Конспект урока по теме: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по теме:

А. С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Цели урока:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворений А. С. Пушкина, которые были выучены детьми раньше.

III. Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, что вы о нём знаете.

Викторина.

- Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? ( 6 июня 1799 года)

- Где родился? ( В Москве).

- Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? ( НаПушкинской площади).

- Кто его автор ( скульптор)? (Опекушин)

- Где находится музей А. С. Пушкина в Москве? (На старом Арбате).

- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна).

- Где учился Пушкин? ( В Царскосельском лицее).

- Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? ( Великий поэт Державин).

- С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин? ( В. А. Жуковский – должны назвать обязательно. Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Перечислите названия.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа о создании сказки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой А. С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. ( показ слайдов)

В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

2. Первичное чтение сказки.

( Сказку читает учитель, дети следят по учебнику, отмечают непонятные слова и выражения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. Беседа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка?

- Какие чувства вы испытывали, когда её слушали?

- Почему?

- В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно?

- Почему?

V.Закрепление.

1. Нахождение и чтение отрывков из сказки, соответствующих данным иллюстрациям учебника по вопросам:

- Рассмотрите первую иллюстрацию.

- Кто на ней изображён?

- Как выглядит герой сказки? Какие чувства испытывает?

- Как эти чувства изобразил художник?

- Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду.

( Аналогичная работа проводится над всеми иллюстрациями).

2. Работа по вопросам.

- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

- О какой черте характера это говорит? ( Зависть)

- Прочитайте, как автор описывает царевну.

- С чем её сравнивает Пушкин? ( С цветком)

- Как автор противопоставляет царицу другим героям?

- Как царевна набрела на терем богатырей?

- Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

- Как царевне жилось у богатырей?

- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

- Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

- О каком качестве характера это говорит? ( Преданность, верность своему слову, обещанию).

- Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

- Как Соколко защищал царевну?

- Почему Пушкин называет черницу « старушонкой», а царевна – бабушкой? ( Автор знает, что царица пришла отравить царевну, а царевна ничего об этом не знает, поэтому ласково её называет).

- Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

- Как отнеслись к этому событию богатыри?

- Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

- Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

- Чем заканчивается сказка?

- Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Молодцы. А сейчас проверим, как вы знаете остальные сказки А. С. Пушкина. Перед вами кроссворд.

п

р

о

с

т

о

ф

и

л

я

п

е

т

у

ш

о

к

б

е

л

к

а

к

н

я

з

ь

к

о

р

ы

т

о

в

о

л

н

а


1. Как старуха называла старика в сказке « Золотая рыбка?»

2. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце?

4. Пристают к заставе гости

……… Гвидон зовёт из в гости.

5. Глядь: опять перед ними землянка,

А перед нею разбитое ………….

6. И послушалась ………….

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

- Какое слово объединяет все угаданные слова? ( СКАЗКА)

- Молодцы! Справились с заданием!

VI.Итог урока.

- Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?

- Какой урок вы извлекли для себя?

- От чего предостерегает сказка?

- Какова её главная мысль?

Д/з : Подготовить характеристику каждого героя по следующему плану:

1. Где живёт герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Своё отношение к герою.

  1. Конспект урока по литературному чтению. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    План-конспект
    У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
  2. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема : Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

    План-конспект
    Д. К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.
  3. Конспект открытого урока по теме «Права ребёнка» в учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

    План-конспект
    Знать и понимать основные права ребёнка и важность их соблюдения воспитателем ДОУ, уметь составлять конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста правам ребёнка, идеям и принципам «Конвенции о правах ребёнка».
  4. Конспект урока «В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»

    Урок
    (Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.
  5. Рабочая программа по литературе для 5 класса Петровой Марины Владимировны, учителя английского языка, высшей квалификационной категории

    Рабочая программа
    а также на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч.
  6. Уроки алгебры 7-8 класс

    Урок
    Живая физика 19. Уроки физики 9 класс 1 0. Уроки физики 7-8 1 1. Уроки физики 10 класс 1 . Уроки физики 11 класс 1 МХК 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 4.
  7. Рассматриваются вопросы изучения и использования русской речи в современном вузе по следующим направлениям (1)

    Документ
    Р 89 Русская речь в современном вузе: Материалы Пятой международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.п.н., проф. Б.Г. Бобылев. 20 ноября 2008 - 20 января 2009 г.
  8. Тематическое планирование по русскому языку 9 класс

    Тематическое планирование
    Русский язык – язык русского народа. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде и творческой деятельности.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине бийск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Специфика детской литературы: художественный и педагогический компонент. Круг детского чтения. Фольклор в детском чтении. Основные этапы истории русской и зарубежной детской литературы.

Другие похожие документы..