Учебно-методический комплекс по дисциплине логопедическая ритмика для специальности 050715. 65 Логопедия с дополнительной специальностью 050714. 65 Олигофренопедагогика

Министерство образования Ставропольского края

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

_____________Шумакова А.В.

«___»______________2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

для специальности 050715.65 Логопедия

с дополнительной специальностью 050714.65 Олигофренопедагогика

«Разработано» «Утверждено»

______________ Шипиловой Е.В. «__»_________________

дата утверждения на

заседании кафедры

специальной педагогики и

предметных методик

«Согласовано»

______________ Слюсарева Е.С., декан факультета специальной педагогики

Ставрополь, 2011

1. Пояснительная записка

Логопедическая ритмика представляет собой одну из важных логопедических технологий, включающихся в коррекционно-педагогический процесс при каждой из форм речевой патологии. Таким образом, данная учебная дисциплина опирается на имеющиеся у студентов знания по всем основным логопедическим курсам: «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия. Нарушения голоса», «Алалия», «Заикание», «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», «Логопедические технологии». Такое включение данной технологии в любую реабилитационную методику обусловлено тем, что у лиц с речевыми нарушениями всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций: нарушения мышечного тонуса, недостаточность общей и тонкой моторики, динамической и статической координации движений, орального праксиса, низкий уровень развития музыкально-ритмических способностей и т.п.

Особого внимания заслуживает анализ психомоторики у детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями нередко характеризуются чрезмерной подвижностью, суетливостью. Движения у них быстрые, порывистые, часто лишены пластичности и грации, недостаточно точные и координированные.

Для лиц с речевой патологией в целом характерны поверхностное дыхание, вялая или спастичная речевая артикуляция, слабость или напряженность голосовых складок, снижение двигательной памяти, нарушение чувства ритма и координации движений.

Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, что обусловливает взаимосвязь данной учебной дисциплины со специальной психологией и логопсихологией, основами нейропсихологии. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствуют развитию дыхания, развитию «речевого» выдоха, подвижности и активности речевой моторики, координации в деятельности всех отделов периферического речевого аппарата: голосового, артикуляционного и дыхательного.

Изучение курса логоритмики позволяет индивидуализировать как общую моторную и речевую нагрузку в процессе логоритмических занятий, но и определить их ведущие направления при формировании конкретных двигательных навыков и качеств, развитии темпо-ритмических способностей, речевого дыхания и голоса, преодолении нарушений фонематического слуха и т.п.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, учебно-воспитательный, научно-методический, социально-педагогический виды профессиональной деятельности:

в области коррекционно-развивающей деятельности

- создание и реализацию специальных коррекционно-развивающих логоритмических программ, позволяющих детям и взрослым с нарушениями речевого преодолевать трудности социальной адаптации и обучения;

- использование современных здоровьесберегающих логоритмических технологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений, а также недостатков в развитии психомоторики у лиц с речевой патологией с целью достижения максимально положительных результатов коррекционно-развивающего обучения;

- коррекцию и формирование личности взрослых и детей с нарушениями речи;

- решение психологических проблем, связанных с проявлением речевой патологии у взрослых и детей;

в области диагностико – аналитической деятельности

- организацию и проведение логоритмического обследования детей различного возраста на основе знания специфики формирования психомоторной деятельности детей с речевыми нарушениями;

- осуществление функционального взаимодействия специалистов, участвующих в комплексном обследовании детей и взрослых с речевой патологией;

- выявление основных показателей психомоторного развития, лежащих в основе адекватного выбора соответствующих условий обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями;

в области учебно-воспитательной деятельности

- осуществление процессов воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи с ориентацией на коррекционные задачи и развитие личности в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- выбор и внедрение современных научно обоснованных и наиболее эффективных программ логоритмического воспитания в образовательном процессе;

в области научно-методической деятельности

- овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной проработки методического, профессионально ориентированного материала по логопедической ритмике и смежным дисциплинам: методике физического воспитания и методике музыкально-ритмического воспитания дошкольников;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и коррекционно-развивающего процессов в воспитательном и образовательном учреждениях, возможностей использования в практике обучения результатов научных исследований в области нейропсихологии, специальной психологии, музыкотерапии, кинезитерапии;

- проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью педагога-логоритмиста;

в области социально-педагогической деятельности

- организацию воспитательной работы с лицами, имеющими нарушения речи средствами логопедической ритмики;

- осуществление комплексного и личностно ориентированного воспитательного воздействия средствами музыкотерапии, коллективной двигательной терапии в процессе логоритмических занятий, влияющего на психофизиологическое развитие ребенка с нарушениями речи.

