Курс лекций по «Мировой и отечественной детской литературе»

КУРС ЛЕКЦИЙ

По «Мировой и отечественной детской литературе»

Для студентов 1 курса социально-педагогического факультета (стационар) специальностей «Дошкольное образование. Практическая психология», «Дошкольное образование. Физическая культура», «Дошкольное образование. Английский язык» доц. Чумакевич Э.В.

Введение

Данный лекционный курс рассчитан на 10 часов самостоятельно-контролируемой работы студентов. Лекции в нем включены по разделам так, чтобы отразить творчество русских и зарубежных писателей, авторов, работавших в серебряном веке, представить жанр драматургии в детской литературе, которому критикой отводилось мало места в исследовательских работах, а также дать материал по межпредметным связям с возрастной психологией как самой близкой наукой по отношению к детской литературе и подробно изучаемой на факультете дошкольного образования. К текстам лекций дается библиография и блок вопросов для самоконтроля.

Русские писатели детям

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА В ВОСПРИЯТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В программу воспитания и обучения в детском саду (русскоязычный вариант) входят лирика и сказки Пушкина. Как известно, Пушкин специально для детей ничего не писал. Но Белинский, стоявший у истоков формирования детской литературы, рекомендовал ввести (и впоследствии ввел) в детское чтение многие произведения великого поэта, такие, как «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», пролог к поэме «Руслан и Людмила» и сказки.

Белинский впервые определил детскую литературу как мышление в образах, как искусство слова и утверждал, что она способствует гармоничному интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка с первых лет его жизни. Позже, на основании этих заключений, ученые назвали главной отличительной чертой детской литературы органическое слияние искусства, педагогики и возрастной психологии. Белинский выдвинул ряд требований, которым должны были соответствовать произведения для детей. Это занимательность повествования, лиричность, динамичность сюжета, конкретность и зримость образов, а также простота, доступность и ясность языка, строгое соблюдение его грамматических норм. Произведения Пушкина полностью отвечают этим требованиям. Вместе с тем пушкинские творения обладают познавательным, воспитательным, эстетическим значением для детей, они способствуют развитию речи, образного мышления, чувства ритма, а также пополняют словарный запас ребенка.

Пейзажная лирика Пушкина мудра и светла. Природа описана во все времена года и суток. Поражает разнообразие и глубина оттенков, точность и доступность их передачи. Поэт изображает природу реалистически, в легко узнаваемых детьми образах. Он выбирает самые точные ее приметы:

Синея, блещут небеса, /Еще прозрачные, леса /Как будто пухом зеленеют.

(«Евгений Онегин»)

Дети получают глубоко поэтическое представление о родной природе,что способствует их патриотическому воспитанию. Много написано о цветовых эпитетах в лирике Пушкина. Автор-художник помогает детям воочию представить величественные картины природы. Достаточно вспомнить следующие строки:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(«Зимнее утро»)

Природа в лирике поэта одушевлена, что усиливает восприятие стихов детьми. Например, зима изображается волшебницей, проказницей, о ней говорится - «матушка-зима». В строках стихотворения сквозит теплота отношения и радость, которую обещают зимние забавы детей:

... И рады мы

Проказам матушки-зимы...

Особенно нравится детям отрывок из «Евгения Онегина»: «Зима! Крестьянин, торжествуя...». В нем Пушкин дает бытовые зарисовки зимних игр детей, упоминается шаловливый мальчик, его мама, собака. Герои стихотворения узнаваемы, дети ставят себя на место героя, не желающего уходить с улицы, несмотря на холод, радуются вместе с героем, сочувствуют ему, заморозившему пальчик. Пушкин, являясь величайшим мастером стиха, умел придать ему любой оттенок - грусти, смятения, тревоги, радости.

Дети дошкольного возраста — это, в основном, слушатели. Поэтому очень важным является умение читающего взрослого донести до них всю глубину и прелесть пушкинских стихов, правильно расставить акценты, самим прочувствовать и представить то, что они читают. Наибольшую пользу принесут стихи, если они будут прочитаны детям именно в ту пору года, о которой повествуется. В данном случае окружающая природа играет роль иллюстрации к реалиям жизни.

