Социально-культурные ракурсы медиакультуры: коммуникативно-компетентностный аспект

На правах рукописи

Кумелашвили Нанули Ушангиевна

Социально-культурные ракурсы медиакультуры: коммуникативно-компетентностный аспект

Специальность: 24.00.01 – теория и история культуры (культурология)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата культурологии

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре культурологии и социальной коммуникации

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: Садохин Александр Петрович,

кандидат философских наук,

докторкультурологии, доцент

Официальные оппоненты: Кондаков Игорь Вадимович,

кандидат филологических наук,

доктор философских наук, профессор,

академик РАЕН

Ложникова Ирина Федоровна,

кандидат культурологии

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

гуманитарный университет имени

М.А. Шолохова»

Защита состоится 28 мая 2012 года, в ____ часов, на заседании диссертационного совета Д 504.001.08, в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, аудитория № …...

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1-й учебный корпус).

Объявление о защите и автореферат опубликованы на сайте ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» www.rane.ru.

Автореферат разослан апреля 2012 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Ефременко В.И.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях система коммуникации любого общества осуществляются средствами информационной культуры, в особенности массмедиа, прочно вошедших в духовную жизнь общества и ставших общепризнанной составной частью системы культуры человечества. Медиакультура сегодня претендует на роль объединителя разрозненных частиц общества в одно целое за счет многообразия информационно – коммуникативных средств и внушительного арсенала психологического оружия.

В современных условиях наиболее эффективными и чрезвычайно опасными средствами воздействия медиакультуры являются политические мифы, лишающие население истинного знания и возможности принимать решения самостоятельно. Механизм формирования политических мифов инициировал проникновение пиартехнологий – методов и механизмов влияния на сознание аудитории. Первоочередной задачей построения здорового общества является системный анализ того, насколько подобные практики манипуляции сознанием населения являются допустимыми.

Анализ практической работы федеральных и региональных СМИ показал, что коммуникации власти и населения в современной России требуют от медиакультуры создания благоприятного психологического климата, что смогло бы привести обе стороны к отношениям здорового посредничества и партнерства. Методологические основания для достижения такого рода взаимоотношений еще недостаточно изучены современным гуманитарным знанием, а, следовательно, не разработаны и механизмы их воплощения. Также недостаточно осмыслено развитие отношений власти и населения в процессе истории, не проанализирован процесс использования и зарождения медиаресурсов во взаимоотношениях власти и социума. Не обозначены границы применения средств медиавоздействия и не определено их допустимое количество. Недостаточно выявлены приемы, способные провоцировать нежелательный общественный резонанс от медиапродукта. Отсутствуют соответствующие рекомендации по использованию богатейшего медиакультурного потенциала, способного выстроить культурный диалог власти и общества.

В связи с этим первоочередной задачей медиакультурологии и философии культуры является теоретическое и практическое изучение возможностей медиакультуры как консолидирующего фактора современного общества. Сегодня все очевиднее становится убеждение, что для построения здорового информационного общества необходимо развитие медиакомпетентности граждан как основы общей и социальной грамотности, как защиты подрастающего поколения от идеологизированных форм мифологии, от медиапродукта, содержащего сцены насилия и негативно воздействующего на формирование личности. Современные медиаобразовательные практики должны учитывать потребность аудитории принимать участие в производстве медиапродукта, влиять на его качество, рейтинги и другие показатели. Кроме того, в российских регионах до сих пор сохраняется значительная масса проблем по развитию медиаобразования. В результате этого не используется не только накопленный практический опыт, но и не решаются проблемы, которые мешают развивать медиаобразование в полной мере.

Исходя из вышесказанного, актуальность данного диссертационного исследования состоит в необходимости осмысления несоответствия между стратегическими целями медиакультуры и практическими методами их воплощения. Указанное несоответствие, по мнению автора, обусловлено:

- двоякой ролью медиакультуры, которая с одной стороны обеспечивает взаимодействие власти и населения за счет информационной, интеграционной и коммуникативной функций, а с другой стороны стимулируетотчуждение населения от власти через тоталитарную, манипулятивную и диалоговую формы воздействия;

- недостаточным объемом теоретических и практических исследований современной медиакультурной обстановки для формирования гармоничных отношений взаимодействия населения и власти с целью совместной выработки идеологии и стратегии дальнейшего развития.

