Тюменский государственный университет

6. Темы контрольных работ

Согласно учебному плану, студенты в VI семестре выполняют письменную контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка и согласовывается с преподавателем. Написание двух одинаковых тем в группе не допускается.

  1. Формирование объектов управления в условиях рыночной экономики.

  2. Методологические факторы эффективности управления.

  3. Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетание и развитие.

  4. Развитие управленческой мысли в России во второй половине XIX века.

  5. Переосмысление идей Ф. Тейлора в работах А.К. Гастева.

  6. Философия японского менеджмента.

  7. Сравнительный анализ американского и западноевропейского менеджмента.

  8. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента.

  9. Система «Канбан» и кружки качества.

  10. Теория Д. МакГрегора.

  11. Теория А. Маслоу.

  12. НЭП, особенности государственного менеджмента.

  13. Классики японского менеджмента (Мацусита Коносуке, Тойода, Фукудзава Ю.И. и др.).

  14. Идеи управления в работах А. Смита.

  15. Раскрытие идей менеджмента в работах А. Слоана.

  16. «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля.

  17. Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда.

  18. Реформы П.А. Столыпина и их роль в организации государственного управления.

  19. Особенности перестройки управления экономикой, начатые в России в 1986 году.

  20. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента.

  21. Принципы рационализма труда А.К. Гастева.

  22. НОТ в работах О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, Н.А. Витке.

  23. Идеи экономических методов управления в работах С.Г. Струмилина, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.

  24. Идеи менеджмента в работах М. Вебера.

  25. Функции руководителя в работах Ч. Барнарда.

  26. Принципы менеджмента Л. Урвика.

  27. Философия менеджмента Г. Эмерсона.

  28. Проблема власти и лидерства в работах М. Фуко.

  29. Принципы крупномасштабной организации в работах Ф. Шумахера.

  30. Идеи управления в работах Ч. Хэнди.

  31. Природа и классификация функций менеджмента.

  32. Научность, опыт и искусство управления: характер взаимодействия, соотношение и сочетание.

  33. Система работы с персоналом управления.

  34. Методология и организация нововведений в менеджменте.

  35. Мотивация и стимулирование персонала управления.

  36. Формирование и развитие этики менеджмента.

  37. Особенности российского менеджмента.

  38. Разработка целей организации.

  39. Разработка стратегии организации.

  40. Роль информации в менеджменте организации.

  41. Типы вознаграждения и их влияние на мотивационное поведение человека.

  42. Концепция антикризисного управления организацией.

  43. Управление проектами в условиях современного менеджмента.

  44. Собственность и управление: связь и тенденции развития.

  45. Эффективность и качество деятельности менеджера.

7. Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарики, 2000.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарики, 1999.

  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  4. История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: ДеКа, 1998.

  6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2002.

  7. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.

  8. Менеджмент организации: Учебное пособие/Под.ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА –М, 1997.

  9. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: дело, 1998.

  11. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Научн. Редакторы: А.М. Зобов, С.Р. Красильников. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  12. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Грейсон Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

  2. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1996.

  3. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993.

  4. Классики менеджмента: Энциклопедия/Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.

  5. ПитерсТ., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996.

  6. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

  7. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1996.

  8. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. – М.: Автор, 1993.

  9. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996.

  10. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.

  11. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1996.

  12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. – М.: МО, 1993.

  13. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. – М.: Наука, 1993.

  14. Чудновская С.Н. Интеграция и квантификация процессов менеджмента. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.

  15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.

Глоссарий

Авторитаризм – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный – 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.

Адаптация – приспособление строений и функций организмов к условиям существования.

Администрация – составная часть управленческой деятельности, занимающаяся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д.

Альтернатива – 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей.

Антитейлористы – школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная, прежде всего, О. А. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским. Антитейлористы резко выступали против политико-идеологической нейтральности тейлоризма и обращали внимание на недопустимость его отождествления с «научной организацией труда», отмечая ориентированность тейлоровского учения на максимальную, выходящую за пределы возможностей человеческого организма интенсификацию труда, что было несовместимо с ценностями нового строя, утвердившегося в России.

Бихевиоризм – изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.

Бюджет – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

Бюрократия – 1) тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника; 2) орган государства, организационно оформленный в виде аппарата чиновничества.

