Урок литературы в 7 классе на тему: «Стихотворения о родной природе»

Урок литературы в 7 классе на тему: «Стихотворения о родной природе».

Цели: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе, отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений, повторение сведений об изобразительных средствах, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание интереса к предмету, любви к родной природе.

Оборудование: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова, пьеса П.И.Чайковского «Времена года», презентация «Русские поэты 19 века».

Ход урока.

  1. Оргмомент. Постановка цели.

  2. Опрос. Вспомните, что такое пейзаж и какова его роль в художественном произведении.

(Пейзаж – картина природы – используется писателями в различных целях: для того, чтобы передать состояние души человека, его мысли, чувства, как в рассказах И.С.Тургенева из сборника «Записки охотника», или для того, чтобы противопоставить мир природы человеческому обществу(как в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»). В пейзажной лирике природа – главное действующее лицо.)

  1. Работа с учебником.

Чтение вступительной статьи учебника в рубрике «Край ты мой, родимый край» предваряет наше знакомство со стихотворениями И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого.

  1. Беседа по содержанию:

  • Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?

  • Чем привлекала родная природа поэтов?

  • Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.

(Чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина, А.Н.Майкова и др.)

  • Что объединяет эти стихотворения?

(Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)

Тема природы и Родины поднята также в стихотворениях В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

Что вы знаете о жизни и творчестве И.А.Бунина?

(Индивидуальное задание, монологический ответ ученика с опорой на презентацию.)

  1. Чтение стихотворения И.А.Бунина «Родина».

Беседа по содержанию:

    • Какое настроение передаёт автор?

    • Какой поэт рисует Родину?

    • Какие цветовые эпитеты помогают представить картину зимнего дня?

    • Найдите сравнение.

    • Подберите синонимы к слову «кроткий».

    • Чем вызвано чувство одиночества, безысходности?

Тема Родины раскрывается и в творчестве предшественников И.А.Бунина.

А.К.Толстой. Что вам известно о нём?

(Развёрнутый ответ ученика.)

Чтение стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край».

Беседа по содержанию:

  • Какой образ Родины предстаёт перед нами?

  • Обратите внимание на строение предложений. Есть ли в них глаголы-сказуемые7

  • Сравните это стихотворение со стихотворениями И.А.Бунина. В чём их сходство? В чём отличие?

(У А.К.Толстого стихотворение более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится её могуществом.)

А.К.Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест».

Словарная работа. Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов. Посмотрите на доску:

Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.

Благостный – умиротворяющий, несущий благо.

Каяться – исповедоваться в грехах.

Отрекаюсь – отказываюсь.

(Чтение стихотворения учителем наизусть.)

Беседа по содержанию:

  • Что олицетворяет колокольный звон?

  • Какие мысли и чувства волнуют лирического героя?

  • Какие эпитеты, олицетворения использовал поэт?

  • Обратите внимание на последнюю строфу, прочтите её. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова сходно со стихотворением «Благовест»? Вспомним его.

  • (Чтение учеником наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва».)

  • В чём сходство стихотворений «Благовест» и «Молитва»?

(При звоне колоколов, как и при чтении молитвы, возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.)

В творчестве А.К.Толстого получила особое звучание тема природы. Прочтём его стихотворение «Замолкнул гром…».

Беседа по содержанию:

  • Какую картину из жизни природы рисует поэт?

  • Какие художественные средства использовал А.К.Толстой?

  • О чём заставляет задуматься поэт?

(Призывает нас увидеть красоту природы и не разрушить её презрительным прикосновением.)

Более 150 лет назад А.К.Толстой призывал беречь природу, ибо вне её человек не может существовать. Как сын природы, он обязан сохранять и преумножать её богатства, поэтому это стихотворение актуально для сегодняшнего дня, когда человечество на грани экологической катастрофы.

Связь человека и природы прослеживается не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. Перед вами репродукции с полотен великих русских художников – Саврасова, Ромадина, Щербакова, Грабаря, Левитана. Какой общей мыслью объединены эти картины?