С учетом данных обстоятельств, по мнению автора, необходимо:

- во-первых, системно проследить генезис медиакультуры и возможности ее влияния на общество в целях защиты медиасреды от идеологизированных форм мировоззрения, а также разработки механизма здорового общения лидера с населением.

- во-вторых, определить возможные точки соприкосновения медиакультуры с населением в медиасреде посредством медиапроектов, укрепляющих национальную идентичность граждан, культурное развитие страны и духовное воспитание личности.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление роли медиа во взаимоотношениях власти и населения, междисциплинарный подход к проблеме, обширный пласт теоретических и методологических разработок по анализу нового типа культуры потребовали обращения к научным трудам ведущих отечественных и зарубежных культурологов и философов. Междисциплинарный подход к исследованию вызван структурной сложностью нового типа культуры медиа и динамикой развивающихся в ней процессов. Все научные источники, привлеченные к изучению заявленной темы, классифицированы по группам в соответствии с целями и задачами исследования и посвящены решению следующих проблем:

- анализу прообразов медиакультуры от античности до наших дней;

- выделению информационных потребностей и функций медиакультуры;

-мифологизации реальности с целью постижения мира и для манипулирования массами;

- глобальной медиасреде и ее влиянию на социум;

- медиакомпетенции, то есть грамотности современного человека в целях освоения мира в период информационной эпохи.

Генезис медиакультуры и сопутствующие ей культурные процессы можно проследить с помощью научной литературы по историко–культурологической тематике. С точки зрения культурных основ, касающихся специфики становления и развития культуры европейских государств и стран Восточной Азии, представляют интерес работы И. Камерановича, Ж- Н. Роббера, А.М. Бюттен, Ж-К. Оке, М.И. Андрониковой, которые анализируют первые попытки передачи, хранения и тиражирования информации при помощи художественно-пластических средств дописьменного периода1.

Древним мифам, которые впоследствии явились прообразами политических мифов, посвящены научные изыскания А. Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, Н.И. Прозорова, Р.Г. Лессинга, К. Хюбнера1.

Методами аналитической психологии К. Юнга выведена зависимость поведения людей от архетипов, заключенных в мифологических образах. Данный теоретический пласт применим и к особенностям современной политики медиа. Новая эпоха с точки зрения ее идеологического влияния рассмотрена в работах Э. Тоффлера, С. Жижека, Н. Лумана, Ю. Хабермаса2.

О превращении мифа в орудие пропаганды рассуждают ведущие теоретики ХХ века: Р. Барт, Ж. Эллюль и современные отечественные исследователи: С.С. Васильев, Д.М. Еникеева, Л.Н. Воеводина, М.А. Чикурова, А.Н. Ильин3.

Для раскрытия темы необходима характеристика эпохи медиа как специфической формы социальной реальности. Наибольший интерес в этом направлении представляют работы М. Маклюэна, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М.К. Мамардашвили, Е.Д. Павловой, Н. Винера, Л. Бриллюэна, Г-Д Лассуэла1.

Особое внимание проблемам коммуникационных технологий электронной эпохи уделили современные медиааналитики: В. В. Прозоров, А. А. Кащук, М.Г. Анохин, Г.Г. Почепцов, В.Р. Мединский. Б.М. Сапунов2.

Анализ различных форм трансляции, распространения и воздействия электронных сообщений содержится в исследованиях Н. Зоркова, В.Л. Саппака, Б.Д. Гаймаковой, С.А. Муратова, М.П. Бахтина, Н.К. Приваловой, Л.А. Дмитриева, И.К. Беляева3.

О нравственных, философских и психологических аспектах восприятия культуры аудиторией размышляли: Ф. Ницше, А. Маслоу, В. Франкл, М.С. Каган4.

О путях достижения взаимопонимания между властью и населением рассуждали: Ф. Фукуяма, Й. Хёйзинга, О.Н. Астафьева, П.Н. Киричёк, В.Д. Попов, Ч.А. Мисбахова2.

Медиаобразованию, как средству защиты населения от искаженной медиареальности, посвящены работы: А.В. Федорова, Н.В. Чичериной, Т.В. Ивановой, Т.В. Артемьевой, О.С. Березиной3.

