Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название)

Вопросы для самостоятельной подготовки:

                  1. Дайте определение понятию «элемент».

                  2. Как формулируется периодический закон Д.И. Менделеева?

                  3. Объясните структуру периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева. Что такое период, группа элементов? Как в них изменяются свойства элементов?

                  4. Какие элементы называются электронными аналогами?

                  5. Докажите на примере малых периодов, что при последовательном заполнении атомных орбиталей появляется периодичность в структуре внешних электронных слоев.

                  6. Почему третий период имеет 8 элементов, а не 18, как следует из максимальной электронной емкости третьего слоя?

                  7. В чем сходство и отличие в свойствах соединений элементов основной и побочной подгрупп?

                  8. Почему лантаноиды и актиноиды выделяются в отдельные семейства?

Задания для самостоятельной работы:

              1. В каком периоде, в какой группе и какой подгруппе находятся элементы с порядковыми номерами 14, 29, 52, 56, 78?

              2. Какие элементы главной подгруппы пятой группы являются элементами малых периодов? Напишите их символы, названия и порядковые номера.

              3. Напишите формулы оксидов всех элементов четвертой группы, в которых эти элементы проявляют высшую валентность.

              4. В каких группах периодической системы все элементы являются металлами?

              5. Какие соединения с водородом образуют элементы главной подгруппы VI группы? Назовите наиболее и наименее прочные из них.

              6. Опишите химические свойства элемента с порядковым номером 23 по его положению в периодической системе.

              7. Напишите формулы оксидов элементов с порядковым номером 16, 21, 25, 48, 76, в которых эти элементы имеют высшую валентность.

              8. Какой элемент четвертого периода является наиболее типичным металлом?

Электронная структура атома. Квантовые числа. Принципы заполнения атомных орбиталей. Строение электронной оболочки атомов и свойства элементов

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Какую информацию дает электронная формула элемента?

  2. Чем отличаются конфигурации внешних электронных слоев у атомов элементов главной и побочной подгрупп третьей – седьмой групп периодической системы?

  3. Почему у атомов элементов побочных подгруппы первой и шестой группы, как правило, на внешнем слое по одному электрону?

  4. Какие элементы получили название s-, p-, d-, f- элементов? Где они располагаются в периодической системе элементов? В чем их основные отличия?

  5. Объясните исходя из электронного строения атомов, каков физический смысл номера периода и номера группы.

  6. Можно ли, пользуясь периодической таблицей элементов, написать электронную формулу элемента и, наоборот, зная последовательность заполнения атомных орбиталей электронами, указать место данного элемента в периодической системе?

  7. Что понимают под атомным радиусов?

  8. Как изменяются атомные радиусы элементов в периодах и в группах?

  9. Дайте определение энергии ионизации атома. В каких единицах она изменяется?

  10. Изменяется энергия ионизации атомов в периоде. Что можно сказать об изменении энергии ионизации атомов в группе?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Электронная структура атома 4d75s1. Что это за элемент? К какому семейству он относится?

  2. Определите количество энергетических уровней и подуровней и запишите электронную формулу атома элемента с порядковым номером 82.

  3. Указать Z, A, ē, p, n атома Mo.

  4. Электронная структура атома 6s26p2. Что это за элемент? К какому семейству он относится?

  5. Определите число энергетических уровней и напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами: 6, 20, 50.

  6. Указать Z, A, ē, p, n атома Al.

  7. Электронная структура атома 3d104s1. Что это за элемент? К какому семейству он относится?

  8. Определите число энергетических уровней и напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами: 11, 25, 53.

  9. Указать Z, A, ē, p, n атома Sb.

  10. Электронная структура атома 5f117s2. Что это за элемент? К какому семейству он относится?

Решение задач по темам: «Строение электронной оболочки атома» и «Свойства химического элемента».

Напишите полные электронные конфигурации атомов химических элементов, приведенных в Вашем варианте задания, в их основных состояниях, изобразите орбитальные диаграммы электронных оболочек этих атомов и выполните следующие задания.

1. Определите число протонов, нейтронов и электронов в атоме каждого химического элемента.

2. Определите положение каждого химического элемента в периодической системе (номер периода, номер группы, подгруппу) и семейство химических элементов, к которому он принадлежит. Кратко поясните ответ.

3. Выделите на электронной формуле каждого элемента основные электроны и валентные электроны, напишите характеристическую электронную формулу каждого элемента и укажите энергетический подуровень, электроны которого слабее других связаны с ядром.

4. Определите число занятых электронами орбиталей валентной оболочки атома каждого химического элемента (сколько из них заняты неподеленной электронной парой, сколько – неспаренных электроном?) и число валентных (свободных) орбиталей, в том числе и орбиталей полностью свободных энергетических подуровней.

5. Напишите значения всех квантовых чисел, описывающих энергетическое состояние каждого из валентных электронов атома каждого из приведенных в Вашем задании химических элементов.

6. Определите суммарное абсолютное значение спина каждого подуровня валентной оболочки каждого химического элемента.

7. Определите число неспаренных электронов в атоме каждого химического элемента в основном состоянии. Возможно ли увеличение числа неспаренных электронов при возбуждении атома? Каким образом?

8. Определите, какую ковалентность может проявлять в своих соединениях каждый из элементов, приведенных в Вашем варианте задания.

9. Укажите характерные степени окисления каждого элемента. Поясните, каким образом можно определить (исходя из электронной конфигурации) значения высшей и низшей степени окисления.

10. Какие свойства – металлические или неметаллические – проявляет каждый из элементов, приведенных в Вашем варианте задания? Почему?

Варианты задания приведены в таблице.

№ вар

Химические элементы (наиболее устойчивые изотопы этих элементов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Методические рекомендации. Чтобы выполнить задания, необходимо, прежде всего, определить полные электронные конфигурации атомов химических элементов в их основных состояниях. Конечно, полную электронную конфигурацию нужного Вам химического элемента можно найти в учебнике, учебном пособии ли справочнике по химии, но лучше научаться самостоятельно ее определять. Усвоив основные принципы и правила заполнения электронами атомных орбиталей и освоив алгоритмы определения электронной конфигурации атома химического элемента в основном состоянии, Вы убедитесь, что определить (и написать) электронную конфигурацию атома любого химического элемента совсем нетрудно.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы природопользования (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Основы природопользования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория эволюции (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности « биология» , в цикл специальных дисциплин по специальности « экология» и является обязательной для изучения.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине страховое дело (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Страховое дело» – формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории страхования, раскрытие сущностных основ взаимодействия теории и практики страхового дела, необходимости страхования,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология микроорганизмов (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 020801.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «химия» по специальности 050202. 65 «Математика и информатика» Учебно-методический комплекс Составитель: доцент

    Учебно-методический комплекс
    Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры: химическая термодинамика и кинетика; энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Химия (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальности 280101.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Раздел I – «Общая и неорганическая химия» посвящен вопросам классификации неорганических соединений и химических реакций, изучению основным законов и понятий химии, рассмотрению строения атома, химической связи, растворам.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине химия (название) (4)

    Учебно-методический комплекс
    Раздел II – «Физическая химия» излагаются основы учений о химическом и фазовом равновесиях, скоростях и механизмах химических реакций, их взаимосвязи с электрическими явлениями, основы учений о дисперсно–коллоидных системах и поверхностных

Другие похожие документы..