Тюменский государственный университет

Содержание семинарских занятий

Занятие №1. Тема 1. Управление в деятельности человека

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Человеческая деятельность, ее виды. Сущность понятия «управление». Виды управления.

  2. Воздействие и его виды.

  3. Среда управления, средства управления и действия управления. Критерии сложности и профессионализм управления.

  4. Сущность менеджмента. Менеджмент и управление.

  5. Концепция менеджмента.

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Предприниматель или менеджер?». На основе материала, полученного от преподавателя, студенты обсуждают и анализируют ситуацию, отвечают на поставленные вопросы, вырабатывают итоговое решение по проблеме.

Занятие №2. Тема 2. Типы менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Типология управления и ее функции.

  2. Типы менеджмента по приоритетам в средствах управления.

  3. Типы менеджмента по критерию роли рынка в осуществлении управления.

  4. Типы менеджмента по степени формализации управления.

  5. Типы менеджмента по критерию распределения полномочий.

  6. Типы менеджмента по критерию личностного фактора в управлении.

  7. Типы менеджмента по приоритетам в организации управления

  8. Типы менеджмента по критерию мотивации деятельности.

  9. Типы менеджмента по степени кризисности, в которой осуществляется управление.

  10. Типы менеджмента по критерию особенности объекта управления.

  11. Типы менеджмента по степени научности.

  12. Типологический анализ менеджмента: дуалистический подход к выделению типов управления.

Занятие №3. Тема 3. Цели и задачи менеджмента.

Тема 4. Кадры менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Структура цели и методология ее разработки.

  2. Определение задач менеджмента. Взаимодействие цели и задачи менеджмента.

  3. Менеджер и его профессиональные обязанности.

  4. Ключевые роли менеджеров в организации.

  5. Уровни управления в организации.

  6. Качества эффективного менеджера.

Практикум:

  1. Составить логическую схему взаимосвязи цели и задачи менеджмента. Указать на схеме как минимум три цели и три задачи менеджмента.

  2. Упражнение «Личность для работы». Студенты в малых группах, каждая из которых представляет собой отдел развития персонала, должны определить, что нужно сделать для заполнения предложенных им для обсуждения руководящих должностей большого универсального магазина. Доклады результатов, общее обсуждение.

Домашнее задание для самостоятельной работы:

Составить анкету для подбора кадров. По каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) студент должен составить не менее пяти вопросов к кандидату на работу в организации. Эти вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них наилучшим образом раскрывали личность кандидата.

Занятие №4. Тема 5. Система менеджмента

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Понятие системы менеджмента. Объект и субъект управления.

  2. Определение организации как объекта управления. Виды организаций. Характеристики организаций.

  3. Внешняя среда организации: факторы макро- и микросреды.

  4. Внутренняя среда организации и ее факторы.

  5. Методика проведения анализа организационной среды.

Практикум:

Упражнение «Управление деловой организацией в XXI веке». Студенты в малых группах составляют список происходящих в управлении бизнесом тенденций по принципу взаимодействия внешней и внутренней организационной среды. Затем проводится обсуждение полученных в группах результатов и выработка на этой основе общего представления об управлении деловой организацией в XXI веке.

Занятие №5. Тема 5. Система менеджмента

Практикум:

Анализ конкретной ситуации: «Форд» вчера, сегодня, завтра. На основании предложенной преподавателем конкретной ситуации студентам предлагается в малых группах обсудить поставленные проблемы взаимодействия внешней и внутренней среды организации и сформулировать ответы на ряд вопросов, касающихся повышения эффективности деятельности данной компании и управления в ней. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается преподавателю для проверки.

Занятие №6. Тема 6. Характеристика древнего и индустриального периодов

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Первые формы упорядочения и организации совместного труда в первобытнообщинном строе.

  2. Переход к производящей экономике – важная веха в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

  3. Управление государственным хозяйством в Древнем Египте.

  4. Отражение взглядов на управление как особую сферу человеческой деятельности в работах древнегреческих и римских мыслителей.

  5. Характеристика идей Ч. Бэббиджа, Р. Оуэна, А. Смита.

Занятие №7. Тема 7. Характеристика периода систематизации

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Деятельность по интенсификации труда Ф. Тейлора.

  2. «Ленточные» графики Г. Гантта и их использование.

  3. Теория и практика Ф. и Л. Гилбретов.

  4. Анализ работы Г. Эмерсона. «Двенадцать принципов производительности».

  5. Принципы управления А. Файоля.

  6. Вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли.

  7. Хотторнский эксперимент Э. Мэйо, его этапы.

  8. Вклад в развитие школы человеческих отношений М.П. Фоллет.

  9. Характеристика идей школы поведенческих наук (д. МакГрегор, Р. Лайкерт).

  10. Основные направления деятельности школы науки управления.

  11. У. Черчмен – создатель метода исследования операций и современного системного подхода.

Занятие №8. Тема 7. Характеристика периода систематизации

Практикум:

Выступления студентов с докладами по проблематике изучаемой темы. Общее обсуждение докладов, подведение итогов занятия.

Занятие №9. Тема 8. Своеобразие современного менеджмента разных стран мира

На занятии рекомендуется обсудить рефераты по темам:

  1. Американская модель менеджмента.

  2. Японская модель менеджмента. Реализация ее на примере отдельных фирм.

  3. Классики японского менеджмента (Тойода, Якокка, Фукудзава и др.)

  4. Западногерманская модель: имидж немецкого менеджера.

  5. Шведская модель социализма.

  6. Менеджмент в странах Латинской Америки.

Занятие №10. Тема 9. Развитие теории и практики хозяйственного управления в России XIX века

(на примере деятельности С.Ю. Витте, П.А. Столыпина)

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Промышленный переворот в России XIX века.

