Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп

СОЦИОЛОГИЯ

МОСКВА

2003

 

disciplinae

Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”

 

Рецензенты:

член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В.Дмитриев, доктор философских наук, профессор Н.С.Слепцов

 

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.

Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.

Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

§ 1.1. Социология как наука

Социология и другие науки

Определения предмета социологии

§ 1.2. Развитие социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

Становление социологии как науки

Классические социологические теории

Русская социологическая мысль

Современные социологические теории

§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы

Уровни анализа

Социологические парадигмы

§ 1.4. Теоретические подходы в социологии

Функционализм

Теория конфликта

Символический интеракционизм

§ 1.5. Социологическое исследование

Основные понятия

Этапы социологического исследования

Методы исследования

Исследовательская этика

Социологическая перспектива

Социологическое воображение

Глава 2. КУЛЬТУРА

§ 2.1. Определения культуры

§ 2.2. Компоненты культуры

Нормы

Ценности

Символы и язык

§ 2.3. Культура и миф

Основные теории

Идеология

§ 2.4. Единство и разнообразие культур

Культурные универсалии

Культурная интеграция

Этноцентризм

Культурный релятивизм

Субкультуры и контркультуры

Культурная эволюция

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

§ 3.1. Основы социализации

Значение социализации

Природа и воспитание

Социальная коммуникация

Определение ситуации

§ 3.2. Личность

Характеристики личности

Самость

Теория “зеркального Я”

Понятие “обобщенного другого”

Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла

Жизненный цикл в разных культурах

Детство

Подростковый возраст

Ранняя зрелость, или молодость

Средний возраст, или зрелость

Пожилой возраст, или старость

Смерть

§ 3.4. Ресоциализация

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

§ 4.1. Социальная структура

Основные понятия

Социальные статусы

Социальные роли

Группы

Институты

Общества

§ 4.2. Классификация социальных групп

Социальные связи

Первичные и вторичные группы

Внутренние и внешние группы

Референтные группы

§ 4.3. Групповая динамика

Размер групп

Лидерство

Социальное манкирование

Социальные дилеммы

Групповое мышление

Конформизм

§ 4.4. Социальные организации

Характерные черты организации

Формальные организации

Типы формальных организаций

Бюрократия

Веберовская концепция бюрократии

Недостатки бюрократии

Управление в организациях

Неформальные организации

Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

§ 5.1. Природа девиации

Социальные характеристики девиации

Социальный контроль

Социальные эффекты девиации

§ 5.2. Социологические теории девиации

Изучение девиантного поведения

Теория аномии

Теория культурного переноса

Теория конфликта

Теория стигматизации

§ 5.3. Преступление и система правосудия

Система правоохранительных органов

Преступление

Наркотики и преступность

Тюремное заключение

Тоталитарные институты

Преступность в России

Глава 6.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

§ 6.1. Модели социальной стратификации

Социальная дифференциация

Открытые и закрытые системы стратификации

Измерения стратификации

§ 6.2. Системы социальной стратификации

Рабство

Касты

Кланы

Классы

Тендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. Теории социального неравенства

Функционалистская теория стратификации

Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. Классовая система современных обществ

Социальные классы

Стратификация современного российского общества

Идентификация социальных классов

Значение социальных классов

Средний класс

Бедность в России

Депривация

§ 6.5. Социальная мобильность

Формы социальной мобильности

Социальная мобильность в индустриальных обществах

Процессы достижения статуса

Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО

§ 7.1. Расовая и этническая стратификация

Расы, этнические группы и меньшинства

Предубеждения и дискриминация

Политика доминирующей группы

Функционалистская и конфликтологическая теории

Национально-этнический состав России

§ 7.2. Тендерная стратификация

Женское меньшинство

Тендерные роли и культура

Тендерная самоидентификация

Тендерные роли в России и западных странах

Глава 8. СЕМЬЯ

§ 8.1. Структура семьи

Роль семьи

Типы семьи

Формы брака

Функционалистский подход к проблеме семьи

Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. Брак и семья в России и США

