Методические указания к проведению итоговой государственной аттестации выпускников специальности 130403 Открытые горные работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра Открытых горных работ

КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Методические указанияк проведению

итоговой государственной аттестации выпускниковспециальности 130403 – Открытые горные работы( всех форм обучения)

Новокузнецк

2008

УДК 622.2 (075)

К63

Рецензент

доктор технических наук, профессор,

зав. кафедрой разработки рудных месторождений СибГИУ

В.С. Шеховцов

К63 Комплексные контрольные задания: метод. указ. /

Сост.: А.И. Федоренко, И.С. Сёмина, Е.Д. Николаев,

В.В. Чаплыгин, А.В. Андреев, А.А. Стафеев, О.О. Лобанова, А.П. Куковинец; СибГИУ. – Новокузнецк, 2008. – 33 с.

Содержит материалы по организации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников.

Предназначена для студентов специальности 130403 – Открытые горные работы всех форм обучения.

Содержание

Введение

4

1 Методика проведения государственного экзамена

5

1.1 Цель и задачи государственного экзамена

5

1.2 Подготовка к экзамену и методика его проведения

6

1.3 Темы дисциплин для проведения государственного экзамена и рекомендуемая литература

8

2 Методика выполнения и защиты выпускной квалификационной работы

23

2.1 Общие положения

23

2.2 Допуск дипломного проекта (работы) к защите

23

2.3 Рецензирование проекта (работы)

24

2.4 Защита дипломного проекта (работы)

24

2.5 Содержание отзыва руководителя дипломного проектирования

26

Приложение A. Форма пояснительной записки

28

Приложение Б. Форма задания на квалификационную работу

29

Приложение В. Форма рецензии

31

Приложение Г. Форма критериев оценки выпускников

32

Введение

Итоговая государственная аттестация является завершающим этапом для студентов после всех теоретических и практических занятий, контрольных зачетов и служит для проверки и оценки готовности студента к самостоятельному решению производственных задач, а также для выполнения квалификационной работы в виде дипломного проекта (работы).

По своему объему итоговая аттестация выпускников охватывает практически все основные профессиональные дисциплины, которые изучаются студентами и которые формируют профессиональную подготовку выпускника. К таким дисциплинам относятся: процессы открытых горных работ, технология и комплексная механизация открытых горных работ, проектирование карьеров, планирование открытых горных работ, безопасность при открытых горных работах, технология и безопасность взрывных работ, рациональное использование и охрана природных ресурсов.

Итоговая государственная аттестация состоит из государственного экзамена и выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы).

1 Методика проведения государственного экзамена

1.1 Цель и задачи государственного экзамена

Целью итогового государственного экзаменаявляется аттестация студента и оценка степени готовности его для дипломирования, производственной, проектной и исследовательской инженерной деятельности на предприятиях и организациях, в соответствии с квалификационными требованиями.

Задачи экзамена – проверить способность анализировать и разрабатывать технологические процессы горного производства.

Специалист должен быть подготовлен к выполнению своих обязанностей на должностях горных инженеров – технических руководителей горными и взрывными работами, в соответствии с полученной специальностью, следующих видов профессиональной деятельности:

  • производственно-технологической;

  • проектной;

  • научно-исследовательской;

  • организационно-управленческой.

В области производственно-технологической деятельности: осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами, т.е. непосредственно управлять технологическими процессами на производственных объектах, в т.ч. разрабатывать, согласовывать и утверждать технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок выполнения горных и взрывных работ и работ со взрывчатыми материалами; следить за выполнением требований технической документации на производство работ, действующих норм, правил и стандартов.

В области проектной деятельности: производить технико-экономическую оценку месторождений, технико-экономическую оценку инвестиций; выбирать основные параметры горного предприятия; разрабатывать календарный план, систему разработки, технологию и комплексную механизацию работ, обосновывать техническую и экологическую безопасность и экономическую эффективность горных работ; составлять необходимую техническую документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно.