  2. Вклад в развитие научного управления С.Ю. Витте.

  3. Денежная реформа С.Ю. Витте.

  4. Характеристика разработанного П.А. Столыпиным проекта реформирования государственных органов управления.

  5. Значение идей П.А. Столыпина для становления управления в России.

  6. Актуальность нововведений П.А. Столыпина.

Занятие №11. Тема 10. Развитие менеджмента в России до 90-х гг. XX века

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. НЭП, особенности государственного менеджмента.

  2. Тектология А. Богданова.

  3. Идеи теории А.К. Гастева.

  4. Принцип оптимума О.А. Ерманского.

  5. Международное значение идей Н.А. Витке.

  6. Своеобразие системы управления производством в 30-е годы.

  7. Роль кибернетики в развитии теории управления производством.

  8. Характеристика управления экономикой в 70-е – 80-е годы.

Занятие №12. Тема 11. Перспективы и проблемы развития менеджмента на современном этапе

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Сущность теории 7S. Достоинства и недостатки этой теории.

  2. Теория Z, ее реализация.

  3. Теория Y и использование ее на практике.

  4. Интеграция новых подходов к менеджменту.

  5. Перспективы развития менеджмента.

Занятие №13. Тема 12. Теория и практика управления в России в 90-е годы XX века

Практикум:

Выступления студентов с докладами по проблематике изучаемой темы. Общее обсуждение докладов, выработка единой концепции по вопросу теории и практики управления в России в 1990-х годах.

Занятие №14. Тема 13. Методологические подходы к формированию менеджмента. Тема 14. Функциональный подход в формировании менеджмента организации

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Менеджмент и его методология.

  2. Реализация методологии менеджмента.

  3. Отражение методологией различных сторон управленческой деятельности.

  4. Методология и организация менеджмента.

  5. Методология функционального подхода.

  6. Процесс управления как взаимосвязь функций управления.

Практикум:

Ситуация для анализа «Меняющиеся трудовые ресурсы». Преподавателем предлагается для обсуждения в малых группах конкретная ситуация, касающаяся изменений трудовых ресурсов в России. Предполагается, что данные изменения повлияют на методы управления людьми и ресурсами. Студентам предлагается обсудить некоторые результаты, которые могут быть вызваны изменениями в трудовых ресурсах и то, как эти изменения скажутся на ответственности и деятельности руководителей, а также ответить на вопрос о существенности концепций управления в современных условиях.

Занятие №15. Тема 15. Системный подход в формировании менеджмента организации. Тема 16. Ситуационный подход в формировании менеджмента организации

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Сущность системного подхода.

  2. Принципы системного подхода.

  3. Организация как открытая система.

  4. Методология ситуационного подхода.

  5. Взаимодействие системного и ситуационного подходов в формировании менеджмента организации.

Практикум:

Студентам предлагается заполнить таблицу, представленную преподавателем, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления. Таблица сопровождается объяснительной запиской по результатам сравнительного анализа подходов с учетом сделанных критических замечаний. Работа аудиторная, оформляется в письменном виде и сдается преподавателю для проверки.

Занятие №16. Тема 17. Интеграционные процессы в

менеджменте

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Роль менеджмента в интеграции деятельности.

  2. Факторы интеграции в менеджменте.

  3. Интегрирующая роль основных функций управления.

  4. Сущность и основные аспекты коммуникаций в организации.

  5. Виды коммуникаций.

  6. Коммуникационный процесс в организации.

  7. Коммуникационные сети.

  8. Коммуникационные стили.

  9. Пути повышения эффективности коммуникационных процессов.

Практикум:

Анализ конкретной ситуации «Бутики Христодара». Преподаватель предоставляет студентам информацию по конкретной ситуации для обсуждения в малых группах. После обсуждения студентам предлагается письменно ответить на ряд вопросов к ситуации, касающихся темы семинарского занятия. Работа аудиторная, сдается для проверки преподавателю.

Занятие №17. Тема 17. Интеграционные процессы в

менеджменте

Вопросы для подготовки и обсуждения:

  1. Информация как фактор интеграции управления.

  2. Свойства информации.

  3. Фильтрация информации и эффективность управления.

  4. Информационные технологии управления.

  5. Информационные системы управления

Практикум:

Упражнение «Обратная связь». Данное упражнение демонстрирует важность обратной связи и техники активного слушания, также позволяет понаблюдать за динамикой информации через коммуникационные барьеры. Проводится преподавателем в устной форме при работе с аудиторией, в которой студенты делятся на малые группы. Процедура проведения упражнения включает в себя формулировку малыми группами некоторых вопросов по проблемам, предложенным преподавателем; выступления студентов по сформулированным вопросам; общее обсуждение выступлений и дискуссию; последующую критику дискуссии наблюдателями от малых групп.

  1. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа
  3. Тюменский государственный университет (1)

    Рабочая программа
    Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать рабочую программу курса «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных и экономических
  4. Тюменский государственный университет (2)

    Рабочая учебная программа
    А.П. Горн Проектирование логистических систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 080115.
  5. Тюменский государственный университет (5)

    Программа
    Программа производственной преддипломной практики разработана и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Положением о порядке проведения практики студентов
  6. Тюменский государственный университет (4)

    Самостоятельная работа
    При изучении дисциплины студенты должны получить понятие о «бюджетном учете», рассмотреть роль федерального казначейства и финансовых органах в исполнении бюджета, изучить особенности учета доходов, расходов, расчетов между бюджетами
  7. Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

    Методические указания
    Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося,
  8. Учебное пособие 2-е изд., доп и перераб. Издательство Тюменского государственного университета 2008

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Региональная экономика» предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей. Составлено в соответствии с государственным стандартом и содержит теоретический и методический материалы, задания для контроля.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

Другие похожие документы..