Сказки Пушкина появились в период наивысшего расцвета его таланта. Детей они привлекают прежде всего тем, что построены на фольклорной основе. Отсюда и народность сказок. Детям знаком принцип

построения народной сказки, поэтому пушкинские творения

воспринимаются ими легко и органично. Сюжет сказок занимателен, осложнен конфликтом, наполнен богатейшей фантастикой, герои так же, как и в народных сказках, резко разделены на добрых и злых, действие разворачивается динамично, без пространных описаний, не усваиваемых детьми. Стих сказок Пушкина подвижен, передает ритм движения жизни, действия:

Едет с грамотой гонец

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой,

Сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят:

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

(«Сказка о царе Салтане»)

С изумительным мастерством Пушкин, не теряя динамики изложения, вплетает в повествование картины пейзажа. Природа также изображается в движении:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет,

Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

(«Сказка о царе Салтане»)

Пушкин обильно употребляет присущий народной сказке прием повтора. Дети в своей речи тоже постоянно пользуются повтором, иногда скандируя отдельные слова. Наиболее употребляемые в детской речи слова - глаголы, поскольку жизнь ребенка - движение, познавание мира через него. Сказки Пушкина также насыщены действием. Звукопись, которой гениально владел поэт, позволяет глубже вникнуть в смысл происходящего, ощутить цвет, запахи, услышать плеск волн:

Ты волна моя, волна,

Ты гульлива и вольна

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь...

А комар-то злится, злится...

В сказках Пушкина во множестве употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С раннего возраста дети слышат речь взрослых, обращенную к ним, именно в такой форме.

...белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает...

Большое воспитательное значение сказок Пушкина очень важно в становлении личности ребенка. В них не стареющая мораль, глубокие нравственные законы изложены в доступной форме. Афористичные строки поэта легко запоминают дети.

Для более полноценного восприятия художественного слова воспитатель должен объяснить детям значение некоторых архаичных слов, вышедших из употребления. Но обычно дети не останавливают читающего вопросами. Их завораживает музыкальность стиха, а непонятные слова не мешают следить за ходом повествования. Детям очень нравится юмор в сказках, понятны им и просторечия, народная лексика, иногда данная поэтом в виде авторизованных пословиц и поговорок:

Но жена не рукавица -

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь...

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садись не в свои сани!

Пушкинское творчество, вошедшее в детское чтение, - неотъемлемая часть детской литературы. Это великий образец, давший мощный толчок дальнейшему развитию детской книги. Чистота и радость, искренний, задушевный тон поэта, бьющая через край энергия благотворно воздействуют на формирующуюся душу ребенка. В.Г.Белинский писал:

«Никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых... читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин».

Литература:

1. Белинский В.Г. Избранные филологические сочинения: В 2-х томах. Т. 2. М, 1948. С. 160.

  1. Сказки Пушкина в школе. / Сост. Коровина В.Я. М., 1972.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите признаки, по которым сказки А.С.Пушкина вошли в детское чтение.

  2. Что давало автору использование элементов фольклора в сказочном творчестве?

  3. В чем эстетическая ценность лирики А.С.Пушкина?

  4. Каково значение творчества А.С.Пушкина в развитии детей?

Русские писатели серебряного века детям

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО САШИ ЧЕРНОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Творчество русских писателей и поэтов, оказавшихся волей судеб в эмиграции, остаётся частью единого литературного процесса. Дело не только в том, что многие писатели и поэты эмиграции были известными творцами в дореволюционной России (как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.М. Ремизов, А.И. Куприн, Н.А. Тэффи и мн. др.). Начиная писать уже на чужбине (В.В. Набоков, Г. Газданов, В. Смоленский, И. Елагин, Б. Поплавский и др.), они тем не менее осознавали себя носителями русской культуры, русского языка, через которые и познавали зарубежное общество и другие языки и культуры. Интересно, что чужбина вызывала не только жгучий интерес к себе, но и становилась катализатором патриотических эмоций. Точно так же в периоды кризисов общество начинает тяготеть к традиционным ценностям.

Среди писателей и поэтов первой волны эмиграции имя Саши Черного выделяется как имя творца, незаслуженно обойдённого вниманием исследователей. Его творчество многогранно, в нем представлена как проза, так и поэзия. Адресовался же он одновременно и к взрослым, и к детям.

Обращение к детской литературе для творчества Саши Черного периода эмиграции не было чем-то совершенно новым. Важно другое: Саша Черный воплотил свою любовь к Родине-России в своих "детских" произведениях. Для него утраченная Россия превратилась в прекрасные детские воспоминания, как для других Родина представала прежде всего в картинах родной природы (например, И.А. Бунина). Интонации "Лета Господня" И.С. Шмелева оказываются интимно близки строкам Саши Черного. Частный творческий опыт оказывается включён в контексты индивидуального творческого пути автора, развития отечественной поэзии начала XX века, "вех" и "глубин" русской эмиграции.

Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием "Детский остров", вышли в 1921 году в данцигском филиале берлинского издательства "Слово". Оно оказалось единственным прижизненным изданием. Основу сборника составили стихотворения, до того времени не появлявшиеся в печати. Кроме того, в состав книги включены все стихи Саши Черного, опубликованные до его отъезда за границу, и целиком сборник для детей "Тук-тук", изданный в 1913 году издательством И.Д. Сытина.

