Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов владикавказ 2012

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

проф. Чеджемов С.Р., ассистент Фидарова К.К.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Владикавказ - 2012

СОСТАВИТЕЛИ:

ЧЕДЖЕМОВ С.Р. – профессор кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук;

ФИДАРОВА К.К.- преподаватель кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук,

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор юридических наук, профессор Л.Т. Кокоева

доктор юридических наук, профессор Р.М. Дзидзоев

Утверждено ЦУКМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздаравсоцразвития Российской Федерации протокол № ____ от ___________ 20___г.

Введение

Курс "Правоведение" или "Основы правовых знаний" является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в СОГМА . Знание тех или иных вопросов права во многом поможет молодому специалисту лучше ориентироваться в различных профессиональных ситуациях, связанных с правоспособностью и правоприменением в профессиональной медицинской деятельности. Стандартные, а тем более нестандартные задачи медицинской деятельности, требующие правового разрешения можно сформулировать только исходя из конкретной практики профессиональной деятельности и знаний определенных правовых норм. Только в этом случае удастся создать учебно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям подготовки специалиста.

Логика правовой науки тесно взаимосвязано с профессиональными учебными дисциплинами и научными направлениями вуза. Конституционное и отраслевые системы права во многом детально определяют вопросы здравоохранения.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ

В результате изучения дисциплины «Правоведение» студенты должны:

1.Цель и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – дать будущим специалистам здравоохранения оптимальный объем правовых знаний, позволяющий аргументировано принимать решения при осуществлении профессиональной деятельности, формировать у них правосознание и уважение к Закону.

Задачи изучения дисциплины:

  • самостоятельно принимать правомерные решения в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности;

  • ознакомление с системой российского законодательства, регулирующего профессиональную медицинскую деятельность

  • изучение профессиональных правонарушений и определение возможных правовых последствий таких деяний, путей их профилактики;

  • самостоятельно принимать правомерные решения в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности и определять возможные правовые последствия ненадлежащих деяний, пути их профилактики;

  • приобретение навыков работы с нормативной литературой, кодексами, законами, комментариями к ним, иными подзаконными нормативными актами, регулирующими правоотношения, в том числе и в сфере профессиональной деятельности.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

Учебная дисциплина «Правоведение» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Для изучения дисциплины «правоведение» студенту необходимы знания по ряду дисциплин, изучаемых в средней школе (обществознание), а также изучаемых на 1 курсе в вузе параллельно: политологии, социологии, биоэтики.

Знать:

Зн.1. основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;

Зн.2. морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;

Зн.3. обязанности, права и положение врача в обществе;

Зн.4. основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;

Зн.5. виды и механизмы юридической ответственности медицинских учреждений и медицинских работников за ненадлежащее врачевание, профессиональные и должностные правонарушения

Уметь:

Ум.1 ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

Ум.2. защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

Ум.3. давать оценку неправомерному поведению и предвидеть его юридические последствия

Владеть:

Вл.1. навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил "информированного согласия".

Вл.2. навыками работы с нормативно-правовыми актами

Вл.3.методами поиска правовой информации

3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК): и профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью и готовностью правового анализа социально-значимых проблем организации здравоохранения, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  • способностью и готовностью к анализу значимых политических событий, процессов и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-1);

  • способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу правовой медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

  • способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

  • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (Конституцию РФ, законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

  • способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ.

п/п

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

2

3

Понятие государства, его признаки функции, сущность. Теории происхождения государства. Формы и типы государств.

2

Происхождение и понятие права. Источники права: понятие, состав. Понятие системы права.

2

Конституционное право РФ – как основа формирования ведущих правовых отраслей. Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2

Предмет, метод, источники, субъекты медицинского права РФ. Система законодательства, регулирующего правоотношения при осуществлении медицинской деятельности. Права пациента при оказании медицинской помощи.

3

Предмет, метод, источники и субъекты административного права. Административное правонарушение и административная ответственность медицинских работников и медицинских организаций

2

Общие положения гражданского права РФ. Гражданско-правовые отношения в сфере медицинской деятельности.

2

Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности медицинских работников и медицинских организаций

2

Основные положения трудового права РФ. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

2

Особенности регулирования труда медицинских работников

2

Общие положения уголовного права РФ. Профессиональные и должностные преступления медицинских работников.

2

Итого

21

  1. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

    Учебно-методическое пособие
    История медицины - наука, изучающая закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной
  2. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  3. Андросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу

    Документ
    Абрамова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. - Якутск: ИПК СВФУ, 2009. – 176 с.
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..