сердечных пульсаций двух

видов наземных улиток при

различных температурах

Установление влияния

температуры на частоту

сердечного ритма

пульсаций у улиток и эффекта акклиматизации

к низкой температуре

Лабораторная работа № 6. Биология питания птенцов куропатки

Раздел 3.

Факториалъная

экология

Тема

Влияние

биотических

факторов на организм.

Сопоставление массы

птенцов и степени их

выживаемости с количеством

растений и членистоногих

поедаемых птенцом

Установление

взаимосвязи между

возрастом птенца и

содержанием

членистоногих в пище

Лабораторная работа № 7 0бонятельная аттракция при гиперпаразитизме

Раздел 4. Влияние

биотических

факторов ОС

Тема

Взаимоотношения

организмов

Анализ данных о степени поражении тли паразитоидом

Установление

зависимости долей тлей,

пораженных паразитоидом на двух

участках в зависимости от плотности популяции

Лабораторная работа № 8 Стратегии пищевого поведения лося

Раздел 4. Влияние

биотических

факторов ОС

Тема

Взаимоотношения

организмов

Ознакомление с теорией

поиска пищевых ресурсов

Расчет минимальной

массы водных и наземных

растений, поедаемых

лосем, чтобы удовлетворить

потребность в натрии

Лабораторная работа № 9 Энергетический баланс морских блюдечек

Раздел 7

Синэкология

Тема

Пищевые и

энергетические цепи

Понимание процессов

переноса энергии в

экосистемах

Расчет энергии,

расходуемой моллюском

на эксрекцию слизи

Лабораторная работа № 10 Круговорот азота в вечнозеленом лесу

Раздел 8

Биосфера - область

существования

живого вещества

Тема

Биосферный биохимический

цикл

Определение максимальной

величины биомассы, массопереноса и содержания

азота в компонентах экосистемы пихтового леса

Расчет максимального

количества азота.

Накопленного каждой

компонентой системы и

проходящей через каждую компоненту

Лабораторная работа № 11 Комплексная борьба с вредителями

Раздел 11

Глобальные

экологические

проблемы

Тема

Загрязнение природной среды

Оценка влияния пестицидов на тлю и личинок божьей

коровки

Определение величины

концентрации

инсектицидов при

котором численность

вредителя снижается на

50% и зависимости

смертности фитофагов и

насекомых - хищников от

концентрации

инсектицидов

Лабораторная работа № 12 Промышленные источники диоксида углерода и его фиксация лесом

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение

природной среды

Определение площади

необходимой для посадок

сосны фиксирующей

суммарное количество

диоксида углерода,

выбрасываемой

предприятием

Расчет количества

диоксида углерода

ежегодно фиксируемого 1 га елового леса

Лабораторная работа № 13 Вынос консервантов с территории лесопильного завода

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение

природной среды

Изучение утечки

консервантов с территории

лесопильного завода

Установление динамики и

распределения

консервантов по профилю

почвы вблизи территории

завода

Лабораторная работа № 14 Загрязнение тяжелыми металлами и устойчивость к ним

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение

природной среды

Изучение загрязнения

тяжелыми металлами устьев

4-х рек

Установление

зависимости

концентрации свинца и

меди в окружающей среде

с содержанием в тканях

червей

Лабораторная работа № 15 Оценка радиационного состояния окружающей среды

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Оценка радиационного

состояния окружающей

среды

Измерение мощности

экспозиционной дозы

естественного фона.

почвы, образцов воды и

продуктов питания по

гамма - излучению

Лабораторная работа № 16 Изучение радиоактивной загрязненности местности цезием-137

Раздел 12

Глобальные

экологические

Тема:

Загрязнение природной среды

Анализ уровня

радиоактивного загрязнения

почв центральных областей

РФ

Расчет процента загрязненных территорий,

установление «горячих

точек» и миграционных

процессов в загрязненных зонах

Лабораторная работа № 17 Кислотное загрязнение среды

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение природной среды

Определение водородного

показателя химических реактивов и образцов воды

рН образцов воды и химических реактивов

Лабораторная работа № 18 Автотранспорт - основной загрязнитель биосферы

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение

природной среды

Определение загруженности улиц автотранспортом

Оценка уровня загрязненности атмосферы ОГ

автотранспорта

Лабораторная работа № 19 Моделирование механизма парникового эффекта

Раздел 12

Глобальные

экологические

проблемы

Тема:

Загрязнение

природной среды

Изучение механизма возникновения парникового

эффекта с помощью

моделирования

Модель парникового

эффекта

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (59)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» включает в себя: Рабочую учебную программу дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..