(Художники передают красоту родной земли.)

  • Какое время года является самым радостным, долгожданным? Почему?

Весну воспевали все русские поэты. Вспомним строки известных стихотворений.

(С.А.Есенин «Черёмуха душистая», Ф.И.Тютчев «Ещё в полях белеет снег», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами».)

Стихотворение, посвящённое весне, есть и у В.А.Жуковского. Что вы знаете о нём?

(Рассказ ученика.)

Чтение стихотворения «Приход весны».

Беседа по содержанию:

  • Какие приметы весны называет автор?

  • Найдите пример олицетворения.

  • Почему поэт называет приход весны «жизнью души»?

Для Жуковского звуки весны – это лепет рощи, песня жаворонка. Прослушайте пьесу П.И.Чайковского из цикла «Времена года» под названием «Апрель».

(Звучит мелодия.)

  • Что вы представили себе, когда слушали музыку?

  • Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?

  • В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе весну.

(Чтение записанного, обсуждение.)

Итоги урока. Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?

Эти поэты воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:

(Чтение наизусть учеником.)

Гуляет ветер над степями,

Шуршит холодною стернёй.

И тучи с сизыми дымами

Плывут, плывут над головой…

Здесь рожь колосьями литыми

Шумела, сердце веселя.

Но я люблю вас и пустыми,

Простые русские поля.

В день непогожий ближе, строже,

Понятней отчая земля,

И лишь острее грудь тревожит

Крик поднебесный журавля.

Оценки за урок.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о родной природе, проанализировать его, нарисовать иллюстрацию (или подобрать подходящую.)

  1. Урок литературы в 10 классе на тему: «Философское осмысление лирики природы в поэзии Ф. И. Тютчева»

    Урок
    поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим
  2. Урок литературы в 7 классе по теме: «Японские хокку (хайку)»

    Урок
    Так, согласно легенде, произошло переселение людей с острова Кюсю на остров Хонсю. Созданное там государство Ямато явилось центром становления японского народа.
  3. Урок литературы в 12 классе по теме: М. А. Шолохов: судьба и творчество

    Урок
    Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству
  4. Уроках литературы Урок-концерт в 6 классе на тему: Родная природа в пейзажной лирике поэтов 19 века

    Урок
    Под руководством учителя каждая группа готовит свою компьютерную презентацию с портретами обсуждаемых поэтов, собственными иллюстрациями к разбираемым стихотворениям, текстом стихотворения, музыкальным произведением при чтении стихов.
  5. Урока литературы в 5 классе по теме «Лирика поэтов начала ХХ века (И. Бунин, К. Бальмонт, И. Северянин). Как рождаются стихи?»

    Урок
    Целеполагание: создать условия для формирования навыков выразительного чтения через восприятие и анализ стихотворений поэтов начала ХХ века, развивать личностное отношение ребят к родной земле, к экологии, к сказочным мотивам в лирике,
  6. Тематическое планирование уроков литературы в 6Б классе на 2009 2010 учебный год составлено на основании базисного учебного плана

    Тематическое планирование
    Урок 44. А. Платонов. О писателе. Рассказ «Корова». Труд как основа жизни на земле. Тема детства в рассказе. Приемы изображения «сокровенного человека».
  7. Конспект урока литературы в 8 классе по теме: Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы

    План-конспект
  8. Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Сказки С. Г. Писахова»

    Разработка урока
    Модели уроков по литературе в 5 – 11 кл. (национально – региональный компонент). Изд. Архангельск – 2001г., с.6 «Мастерство сказочника С.Писахова. Боровских Л.
  9. Урок литературы в 7 классе по учебно-методическому комплекту А. Г. Кутузова «В мире литературы»

    Урок
    Цель: приобщить семиклассников к творчеству поэтов-земляков, воспитывать у ребят чувство ответственности за судьбу своей малой родины, желание быть причастным ко всему, что происходит в их поселке, быть нужным и полезным людям, вносить

Другие похожие документы..