Курс включает в себя лекционные часы и семинарские занятия; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Итоговый контроль знаний проводится в виде зачета.

2. Рабочая учебная программа дисциплины

2.1. Цели и задачи дисциплины

Основной цельюизучения курса логопедической ритмики: познакомить студентов с методами темпо-ритмической регуляции и координации артикуляционной и общей моторики посредством специальных упражнений, выполняемых под музыку.

Задачами учебной дисциплины являются:

  • сформировать знания о естественнонаучной основе логоритмики; технологии использования логопедической ритмики в системе комплексной реабилитации лиц с речевыми нарушениями; о характеристике логоритмики как средства и формы организации коррекционно-развивающего процесса;

  • познакомить с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логоритмического обследования лиц с различными нарушениями речи; с особенностями организации, методами, приемами поэтапной логоритмической работы по преодолению нарушений речи, коррекции психомоторной сферы, оздоровлению и воспитанию детей с нарушениями речи с целью дальнейшей эффективной социализации;

  • обеспечить усвоение студентами теоретически и практически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение логоритмического обследования лиц с различными нарушениями речи и квалификацию имеющихся нарушений двигательной, речевой, музыкально-ритмической сферы, психомоторики, а также организацию и проведение поэтапного дифференцированного логоритмического воздействия при различных речевых нарушениях;

  • приобщить студентов к основам профессиональной культуры в организации и построении процесса логоритмического обследования и коррекции недостатков в развитии средствами логопедической ритмики,

  • воспитывать у студентов стремление к совершенствованию профессиональной и информационной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет-ресурсами и т.д.;

  • активизировать профессиональный интерес к научно-практической деятельности в области логопедической ритмики и творческий подход к ее организации;

  • прививать чувство музыкального и эстетического вкуса, чувство ритма, эмоциональной восприимчивости;

  • актуализировать проявления коммуникативной компетентности, положительных личностных качеств (выносливость, произвольность), чувства коллективизма, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

  • развивать собственную профессиональную компетенцию в вопросах интегрированного использования музыкально-ритмических средств в логопедической и дефектологической практике;

  • активизировать профессиональное мышление, познавательные способности студентов.

2.2. Квалификационные требования (требования к уровню освоения содержания дисциплины: ЗУН)

В итоге изучения дисциплины «Логопедическая ритмика» студент должен

знать:

- теоретические основы музыкально-ритмического воздействия на лиц с речевой патологией;

- методы обследования психомоторики и музыкально-ритмических способностей у лиц с речевыми нарушениями;

- методику формирования двигательных навыков у детей с речевыми нарушениями;

- средства логопедической ритмики, используемые с целью коррекции речевых нарушений и психомоторики у лиц с речевой патологией;

- особенности организации и проведения логоритмических занятий с детьми с различной речевой патологией;

уметь:

- осуществлять логоритмическое обследование лиц с речевой патологией;

- дифференцированно отбирать средства логопедической ритмики с целью использования их с различными коррекционно-развивающими, оздоровительными и воспитательно-образовательными целями;

- определять содержание логоритмических занятий с детьми с различной речевой патологией;

- проводить логоритмические занятия с дошкольниками;

владеть навыками:

- выполнения основных движений, используемых на занятиях логопедической ритмикой;

- подбора музыкальных фрагментов для выполнения основных движений, речевых упражнений и игр, используемых на занятиях логопедической ритмикой.

Теоретические знания и практические умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Логопедическая ритмика», являются необходимым условием осуществления дальнейшей профессиональной деятельности логопеда и тесно связаны с организацией совместной работы с музыкальным руководителем и воспитателем ДОУ.

2.3. Дидактические единицы по стандарту

Код

ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоёмкость по ГОС ВПО

ДПП.Ф.11

Логопедическая ритмика как логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание детей с речевой патологией в системе комплексной реабилитации. Задачи и содержание логоритмики. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания у лиц с речевой патологией. Логоритмические упражнения для лиц, имеющих разную речевую патологию. Формирование речевого дыхания в процессе логоритмики. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувства темпа и ритма движений и речи.

36

2.4. Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

36

9

Аудиторные занятия

16

9

Лекции

10

9

Семинарские занятия

6

9

Лабораторно-практические занятия

-

Самостоятельная работа

20

9

Курсовые работы / рефераты

-

Вид итогового контроля

зачет

9

  1. Программа по дисциплине индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, в образовательных учреждениях

    Программа
    Введение данного курса продиктовано необходимостью получения студентами практических умений проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
  2. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  3. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  4. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.

Другие похожие документы..