Основная образовательная программа начального общего образования на период с 2011 года по 2015 год

Утверждено

Приказом № 55 от 16 сентября 2011

и.о.директора школы

_______________Слепцова Н.А.

«___» ____________ 2010 года

Рассмотрено и принято

на педсовете

протокол №1

от «_26» августа 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период с 2011 года по 2015 год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план начального общего образования.

4. Программа формирования универсальных учебных действий.

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

6. Программа духовно-нравственного развития, обучающихся на ступени начального общего образования.

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования , рассмотрена и принята на педагогическом совете (протокол № 1 от 26 августа 2011 года).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также социального заказа родителей младших школьников.

Раздел Ι

Пояснительная записка

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы гимназии связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:

  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа начального общего образования гимназии создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками групп кратковременного пребывания детей и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

Специфика кадров учителей начальных классов определяется высоким уровнем профессионализма, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт внедрения инновационных программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности.

«Портрет выпускника начальной школы». Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника начальной школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Цель программы: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы:

  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды

  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации)

  7. Приобщать детей к краеведческому знанию и художественной национальной культуре.

Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Начальная школа 21 века», направленный на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности. УМК «Начальная школа 21 века», помимо прямого эффекта обучения по предметам – приобретения определенных знаний и умений, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. При выборе учреждением УМК «Начальная школа 21 века» учтены пожелания родителей. Сущностной характеристикой УМК «Начальная школа 21 века» является его интеграция, т.е. ее применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов авторов.

Основные из них:

1. Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. Эта позиция стала основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», главной целью которого является формирование у детей осознание единства окружающего мира и взаимодействия его объектов.

2. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи. Этой позиции удовлетворяют интегрированные предметы «Грамота», «Чтение и письмо», в результате изучения которых у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умение учиться).

3. Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельности школьника, создает условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности. Такую возможность предоставляют разные интегрированные предметы («Окружающий мир», «ИЗО и художественный труд»).

Часть фундаментального ядра знаний, которая подлежит усвоению в начальной школе, определена программой «Начальная школа 21 века».

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

В программе используются следующие сокращения: НОО – начальное общее образование; ОУ - образовательные учреждения; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс.

Термины и определения, применяемые в тексте образовательной программы:

Ключевые компетенции - совокупность знаний, умений, мотивации и ценностей, обеспечивающих успешное решение часто встречаемых проблем повседневной жизнедеятельности современного человека.

Самоопределение - процесс, включающий: осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в учебной и внеучебной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в разнообразных видах деятельности.

Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих в процессе учебы успешное приобретение знаний и умений, определяющих его развитие и саморазвитие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности.

Основная образовательная программа - документ, раскрывающий основные цели, содержание, методы организации образовательного процесса, совокупность условий его успешного осуществления, исходя из требований современного социокультурного развития страны, отдельных регионов, интересов семьи и самих обучающихся.

Образовательная область - совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение комплекса схожих по содержанию знаний, умений, компетентностей и социального опыта в определенной сфере познания и преобразования человеком природного и социального мира.

Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика -персональный путь выявления и развития задатков и способностей отдельных учащихся, их соотнесения с требованиями, предъявляемыми современной жизнью к личности при выборе жизненных ориентиров, вариантов получения начального образования и успешной самореализации в учебной и внеучебной деятельности.

Планируемые результаты освоения образовательных программ - система конкретных показателей достижений учащихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к обучению в системе основного и полного общего образования.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу учителей начальной школы гимназии, учащимся и их родителям.

Условия реализации основной образовательной программы
начальной школы

  1. Кадровые условия реализации программы. Кадровое обеспечение образовательной программы сформировано на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к профессиональной инновационной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники начальной школы школы имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психолог, воспитатели ГПД, библиотекарь.

Состав и квалификация педагогических кадров. Высшее педагогическое образование - 45% педагогических работников, среднее специальное – 55%; высшую квалификационную категорию имеют 9%, первую – 42%, вторую и др. – 38 % человек.

2. Финансовые условия реализации программы. Ежегодный объемы финансирования мероприятий программы уточняются при формировании бюджета. При финансировании начальной школы используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчете на одного обучающегося.

3. Материально-технические условия реализации программы. Начальная школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудовано: 1 кабинет информатики, ручного труда, оборудован 1 спортивный зал, современно-оснащенный медкабинет, кабинет психолога. Имеется выделенная Интернет линия, создан собственный сайт.

Начальная школа располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требования ФГОС.

Таким образом, в учреждении создана образовательная среда, адекватная развитию ребенка и комфортные санитарно-гигиенические условия.

4.Использование современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основных образовательных программ начальной школы. В начальной школе используются «Технология развития информационно-коммуникационной компетентности», «Технология развития познавательных способностей на основе интеграции образовательного содержания», «Личностно-ориентированная технология сопровождения».

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования разработана творческой группой педагогиче­ского коллектива МБОУ «Гимназия № 12 с татарским языком обучения» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Основная образовательная программа
    Возрастные особенности младших школьников. ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 Г. Г

    Основная образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 126» г.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (12)

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (14)

    Основная образовательная программа
    Настоящая образовательная программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    Цель программы: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2015 годы (2)

    Основная образовательная программа
    По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2010-2011 учебного года и будет реализовываться

Другие похожие документы..