В монографическом исследовании Л.А. Евстигнеевой "Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы" автор приходит к выводу, что период "Сатирикона" следует считать самым плодотворным и характерным для Саши Черного. Книга "Детский остров" реализует "давнишнее его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове... "Робинзонство" стало одной из самых характерных черт последнего периода творчества Саши Черного" [5. С. 201]. Это сказалось, в частности, в настойчивом обращении поэта к детской тематике. Он активно сотрудничал в журнале "Зеленая палочка", который выходил в Париже в 1920-1921 гг. при участии А.И. Куприна, И.А. Бунина, А.Н. Толстого и др. В книге "Детский остров" Саша Черный «спрятался на время на детский остров и сам стал ребенком, ребенком, который и прост и ясен, и не умеет еще болеть взрослыми болями" [5. С. 202]. Такой подход не объясняет глубины "детского" в личности писателя, с другой же стороны, он принижает значение его послереволюционного творчества. В конце 1990-х годов становится понятно, почему у многих исследователей, в том числе Л.А. Евстигнеевой, проявлено такое отношение к творчеству после Октябрьской революции тех писателей, которые оказались в эмиграции. Налицо социальный заказ: лучшее у этих творцов осталось позади, - в "царском", хотя и ненавистном периоде.

Специфика творчества Саши Черного, к сожалению, не так часто становилась предметом внимания литературоведов. Эта специфика, как справедливо замечено В. Александровым, заключается в сохранении писателем "детского, открытого" взгляда на мир. Именно с этих позиций возможно адекватное прочтение текстов Саши Черного. К сожалению, сборник "Детский остров" Саши Черного не нашёл достойного отражения в литературоведческих исследованиях. Авторы, писавшие о поэте, называют сборник "Детский остров" "продолжением дореволюционного творчества" (Л.А. Евстигнеева), собранием уже давно подготовленных текстов, лишь почти случайно нашедших своего издателя в 1921 году (Н. Станюкович). Не произведены сравнительные исследования творчества Саши Черного периода после Октябрьской революции и творчества его современников - детских писателей и поэтов Советской России (А. Введенский, Д. Хармс и др.).

  1. Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен

    Литература
    Агаджанян Н.А., Ушаков И.Б. с соавт. Экология человека: Словарь-справочник / Под. Общ. Ред. Н.А.Агаджаняна. – М.: ММП «Экоцентр», изд. Фирма КРУК, 1997.
  2. Курс лекций по общей хирургии в. И. Малярчук, Ю. Ф. Пауткин (1)

    Лекция
    Успехи, достигнутые хирургией сегодняшнего дня, были бы невозможны, если бы в свое время не были разработаны приемы борьбы с микроорганизмами, вызывающими развитие тяжелейших гнойных процессов в ране.
  3. Курс лекций по общей хирургии в. И. Малярчук, Ю. Ф. Пауткин (2)

    Лекция
    Истоки развития способов борьбы с гнойной инфекций уходят в далекое прошлое. Так, Гиппократ (460-370 гг до н.э) промывал раны только кипяченой водой, при их лечении использовал полотнянные, хорошо всасывающие отделяемое из раны повязки,
  4. Курс лекций по дисциплине «маркетинг» Ярославль 2008 (1)

    Лекция
    Курс лекций содержит классическую программу дисциплины «Маркетинг» по всем основным направлениям и темам: содержание, цели и принципы маркетинга, комплексная характеристика рынка,
  5. Курс лекций по дисциплине «маркетинг» Ярославль 2008 (2)

    Лекция
    Термин "маркетинг" происходит от английского слова "market" (рынок) и в буквальном смысле означает деятельность в сфере рынка, сбыта.
  6. Курс лекций по русскому народному поэтическому творчеству для студентов факультета русского языка, литературы и иностранных языков по специальности «филолог» Преподаватель даниелян э. С (1)

    Лекция
    На протяжении веков русский народ создавал и продолжает творить богатейшую устную поэзию. В науке для обозначения народного творчества существует несколько названий.
  7. Курс лекций по русскому народному поэтическому творчеству для студентов факультета русского языка, литературы и иностранных языков по специальности «филолог» Преподаватель даниелян э. С (2)

    Лекция
    Каждое из приведенных наименований фольклора указывало на несколько или какой-то один из его признаков – признак непосредственного выражения народности, устности, традиционности, художественности, связи с народным бытом и другие признаки.
  8. Курс лекций по «Основам экологии» Некоммерческая организация «Колледж Идель Урал». 36 часов = 16 лекций + зачет (4 часа)

    Литература
    Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизи­тельно к 1900г. Термин «экология» был предложен немецким био­логом Эрнстом Геккелем в 1869 г.
  9. Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология в системе социальных и гуманитарных наук

    Документ
    Особенно актуальна он для нашей страны, переживающих период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, трансформации самой общественно-политической системы.

Другие похожие документы..