В области научно-исследовательской деятельности: выполнять экспериментальные промышленные и лабораторные исследования; обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий; моделировать процессы, явления, эксперименты с использованием современных средств анализа информации; составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательсокй работе самостоятельно или в составе творческих коллективов.

В области организационно-управленческой деятельности: уметь организовывать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием; участвовать в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия); постоянно совершенствовать свои знания, организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников, их обучения и аттестацию в установленном правилами безопасности порядке.

1.2 Подготовка к экзамену и методика его проведения

При подготовке к сдаче государственного экзамена студентам требуются знания, помимо общеобразовательных, следующих дисциплин учебного плана:

  • процессы открытых горных работ;

  • технология и комплексная механизация открытых горных работ;

  • технология и безопасность взрывных работ;

  • проектирование карьеров;

  • безопасность при открытых горных работах;

  • планирование открытых горных работ;

  • рациональное использование и охрана природных ресурсов.

Государственный экзамен проводится в форме научного семинара и письменном виде.

Каждый студент получает от руководителя дипломного проектирования или заведующего кафедрой практическое задание не менее чем за шесть месяцев до экзамена. В этот период студенты самостоятельно работают с горнотехнической литературой, учебными и методическими пособиями, консультируются со специалистами горных предприятий, по которым будут выполнять дипломный проект (работу), с руководителем и т.д. В течение последней недели, накануне экзамена, преподавателями кафедры по расписанию проводятся консультации.

.

В форме научного семинара. Студент по раннее полученному практическому заданию готовит пояснительную записку объемом 20 – 30 страниц машинописного текста, тезисы доклада и необходимые демонстрационные листы.

Каждый студент делает сообщение по теме доклада, в котором отражает состояние вопроса и его анализ, цель, которую хотел получить студент в результате решения полученного практического задания, задачи для достижения поставленной цели и пути их реализации, предполагаемую эффективность выполненной работы и выводы по ней.

После сообщения каждому докладчику задаются вопросы как членами комиссии, так и студентами. По результатам доклада и ответов на вопросы выставляется оценка за практическую часть экзамена.

В письменном виде. Экзаменационный билет имеет семь вопросов теоретического и практического характера. Каждый вопрос оформляется на отдельном листе бумаги с необходимыми эскизами, пояснением и расчетами. По каждому ответу билета выставляется оценка. По результатам семи оценок выводится общая часть по теоретической части.

Для решения всех вопросов отводится 4 – 5 часов, каждый студент работает самостоятельно.

Общая оценка выводится по результатам теоретической и практической части экзамена и выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку за государственный экзамен, назначается повторная сдача экзамена через месяц. Студенты, не сдавшие выпускной экзамен вторично, не допускаются до дипломирования и отчисляются из университета с правом восстановления в следующем учебном году.

1.3 Темы дисциплин для проведения государственного

экзамена и рекомендуемая литература

Дисциплина «Процессы открытых горных работ»

  1. Категории и классификации горных пород.

  2. Способы подготовки горных пород к выемке.

  3. Технологические требования к качеству взрывного рыхления пород и методы взрывных работ.

  4. Буровые станки и технология бурения взрывных скважин.

  5. Взрываемость горных пород и расход взрывчатых веществ.

  6. Механизация вспомогательных работ при бурении взрывных скважин.

  7. Выемочно-погрузочное оборудование и технологические схемы выемки и погрузки.

  8. Классификация экскаваторов и их технологическая характеристика.

  9. Технологические параметры мехлопат.

  10. Технологические параметры драглайнов.

  11. Механизация вспомогательных работ при выемке и погрузке горной массы.

  12. Особенности работы карьерного транспорта.

  13. Основные виды карьерного транспорта и их технологическая характеристика.

  14. Характеристика карьерных автодорог.

  15. Схемы развития железнодорожных путей на карьере.

  16. Характеристика подвижного состава ж/д транспорта.

  17. Характеристика подвижного состава автотранспорта.

  18. Область применения конвейерного транспорта на карьерах.

  19. Комбинированный карьерный транспорт.

  20. Вспомогательные работы на автомобильном и железнодорожном транспорте и их механизация.

  21. Сущность процесса отвалообразования и его связь с другими процессами.