Вторая Всесоюзная конференция НОТ (1924) – конференция по НОТ, выработавшая окончательную трактовку термина «НОТ», (в отношении которой велись дискуссии о расстановке акцентов в прикладных и теоретических исследованиях) согласно которой НОТ понималась, прежде всего, как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления и определившая главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки в России, характеризующуюся доминированием прикладных исследований над теоретико-методическими.

Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.

Внешняя среда организации прямого воздействия – факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственной власти, потребители и конкуренты.

Внутренняя среда организации – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.

Группа – это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Группы формальные – это группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса.

«Группа 4-х» - школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Сторонники этого течения предостерегали от опасности чрезмерного теоретизирования и предлагали заниматься в первую очередь практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда отдельного человека, с рационализации трудовых операций.

Делегирование полномочий – передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем, права использовать ресурсы организации для выполнения определенных задач.

Департаментизация – процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации (от слова «департамент», или «отдел»).

Децентрализация – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Децентрализация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.

Дзайбану – система отношений между фирмами и банками Японии, в соответствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп.

Задача – определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.

Иерархия – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположений служебных званий, должностей в порядке их подчинения (иерархическая лестница).

Индивидуализм – принцип, составляющий основу американской системы управления, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия.

Исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий. Исследование операций основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др.

Кайрацу – в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы.

Классическая (административная) школа управления – подход в теории менеджмента, исследующий главным образом методы и формы совершенствования системы управления организацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли.

Количественный подход (школа науки управления) – подход в теории менеджмента, предполагающий применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Коммуникационная сеть – соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.

Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Кооперация – форма организации труда, при которой большое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.

Менеджер – наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Менеджмент – интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующими в рыночных условиях предприятиями определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности.

Метод «участвующего управления» - один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффективно использовать его способности.

Миссия организации – комплексная цель организации, вызывающая у членов организации состояние устремленности и понимания своей роли и роли организации.

Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.

Модель Портера-Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожидания и теории справедливости.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.

Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения людей к выполнению какой-либо деятельности.

Научное управление – подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда. Научное управление тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет и Генри Гантта.

Научная организация труда (НОТ) – совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

Неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации.

Организация – 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей; 2) функция менеджмента, процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности, создание организационной структуры.

Ответственность социальная – определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации.

Ответственность юридическая – следование организации законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что она может, а чего не может.

Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921) – конференция, на которой поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, рационализация труда, психофизиология труда, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стимулирование труда, отношение к тейлоризму.

План – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Планирование – процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.

«Платформа 17-ти» - школа НОТ, представленная, прежде всего, П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в работу по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества.

Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Подразделение – составная часть организации, выполняющая специфические конкретные задания и добивающееся конкретных специфических целей в рамках организационных целей.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач.

Потребность – внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостатка чего-либо.

Процесс принятия решений – последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.

Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия.

Развитие – совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность сопротивляться разрушающим воздействиям внешней среды.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Рационализация – разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности.

Регулирование – функция управления, направленная на поддержание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех процессах, которые определяют само существование системы, ее целостность и строение.

Ресурсы управления – основные факторы управления, определяющие необходимые условия его осуществления: людские, информационные, технические, экономические. В качестве ресурсов управления выступают также время и пространство (территории, площади и пр.).

Решение управленческое – процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совместной деятельности людей, ведущие к достижению цели.

Риск – принятие решений, вероятность успеха которых недостаточна высока.

Роль управленческая – вид поведения менеджера в определенных ситуациях управления, комплекс образов менеджера, которые рождаются в результате его поведения в управленческих ситуациях (консультант, концептолог, инноватор, арбитр и пр.).

Система – совокупность элементов, взаимосвязанность которых определяет ее целостность, устойчивость и адаптивность.

Системный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, система субординации, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта, ориентированных на достижение единой конечной цели в условиях меняющейся деловой среды.

Система управления – совокупность действий, определяющих реальность управленческой деятельности. Звенья и связи, участвующие в процессах управления.

Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

Ситуационный подход – подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности.

Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности.

Стимул – заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижения цели или результата.

Структура системы управления – конструкционная основа системы управления, совокупность связей прямой подчиненности звеньев системы управления.

Субъект управления – часть управляемой (социально-экономической) системы, выделяемая по критериям функций управления, масштаба полномочий, ступени иерархии.

Тейлористы – школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная И. Канегисером, Н. Гредескулом и др., которые были склонны отождествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления, утверждавшими, что учение Ф. Тейлора не только принципиально неоспоримо, но еще и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях.