Объект исследования:медиакультура как социокультурное явление.

Предмет исследования: механизм формирования медиакомпетентности средствами медиакультуры.

Цель исследования: Исследовать с точки зрения философии, культурологии, социологии, искусствоведения характер взаимоотношений медиакультуры и общества в разные периоды и разработать медиакультурные основания для повышения взаимопонимания между ними.

Цель данного исследования потребовала комплексного решения следующих исследовательских задач:

- проследить историко-культурную динамику формирования медиакультуры;

- выявить сущность понятия «медиакультуры», ее функций и определить ее роль, характер и место в современном мире;

- проанализировать понятие мифа и его разновидностей (литературного, политического, идеологического);

- рассмотреть медиакультурные механизмы повышения востребованности медиакультуры населением, изучить специфику некоторых моделей их взаимодействия в медиасреде;

- обосновать необходимость медиаобразования как механизма повышения медиакомпетентности нации и метода защиты от манипулятивных форм идеологии.

Теоретико – методологическая база исследования представлена рядом культурологических, философских, искусствоведческих, социологических и педагогических концепций, которые раскрывают природу медиакультуры, и ее возможности в выработке мотивации для взаимодействия народа с властью. К их числу могут быть отнесены концепции «доверия» Ф. Фукуямы, «коммуникативной природы власти» Н. Лумана, «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, «волновых типов общества» Э. Тоффлера, «психоанализа» Г. Маркузе, «архетипов» К.Г. Юнга, «человеческой мотивации» А. Маслоу, «игры» Й. Хёйзинги. В процессе подготовки работы, в соответствии с ее целями и задачами был использован ряд научных методов, имеющих междисциплинарный характер, который предполагал различные подходы к анализу примеров и формулированию выводов: системно–структурный, компаративный, аналитический, искусствоведческий. Названные методы предназначены для более целостного прогнозирования будущего, существенной частью которого является медиареальность с целью адаптации человека к ожидаемым изменениям и подготовки общества к перспективному развитию.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

- предметы искусства древних культур: рельефы, фрески, картины, книги;

- современная медиапродукция, преимущественно телепередачи центральных и региональных каналов;

- результаты социологических исследований медиаудитории;

- результаты педагогических наблюдений автора в области медиаобразования;

- обширный материал научно–практических конференций, посвященный креативности, инновациям в области культурной политики СМИ, укреплению национальной идентичности, повышению уровня медиакомпетентности;

- публицистическая литература: журнал «Социология Власти», сборники научных трудов «Теория и Практика Культуры», «Культура и культурная политика», «Философия и наука в современном мире».

Все перечисленные источники помогли диссертанту комплексно подойти к осознанию природы медиакультуры, к возможностям выработки методов и механизмов доверия с целью удовлетворения интересов и власти и народа, и к обоснованию собственной научной позиции по данной проблеме.

Положения, выносимые на защиту, в которых отражено авторское понимание медиакультуры, ее возможностей и проблем в современном обществе.

  1. Зарождение медиакультуры связано с имманентной потребностью человека в общении и в обмене информацией, ее элементы были представлены во все времена и во всех человеческих обществах. Развитие медиакультуры шло в тесной взаимосвязи с религией, магией и мифологией, которые инициировали развитие различных суггестивных приемов, ставших впоследствии инструментами власти в целях манипуляции сознанием населения.

  1. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (1)

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  2. Учебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование» (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы проблемы методики развития критического мышления и медиакомпетентности будущих педагогов в процессе различных видов анализа аудиовизуальных медиатекстов.
  3. Н. В. Панченко, Ю. В. Трубникова, Н. Ю. Чернышева, Т. В. Чернышова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  4. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,
  5. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза (1)

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  6. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза (2)

    Монография
    В монографии рассматриваются вопросы развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза (в рамках специализации «Медиаобразование», государственный регистрационный № 03.
  7. Учебное пособие для вузов Таганрог 2007 (1)

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.
  8. Учебное пособие для вузов Таганрог 2007 (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы развития критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (государственный регистрационный № 03.
  9. И. В. Челышева научно-образовательный центр «медиаобразование и медиакомпетентность» (1)

    Документ
    Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов: учеб. пособие / под ред.

Другие похожие документы..