Выбор партнера для брака

Детность семьи

Статус родителей

Работающие матери

Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье

Динамика браков и разводов в России

Семьи с неродным отцом или матерью

Забота о пожилых

§ 8.3. Альтернативные жизненные стили

Причины разнообразия жизненных стилей

Холостяцкая жизнь

Незарегистрированные пары

Семьи с родителями-одиночками

Глава 9.РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

§ 9.1. Религия

Священное и профанное

Типы религиозных верований и практик

Социальные формы организации религии

Функции религии

Дисфункции религии

Конфликтология и функционализм о религии

Подтверждение традиции: исламская революция в Иране

Изменения в секулярном мире: протестантская этика

Возрождение религии в России

Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России

§ 9.2. Образование

Обучение и образование

Функционалистский подход к образованию

Конфликтология об образовании

Образование в современной России

§ 9.3. Здравоохранение

Функционалистский подход к здравоохранению

Конфликтологический подход к здравоохранению

Система здравоохранения

Здоровье населения России

ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

§ 10.1. Экологическая среда

Экосистема

Эффекты перенаселения

§ 10.2. Народонаселение

Рост населения в мире

Факторы, влияющие на изменение численности населения

Демографические процессы в России

Структура населения

Мальтус и Маркс

Теория демографического перехода

Демографическая политика

Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. Городская среда

Зарождение и эволюция городов

Модели роста городов

Российские города

Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

§ 11.1. Источники социальных изменений

Социальные факторы изменений

Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса

Модернизация

Модернизация и индустриализация

Трансформация обществ

Социальные изменения в России

Социальные изменения в странах третьего мира

Мировая система и процессы глобализации

§ 11.2. Коллективное поведение

Разнообразие моделей коллективного поведения

Предпосылки коллективного поведения

Объяснения поведения толпы

§ 11.3. Социальные движения

Типы социальных движений

Социальная революция

Терроризм

Причины социальных движений

Социальные проблемы

Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Изменения в мире

Многополярный мир

Место России в мировом сообществе

Словарь специальных терминов

Литература

  1. Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие содержит комплекс методических рекомендаций, способствующих усвоению студентами знаний, умений, навыков и освоению общекультурных компетенций, регламент в области политики качества, план семинарских занятий,
  2. Социология (7)

    Список учебников
    Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”
  3. Тема Введение в социологию

    Документ
    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
  4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра истории, философии, социологии и политологии Социология (Учебный комплекс)

    Учебный комплекс
    Пособие печатается в соответствии с решением Ученого Совета Факультета социальной работы и менеджмента и высшего сестринского образования, Центрального координационного методического совета КГМУ
  5. Задачи изучения курса «социология»

    Документ
    содействие формированию у студентов культуры толерантности и плюрализма через изучение различных методологических подходов к интерпретации социальных явлений;
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.
  7. Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки специалистов технических специальностей, утверждённого Минобразованием РФ. Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом кафедры социологии, психологии и права тпу (1)

    Лекция
    Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки специалистов технических специальностей, утверждённого Минобразованием РФ.
  8. Пособие составлено исходя из требований государственного стандарта подготовки специалистов технических специальностей, утверждённого Минобразованием РФ. Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом кафедры социологии, психологии и права тпу (2)

    Лекция
    Главными вопросами институционализации любой науки являются вопросы определения объекта, предмета и методов исследований. По сути, когда она обретает собственные объект, предмет и методы, начинается ее история как самостоятельной науки.
  9. Рабочая программа по дисциплине социология Для студентов всех специальностей

    Рабочая программа
    Главная цель социологического образования состоит в том, чтобы сформировать у студентов логику мышления, помогающую им разбираться в социальных проблемах, находить источники их возникновения и пути разрешения.

Другие похожие документы..