Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине «Словообразование и морфология современного русского языка» для специальности 050118 Русский язык и литература (шифр, наименование специальности)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета филологического факультета

Председатель

________________________________

«_____»__________________2009г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)

по дисциплине «Словообразование и морфология современного русского языка»

для специальности 050118 – Русский язык и литература

(шифр, наименование специальности)

форма обучения дневная

(дневная, заочная)

Всего __5__ кредитов

Курс ___2___

Семестр __4___

Лекций ___45___ часов

Семинарских __30___ часов

Лабораторных ____ часов

Количество рубежных контролей (РК) _2__

СРСП (аудиторных) __75____ часов

СРС ___75___ часов,

Экзамен 4 семестр

Всего аудиторных часов ___150__

Всего внеаудиторных часов ___75__

Общая трудоемкость ____225___ часов

Усть-Каменогорск, 2009

Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы дисциплины «Современный русский язык. Словообразование. Морфология»

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы « » 2009 г. Протокол № 10

Зав. кафедрой ___________________ Васильченко Л.В.

1. Название и код дисциплины: БД10 - Словообразование и морфология современного русского языка.

2. Данные о преподавателе: Кувшинникова О.А., кандидат филологических наук, ст.преподаватель кафедры русского языка и литературы

3. Контактная информация: :тел. 57-10-52 (р.)

4. Количество кредитов: 5 (3 часа лекций и 2 часа практических занятий в неделю; 5 часов СРСП)

5. Дата: 2009-2010 уч. год 4 семестр

6. Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины - ознакомление студентов с важнейшими особенностями словообразовательной и морфологической систем русского языка, тенденциями развития этих систем на современном этапе; формирование у студентов практических навыков анализа словообразовательных и морфологических явлений русского языка.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение знаний об устройстве словообразовательной системы русского языка, об активных тенденциях, действующих в этой системе;

- формирование и развитие навыков морфемного и словообразовательного анализа;

- целостное и последовательное описание подсистем языковых единиц морфологического уровня;

- формирование навыков морфологического анализа.

7. Краткое описание курса

Курс «Современный русский язык», предназначенный для студентов специальности «Русский язык и литература», является стержневым в цикле лингвистических дисциплин. Словообразование и морфология как центральные разделы данного курса описывают внутреннюю и внешнюю структуру слова в структурно-семантическом аспекте. В ходе изучения дисциплины предполагается формирование у будущих филологов навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа слова.

8. Пререквизиты курса

«Введение в языкознание», «Современный русский язык. Фонетика. Лексикология».

9. Постреквизиты курса

«Историческая грамматика», «Современный русский язык. Синтаксис».

10. Краткое содержание дисциплины Курс включает в себя разделы «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», предполагает изучение таких единиц языка, как морфема, производное слово, анализ словообразовательной системы, а также комплексное рассмотрение системы частей речи современного русского языка.

11. Календарно-тематический план

Лекции:

Шифр и наименование модуля

Лекции

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред. по неделям

Литера-тура

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I

Морфеми-ка и словообразование. Введение в морфоло-гию

1

Введение в словообразование. СЛО как особый раздел языкознания. Связь СЛО с лексикологией и морфологией. Морфемика и дериватология как подразделы СЛО. Синхроническое и диахроническое СЛО.

1

1

[3], [4]

2

Введение в морфемику. Объект и предмет морфемики. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и слова. Типология морфем.

1

1

[3], [4]

3

Парадигма морфемы. Морфема и морф. Тождество морфемы. Алломорфы и варианты морфемы. Структурно-семантические отношения между морфемами.

1

1

[3], [4]

4

Основа слова. Понятие об основе. Членимость основы. Уникальные части основ. Статус тематических гласных глагольных основ. Вопрос о субморфе. Структурные типы слов в русском языке.

2

2

[3], [4]

5

Основы морфонологии. Понятие морфонологии, предмет её изучения. Морфонологические явления в русском языке. Понятие морфонемы.

1

2

[3], [4]

6

Дериватология как подраздел грамматики. Предмет и задачи дериватологии. Производное слово как единица дериватологии. Словообразовательное значение и его типы.

2

3

[3], [4]

7

Единицы словообразовательной системы русского языка. Единицы, формируемые на базе однокоренных слов: пара, цепь, парадигма, гнездо. Единицы, формируемые на базе дериватора: СЛО тип, способ СЛО. Классификация способов СЛО. СЛО анализ

4

3,4

[3], [4]

Слайд-лекция

8

Исторические изменения в морфемной и словообразовательной структуре слова. Причины изменений в структуре слова. Характер изменений: опрощение, переразложение, осложнение, декорреляция.

2

5

[3], [4]

9

Введение в морфологию. Объект и предмет морфологии. Основные понятия морфологии: грамматическое значение и средства его выражения, морфологическая форма, словоформа, парадигма; морфологическая категория, ее структура; типы МК.

2

5,6

[1], [2], [3], [4]

10

Части речи в русском языке и принципы их классификации. Из истории изучения частей речи. Классификации частей речи Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, Г-70 и РГ-80. Промежуточные явления в системе частей речи.

2

6,7

[1], [2], [3], [4]

Слайд-лекция

Модуль II

Морфоло-гия

11

Имена. Категориальное значение именных частей речи. ЛГР имен. МК имен: категории рода, числа, падежа. Парадигматика имен.

6

7-9

[1], [2], [3], [4]

12

Местоимение как специфический класс слов. Местоимение в системе частей ревчи. Границы класса местоимений. Специфика категориальной семантики. Формально-грамматическая, лексико-семантичческая, функционально-семантическая классификации местоимений.

4

9,10

[1], [2], [3], [4]

13

Глагол как часть речи. Семантика глагола, его морфологические и синтаксические признаки (общая характеристика). Парадигма глагольного слова: спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологический статус причастий и деепричастий. Две основы глагола. Словоизменительные классы глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы в русском языке.

4

11,12

[1], [2], [3], [4]

14

Категория вида глагола. Семантика МК вида. Видовая оппозиция: видовые пары, двувидовые глаголы. Глаголы, не соотносительные по виду (одновидовые). Глагольный вид и СГД.

2

12

[1], [2], [3], [4]

15

Категория залога. Трехзалоговая и двузалоговая теории в русистике. Семантика категории залога. Залоговая оппозиция. Связь МК залога с ЛГР переходных /непереходных, возвратных/ невозвратных глаголов. Структура действительных и страдательных оборотов.

2

13

[1], [2], [3], [4]

16

Актуализационные (предикативные) категории глагола. Категория наклонения. Категория времени. Категория лица.

2

13,14

[1], [2], [3], [4]

17

Наречие как часть речи. Семантика и морфологические признаки наречий. Разряды наречий по значению. СЛО наречий в синхронии и диахронии.

1

14

[1], [4]

18

Вопрос о категории состояния как части речи в русистике. Из истории изучения слов КС. Вопрос о КС в русистике 20-го века. КС как особая часть речи. КС как группа предикативных наречий. КС как краткие формы прилагательных среднего рода. Разряды слов КС.

2

14,15

[1], [4]

19

Служебные части речи в русском языке. Классификация служебных частей речи по функции. Предлог. Союз. Частица.

2

15

[1], [4]

Итого

45

  1. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Историческая грамматика

    Программа
    Силлабус составлен на основании_ГОСО 3.08. 268-2006 и Учебной программы по дисциплине «Историческая грамматика русского языка» /документ кем и когда выдан/

Другие похожие документы..