  22. Способы перемещения фронта отвальных работ.

  23. Выбор мест расположения отвалов.

  24. Отвалообразование при железнодорожном транспорте.

  25. Отвалообразование при автомобильном и конвейерном транспорте.

  26. Схемы развития железнодорожных путей и организация обменных операций на уступах.

  27. Расчет пропускной и провозной способности автодорог.

  28. Конструкция и технологическая характеристика ленточных кон­вейеров.

  29. Вспомогательные работы на конвейерном транспорте.

  30. Отвалообразование при конвейерном транспорте.

Основная литература

  1. Томаков П.И. Технология, механизация и организация открытых горных работ / П.И. Томаков, И.К. Наумов. М.: Изд. МГИ, 1992. – 464 с.

  2. Ржевский В.В. Открытые горные работы. Производственные процессы. М.: Недра, 1985. – 509 с.

  3. Нурок Г.А. Процессы и технология гидромеханизации открытых горных работ. М.: Недра, 1985. – 471 с.

  4. Мельников Н.В. Теория и практика открытых горных разработок. М.: Недра, 1979. – 636 с.

  5. Справочник. Открытые горные работы. М.: Горное бюро, 1994. – 590 с.

  6. Правила технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых месторождений открытым способом. М.: Недра, 1972. – 145 с.

  7. Анистратов Ю.И. Технология открытых горных работ. М.: Недра, 1984. – 287 с.

  8. Синьчковский В.Н. Технология открытых горных работ. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1989. – 376 с.

Дополнительная литература
  1. Колесников В.Ф. Технические решения по вскрытию рабочих горизонтов разрезов Кузбасса. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 172 с.

  2. Полунин В.П. Эксплуатация мощных конвейеров / В.П. Полунин, Г.Н. Гуленко. М.: Недра, 1986. – 344 с.

  3. Зайденварг. Угольная промышленная за рубежом. М.: Горная промышленность, 1993. – 390 с.

  4. Пахомов Е.М. Открытая разработка рудных месторождений и полезных ископаемых / Е.М. Пахомов, М.И. Буянов. М.: Недра, 1990. – 250 с.

  5. Кузнецов В.И. Управление горными работами на разрезах Кузбасса. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 164 с.

  6. Размыслов Ю.С. Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом. М.: Недра, 1991. – 174 с.

Дисциплина «Технология и комплексная механизация

открытых горных работ»

  1. Определения и виды месторождений и залежей.

  2. Виды открытых разработок и карьерных полей.

  3. Этапы, периоды, виды и порядок развития открытых горных работ.

  4. Подготовка карьерного поля к разработке.

  5. Виды грузопотоков.

  6. Предпосылки и порядок формирования грузопотоков.

  7. Вскрывающие горные выработки и способы вскрытия рабочих горизонтов.

  8. Трассы вскрывающих выработок, их формы, схемы и системы.

  9. Руководящий подъем и его техническое значение.

  10. Виды примыканий капитальных траншей к горизонтам при железнодорожном транспорте.

  11. Схемы развития железнодорожных путей карьера.

  1. Настоящая работа посвящена исследованию компетентностных моделей выпускников специальностей направления «Горное дело». Она базируется на анализе проектов Госуда

    Документ
    Настоящая работа посвящена исследованию компетентностных моделей выпускников специальностей направления «Горное дело». Она базируется на анализе проектов Государственных образовательных стандартов третьего поколения.
  2. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  3. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  4. Нормативно методическое обеспечение по разработке

    Реферат
    Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).
  5. Отчет о результатах самообследования Костомукшского филиала по состоянию на 1 января 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самоаттестации филиала, проводившейся в течение 2003–2007 учебных годов. Анализировались все основные направления деятельности Костомукшского филиала Петрозаводского государственного университета.
  6. 1. общая характеристика образовательного учреждения (15)

    Документ
    государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Карелия «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
  7. Рекомендации учителям по психологической подготовке к егэ

    Документ
    ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
  8. Зам главы администрации, курирующий вопросы образования

    Документ
    Работа с классным руководителем по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ

Другие похожие документы..