Тюменский государственный университет

Занятие №30. Тема 24. Управление конфликтом

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Причины и типы конфликтов в организации.

  2. Уровни конфликтов в организации.

  3. Методы разрешения межличностных конфликтов.

  4. Структурные методы управления конфликтом.

  5. Переговоры в управлении конфликтом.

Практикум:

1. Анализ конкретной ситуации «Дилемма для Ирины». Студентам в малых группах предлагается обсудить и проанализировать материал ситуации, предоставленной преподавателем, а также ответить на ряд вопросов к ситуации. Работа аудиторная, оформляется письменно и сдается для проверки.

2. Практикующее упражнение «Разрешение противоречий в группе». Позволяет показать, как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в группе. Проводится на материале, предоставленном преподавателем, аудиторно, в форме общего обсуждения. По итогам вырабатывается план действий на определенный период времени, что обеспечивает снижение уровня нездоровой конкуренции в группе.

Домашнее задание для самостоятельной работы:

1. Анализ конкретной ситуации «Организация управления на вьетнамской фабрике «Фост» в Подмосковье». Студенты письменно готовят свои предложения по разрешению основных проблем, сформулированных в ситуации, предоставленной преподавателем для ознакомления и анализа.

2. Практикующее упражнение «Межличностный конфликт». Студентам предлагается описать какой-либо из имевших место в их жизни межличностных конфликтов в соответствующих терминах, заполнив форму, предоставленную преподавателем.

Занятие №31. Тема 25. Управление изменениями

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Природа и характеристика организационных изменений.

  2. Планируемые организационные изменения:

    • цели планируемых изменений

    • причины для изменений в организации

    • сопротивление изменениям в организации

    • модели и процессы организационных изменений (системная, «трехшаговая», «исследования – действия», «пятишаговая», организационное развитие).

  3. Подходы к проведению изменений в организации:

  • подходы, ориентирующиеся на человека (обзор обратной связи, формирование рабочей группы, консультация по процессу, качество жизни на работе)

  • подходы, ориентирующиеся на задачи – технологию (задание рабочего места, социотехническая система, кружки качества, высокий уровень работы – высокие обязательства по работе)

  • подходы, ориентирующиеся на структуру – стратегию (матричные структуры, параллельная организация, стратегические изменения).

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Преобразования в ЦТУ». На основании материала, предоставленного преподавателем, провести обсуждение и анализ ситуации в малых группах. По итогам обсуждения сформулировать ответы на вопросы к ситуации, обобщить итоги. Работа аудиторная, проводится в устной форме.

Домашнее задание для самостоятельной работы:

Упражнение «Наблюдаемые изменения в организации». Студентам предлагается привести примеры организационных изменений, которые им лично приходилось наблюдать или в которых они непосредственно участвовали. Использовать и заполнить форму, предложенную преподавателем.

Занятие №32. Тема 26. Имидж организации и образ

современного менеджера

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Имидж, сущность понятия.

  2. Раскрытие понятия «сильный имидж».

  3. Раскрытие понятия «корпоративный имидж».

  4. Имидж организации, его структурные элементы.

  5. Необходимость взаимосвязи всех структурных элементов.

  6. Образ менеджера, его зависимость от специфики менеджмента в данной стране.

Практикум:

Выступления студентов с небольшими докладами (с элементами игровых ситуаций):

  1. Образ японского менеджера.

  2. Образ немецкого менеджера.

  3. Образ американского менеджера.

Занятие №33. Тема 27. Социальная ответственность и этика менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Основные точки зрения на социальную ответственность.

  2. Различия между юридической и социальной ответственностью.

  3. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

  4. Принципы этики.

  5. Влияние личных ценностей на поведение руководителя.

  6. Взаимосвязь между ценностями и социальной ответственностью.

Практикум:

1. Анализ конкретной ситуации «Современная этика». На материале, предоставленном преподавателем, студенты в малых группах обсуждают проблематику ситуации, анализируют ее, отвечают на поставленные вопросы. Работа аудиторная, проводится в форме обсуждения.

2. Упражнение «Программа повышения этичности». Студентам предлагается разработать программу повышения этичности поведения персонала конкретного предприятия в рамках социальной ответственности, используя материалы семинарского и лекционного занятий.

Занятие №34. Тема 28. Факторы и тенденции эффективности менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Современные тенденции развития менеджмента.

  2. Учет в управлении тенденций развития менеджмента.

  3. Сущность эффективности управленческой деятельности.

  4. Основные факторы качества управления.

  5. Взаимозависимость качества деятельности и качества продукции.

  6. Инновационный потенциал менеджмента.

