Тюменский государственный университет

Занятие №18. Тема 18. Планирование как функция менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Сущность, функции, выгоды и виды планирования.

  2. Разработка целей организации.

  3. Характеристика целей организации.

  4. Типы стратегических альтернатив.

  5. Выбор стратегии.

  6. Планирование реализации стратегии и ее оценка.

  7. Тактика, политика, процедуры, правила.

  8. Контроль за выполнением стратегии.

  9. Оценка стратегического плана.

Практикум:

Упражнение «Определение стратегии поведения фирмы». Преподаватель предлагает студентам на основе анализа конкретных примеров применить свои знания для уяснения типа стратегии развития, реализуемой описываемой в примере фирмой. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается преподавателю для проверки.

Занятие №19. Тема 18. Планирование как функция менеджмента

Практикум:

1. Упражнение «Стратегическое управление». Проводится в двух частях: 1) Преподаватель предоставляет студентам для анализа в малых группах различные конкретные ситуации, направленные на обсуждение основных положений теории стратегического управления путем ответа на поставленные вопросы; 2) На основании раздаточного материала, предоставленного преподавателем, студенты в малых группах проводят с помощью матрицы Томпсона и Стрикланда анализ влияния факторов среды на выбор стратегии развития бизнеса.

2. Деловая игра «Планирование деятельности фирмы». На основании объяснения преподавателем некоторых предпосылок деловой игры студентам в малых группах предлагается самостоятельно составить краткие бизнес-планы создаваемых ими организаций, определить все необходимые исходные параметры, написать по итогам работы объяснительную записку. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается для проверки.

Занятие №20. Тема 19. Организация взаимодействия в системе менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Сущность функции организации в менеджменте.

  2. Факторы проектирования организации:

    • внешняя среда

    • технология работ

    • стратегический выбор

    • поведение человека

  3. Элементы проектирования организации:

  • разделение труда и специализация

  • департаментизация и кооперация

  • связи в организации и координация

  • масштаб организации и контроля

  • иерархия в организации и ее звенность

  • распределение прав и ответственности

  • централизация и децентрализация

  • дифференциация и интеграция

  1. Типы организаций и их структуры:

  • по взаимодействию с внешней средой

  • по взаимодействию между подразделениями

  • по взаимодействию с человеком

  • новое в типах организаций.

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Металлургическая компания». Преподаватель предлагает студентам для обсуждения в малых группах конкретную ситуацию, позволяющую добиться большего понимания влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации, и вопросы к ситуации. Малые группы оформляют свое решение ситуации письменно, затем в аудитории заслушивается каждая группа и подводится итог занятию.

Занятие №21. Тема 19. Организация взаимодействия в системе менеджмента

Практикум:

Деловая игра «Схема организационной структуры». По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации, по которой ранее ими был написан бизнес-план. При этом прилагается пояснение в текстовой форме с указанием использованных элементов проектирования организационной структуры, определяется тип организации на трех уровнях взаимодействия: с внешней средой, между подразделениями и с человеком. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается для проверки.

Занятие №22. Тема 20. Мотивация деятельности в

менеджменте

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Основы и процесс мотивации.

  2. Теории содержания мотивации:

    • иерархия потребностей Маслоу

    • теория ERG Альдерфера

    • двухфакторная теория Герцберга

    • теория приобретенных потребностей МакКлелланда

  3. Теории процесса мотивации:

  • теория ожидания

  • теория справедливости

  • теория постановки целей

  • модель Портера-Лоулера

  1. Системы стимулирования.

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Мотивирование работников мясокомбината». Преподаватель предлагает для обсуждения в аудитории конкретную ситуацию, характеризующую использование системы мотивации на Подмосковном мясокомбинате. К данной ситуации прилагается список вопросов, ответы на которые студенты оформляют письменно и сдают преподавателю для проверки.

Занятие №23. Тема 20. Мотивация деятельности в

менеджменте

Практикум:

  1. Анализ конкретной ситуации «Вечер встречи». На основании предоставленного преподавателем раздаточного материала студенты должны объяснить с точки зрения мотивации поведение героев ситуации и найти в их отношении к работе и жизни подтверждение идеям теорий А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга.

  2. Деловая игра «Разработка мотивационных схем». Студенты разрабатывают различные мотивационные схемы в масштабах создаваемых ими на предыдущих занятиях организаций. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается для проверки.

Занятие №24. Тема 21. Координация и контроль в системе

менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Сущность и необходимость координации.

  2. Виды координации.

  3. Определение функции контроля в менеджменте.

  4. Виды контроля:

    • предварительный контроль

    • текущий контроль

    • заключительный контроль

  5. Процесс контроля.

  6. Поведенческие аспекты контроля.

  7. Эффективность контроля и его характеристика.

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит». Преподаватель предлагает для обсуждения в малых группах конкретную ситуацию, описывающую систему контроля, применяемую в корпорации «Дженерал Электрик Кредит». К ситуации прилагается список вопросов, на которые студентам предлагается сформулировать ответы.