Тектология – методология и доктрина решения организационных задач, сформулированная А. Богдановым (Малиновским), носившая ярко выраженный механистический характер, предполагающая единство строения и развития самых различных систем (ее другое название – «Всеобщая организационная наука»).

Теория «7S» - системная концепция современного менеджмента, предполагающая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения и остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются следующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделяемые ценности.

Теория «Z» - концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является человек и для того, чтобы добиться эффективного управления необходимо придерживаться следующих положений и правил управления людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.

«Теория хаоса» - концепция современного менеджмента, предполагающая, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности.

Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Функция управления – обособленное направление управленческой деятельности.

Цель – конкретный конечный результат или желаемое состояние управляемой системы.

Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Централизация – процесс распределения полномочий в направлении их концентрации на вышестоящих уровнях системы управления.

Центральный институт труда при ВЦСПС – научно-исследовательский институт, возглавляемый А.К. Гастевым, занимавшийся проблемами научной организации и культуры труда.

Школа поведенческих наук – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга.

Школа человеческих отношений – подход в теории менеджмента, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы.

Экономические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на экономические рычаги (налог, цена, прибыль, фонды и пр.).

Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями или ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления.

Выдающиеся представители теории менеджмента

Бэббидж Ч. (1792-1872) – английский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1832) по теории функций, механизации счета в экономике, сконструировавший и построивший (1820-1822) машину для табулирования и работавший над постройкой разностной машины (1823), разработал (1833) проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраз ЭВМ.

Витке Николай Андреевич – крупный организатор НОТовского движения в СССР, представитель социального направления в отечественной науке управления.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915) – сын крупного чиновника, занимавшего в государственной иерархии ряд постов. Закончил математический факультет Одесского университета. Витте являлся крупным государственным деятелем России, автором дифференцированных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. Витте являлся министром финансов России и в 1897 г. Осуществил денежную реформу России.

Канторович Леонид Васильевич (1912-1986) – российский математик и экономист, автор трудов по функциональному анализу, вычислительной математике, основоположник линейного программирования; один из создателей теории оптимального планирования и управления народным хозяйством, теории оптимального использования сырьевых ресурсов; лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1949), Нобелевской премии (1975).

Милль Дж.С. – английский философ, экономист, социолог, последний представитель классической школы политэкономии, основатель английского позитивизма, обосновавший либеральные реформы, призванные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса.

Мордвинов Николай Семенович (1754-1845) – выдающийся русский ученый и политик, ближайший соратник М.М. Сперанского по разработке плана улучшения финансовой системы России. Автор идеи промышленного протекционизма и управления финансами.

Оуэн Р. (1771-1858) – «капиталист – благотворитель», утопический социалист, впервые в истории менеджмента определивший, что менеджмент – это не институт, а скорее совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе и человеческих ресурсов, в процессе достижения корпоративных целей. Оуэн стремился к созданию «рационального», «гармоничного» социума на базе самоуправляющихся аграрно-индустриальных общин.

Смит А. (1723-1890) – шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии, специалист в области управления, сделал анализ различных форм разделения труда.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – выдающийся русский ученый и политик, родился в с. Черкутине Владимирской губернии в семье сельского священника, закончил Александро-Невскую семинарию (1791). Сперанский являлся товарищем министра юстиции и одновременно главным советником Александра I в делах государства, одним из активных строителей созданной в период царствования Николая I всеохватывающей бюрократической системы управления.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) – выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1883 г. В 1906 г. Был назначен министром внутренних дел и премьер-министром России. Столыпин был организатором проведения целой серии реформ, выступал против хаоса, беззакония, коррупции, взяточничества и других дестабилизирующих явлений, характерных для России того времени.

Эрхард Л. (1897-1977) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50-60-х гг. XX столетия проводивший в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны.

Светлана Ивановна Черноморченко, к.п.н., доцент

София Леонидовна Дмитриева, ассистент

менеджмент

рабочая программа

по дисциплине «Менеджмент»

для студентов специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Подписано в печать_____________Объем_________п.л.

Формат 60x84/16 Заказ №________Тираж _______экз.

Издательство Тюменского государственного университета

625000, г.Тюмень, ул.Семакова, 10

  1. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  3. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  4. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  5. Тюменский государственный университет (5)

    Программа
    Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов
  6. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..