Практикум:

Анализ комплексной конкретной ситуации «Новые отрасли фирмы «Интеллект». На материале ситуации, представленной преподавателем, студентам предлагается обсудить и проанализировать основные проблемы, касающиеся эффективности управления. Работа аудиторная, проводится в форме совещания – обсуждения, носит обобщающий характер, позволяет подвести итог курсу «Менеджмент».

4. Самостоятельная работа студентов

При изучении дисциплиныбольшая рольотводитсясамостоятельной работе студентов в соответствии с предусмотренным учебным планом балансом времени. Она предусматривает:

- дополнительную проработку материалаизученного на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях

- самостоятельное изучение части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений и не нуждается в дополнительных комментариях лектора;

- подготовку к семинарским и практическим занятиям (в разделе 3 написаны с подчеркиванием текста).

Все предусмотренное настоящей программой содержание тем, в том числе вопросы для самостоятельного изучения, включается в промежуточные и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

5. Вопросы для контроля знаний

  1. Управление как вид деятельности человека. Содержание управленческой деятельности.

  2. Концепция менеджмента и основные парадигмы управления.

  3. Средства и методы управления, их взаимосвязь.

  4. Механизмы управления: социально-психологические, экономические, организационные. Сочетание и особенности использования.

  5. Менеджмент как процесс и область деятельности.

  6. Место менеджмента среди научных дисциплин.

  7. Типы менеджмента. Использование типологии менеджмента в практике управления.

  8. Цели и задачи управления: формирование и взаимосвязь.

  9. Кадры менеджмента: суть управленческой деятельности, уровни управления, роли руководителя.

  10. Профессионализация управления и эффективность деятельности организации: формирование и взаимосвязь.

  11. Личность менеджера: персонализация управления.

  12. Направления и уровни управленческой деятельности.

  13. Принципы управления.

  14. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Общие характеристики организаций.

  15. Система менеджмента: внешняя среда организации.

  16. Система менеджмента: внутренняя среда организации.

  17. Субъект и объект управления, их взаимосвязь.

  18. Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления.

  19. Современная система взглядов на менеджмент.

  20. Признаки системности и системные концепции.

  21. Методология менеджмента: пути, средства и возможности достижения цели.

  22. Использование функционального подхода в управлении организацией.

  23. Распределение и взаимосвязь функций управления в организации.

  24. Использование системного подхода в управлении организацией.

  25. Использование ситуационного подхода в управлении организацией.

  26. Управление как интеграция деятельности.

  27. Роль информации в управлении. Виды и свойства информации.

  28. Информация как ресурс управления. Интеграционные свойства информации.

  29. Роль коммуникаций в управлении. Виды и средства коммуникаций.

  30. Коммуникационные стили и коммуникационный процесс. Формальные и неформальные коммуникации.

  31. Содержание функции менеджмента: планирование.

  32. Процесс стратегического планирования в организации.

  33. Типы стратегических альтернатив. Выбор и планирование реализации стратегии.

  34. Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.

  35. Стратегия и развитие организации.

  36. Организация как функция и процесс управления. Делегирование. Принципы делегирования полномочий.

  37. Проектирование организационных структур.

  38. Типы организационных структур.

  39. Содержание функции управления: мотивация.

  40. Сравнительный анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации.

  41. Координация как функция управления.

  42. Содержание функции управления: контроль.

  43. Этапы процесса контроля в управлении организацией.

  44. Модели и методы контроля. Характеристики эффективного контроля. Связь контроля с другими функциями управления.

  45. Природа и характеристика управленческого решения. Классификация решений. Процесс принятия решения.

  46. Методы и модели принятия решений.

  47. Власть и влияние в менеджменте. Формы власти и влияния, их источники.

  48. Власть и партнерство: факторы, влияющие на управляемость.

  49. Эффективное использование власти и стратегия влияния. Баланс власти.

  50. Лидерство. Современные концепции лидерства.

  51. Стили управления.

  52. Динамика групп в организации и ее влияние на организационное поведение.

  53. Конфликты: причины, типы и методы управления. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов.

  54. Природа и характеристика организационных изменений.

  55. Управление изменениями в организации: причины и цели изменений, виды изменений, подходы к управлению ими, преодоление сопротивления.

  56. Модели и процесс организационных изменений.

  57. Имидж менеджера.

  58. Ответственность менеджмента. Виды ответственности, взаимосвязь и различия между ними.

  59. Принципы этики менеджмента.

  60. Современные тенденции развития менеджмента и их влияние на эффективность управленческой деятельности.

  61. Подходы к определению эффективности управления.

  62. Измерение и оценка эффективности управления организацией.

  1. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  3. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  4. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  5. Тюменский государственный университет (5)

    Программа
    Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов
  6. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..