Занятие №25. Тема 21. Координация и контроль в системе

менеджмента

Практикум:

Деловая игра «Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие контроля на поведение персонала». На материалах деловых игр предыдущих занятий студентам предлагается описать по каждой стадии процесс контроля за хозяйственной деятельностью созданной ими организации. На основе критического анализа процесса контроля вырабатываются мероприятия по его совершенствованию с учетом изменений факторов внешней среды. Разрабатывается система оценочных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Составляется объяснительная записка.

Занятие №26. Тема 22. Принятие решений в менеджменте

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Природа и характеристика управленческого решения.

  2. Классификация решений.

  3. Модели принятия решений (рациональная, количественная, ограниченная).

  4. Процесс принятия решения.

  5. Методы принятия решения.

  6. Этическое принятие решения.

Практикум:

1. Упражнение «Программированные и непрограммированные решения». Студенты индивидуально определяют, к какому типу принадлежат решения, предложенные преподавателем для обсуждения, докладывают результаты, объясняют ответы и то, как они к ним пришли.

2. Анализ конкретной ситуации «Программы «Медэкс». Преподаватель предоставляет студентам раздаточный материал, в котором изложена проблематика конкретной ситуации, касающаяся процесса принятия решений в компании «Медэкс». Студентам предлагается в малых группах обсудить данную ситуацию, проанализировать ее и изложить в письменном виде ответы на поставленные вопросы к ситуации.

Занятие №27. Тема 22. Принятие решений в менеджменте

Практикум:

Деловая игра «Влияние врожденной склонности к риску на эффективность принятия управленческих решений». Игра проводится в четыре взаимосвязанных этапа:

  1. Тестирование участников деловой игры на индивидуальную склонность к риску.

  2. Анализ решаемой хозяйственной ситуации.

  3. Расчет экономической эффективности принимаемых участниками деловой игры решений.

  4. Анализ полученных в ходе деловой игры результатов.

Преподаватель должен ознакомить участников игры с условиями ее проведения и содержанием отдельных этапов. Затем он, не вмешиваясь в ход деловой игры, контролирует время выполнения этапов; разъясняет участникам игры отдельные моменты, запланированные в данном этапе; решает возникающие в процессе деловой игры спорные вопросы; организует контроль, обеспечивающий предупреждение вынесения неправильных решений; доводит решение, принятое каждой группой участников деловой игры, до других групп.

Занятие №28. Тема 23. Власть и влияние в менеджменте

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Природа и сущность власти и влияния.

  2. Основы и источники власти.

  3. Власть подчиненного.

  4. Баланс власти.

  5. Эффективное использование власти и стратегия влияния.

  6. Власть и партнерство в современном менеджменте.

  7. Организационная политика и этическое поведение.

Практикум:

1. Анализ конкретной ситуации «Центр власти в «Автострахе». На основе полученной от преподавателя информации по ситуации студенты должны в малых группах обсудить и проанализировать проблемы, поставленные в ситуации, а также ответить на ряд вопросов. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается преподавателю для проверки.

2. Практикующее упражнение «Различия и тактика должностной власти». Пользуясь материалом, предоставленным преподавателем, студентам предлагается исследовать основы власти по различным должностям, а также продемонстрировать различия во мнениях об основах власти. Работа аудиторная, проводится в устной форме общего обсуждения.

Домашнее задание для самостоятельной работы:

Упражнение «Власть в аудитории». Проанализировав свое участие в занятиях, студенты должны в соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в аудитории, а также заполнить предложенную им форму.

Занятие №29. Тема 23. Динамика групп и лидерство.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Отношения «индивид – группа».

  2. Типы групп в организациях.

  3. Процесс развития группы.

  4. Природа и характеристика групповой работы.

  5. Факторы эффективности группы.

  6. Основы лидерства:

    • природа и содержание лидерства

    • лидерство и эффективность управления

    • подходы к изучению лидерства

  7. Традиционные концепции лидерства:

  • теория лидерских качеств

  • концепция лидерского поведения

  1. Концепции ситуационного лидерства:

  • континуум лидерского поведения

  • модель Фидлера

  • модель Херсея и Бланшарда

  • модель «путь – цель» Хауза и Митчелла

  • модель Стинсона – Джонсона

  • модель Врума – Йеттона – Яго

  • сравнительный анализ моделей ситуационного лидерства

  1. Новое в теориях лидерства:

  • атрибутивное лидерство

  • харизматическое лидерство

  • преобразующее лидерство.

Практикум:

1. Анализ конкретной ситуации «Ура! Победа!». На основании имеющегося материала, раскрывающего проблематику ситуации, студенты в малых группах обсуждают и формулируют основные положения, позволяющие уяснить лидерскую роль руководителя и коллектива в процессе управления. По итогам работы проводится общее обсуждение результатов.

2. Практикующее упражнение «Положение на заводе». Используя рассмотренные на занятии модели ситуационного лидерства, студентам предлагается проанализировать различные ситуации по лидерству, предоставленные преподавателем, применяя процедуры систематизации. Упражнение позволяет улучшить понимание процесса решения проблем и принятия решений, когда имеются факты о ситуации. Результаты упражнения оформляются соответствующим образом (по предложенной преподавателем форме) и сдаются для проверки.

  1. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  3. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  4. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  5. Тюменский государственный университет (5)

    Программа
    Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов
  6. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..