Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра организации и технологии коммерции

Одобрено учебно-методическим советом

факультета коммерции и маркетинга

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ

Учебно-методический комплекс

Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров

Москва 2009

Автор-составитель:

Васенева Клавдия Георгиевна, к.э.н., с.н.с., профессор кафедры Организации и технологии коммерции

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация торговли» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080401– Товароведение и экспертиза товаров.

Данная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и изучается по выбору студентов.

Утвержден на заседании Учебно-методического совета факультета Коммерции и маркетинга «___» _______2007 г., протокол №____.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

Содержание

Инновационные технологии в преподавании курса 4

«Организация торговли» 4

1. Цель и задачи дисциплины 5

2. Требования к уровню освоения дисциплины 6

3. Объем дисциплины 8

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

3.2. Распределение часов по темам и видам работ для студентов 8

4. Содержание курса 10

4.2.Методические указания по изучению теоретического курса 12

дисциплины 12

5. Темы семинарских занятий 20

6. Задания для самостоятельной работы студентов 22

6.1.Вопросы и задания для самопроверки. 24

6.2. Тесты 27

7.Методические указания по выполнению 34

контрольных работ для студентов заочного отделения 34

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 47

9.1. Нормативные акты 47

9.2 Литература 48

9.3. Методическое обеспечение дисциплины 51

9.4. Интернет - ресурсы 51

10. Словарь терминов 52

Инновационные технологии в преподавании курса

«Организация торговли»

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (семинар 1, 4-5).

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: студентом, группой студентов (семинар 2, 3, 4-5; лекции по темам 2, 3, 5).

Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи (семинар 3).

Круглый стол – встреча единомышленников, стремящихся найти общие решения по конкретному вопросу в формате заданной тематики (семинар 1, 4-5).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно принимает решение и обосновывает его (семинар 3).

Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам (лекции по темам 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Пре-тест – тест, за который не ставится оценка. Он определяет, насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы по предыдущим темам требуют пояснения преподавателя. Используется для более сфокусированного преподавания (лекции по темам 1 и 4).

1. Цель и задачи дисциплины

В условиях функционирования рыночной экономики изучение и практическое освоение организации и технологии товародвижения в тесной увязке с функционированием и организацией материально-технической базы и коммерческой деятельностью торговых предприятий является своевременным и актуальным при подготовке товароведов-экспертов.

К числу причин введения учебной дисциплины «Организация торговли» следует отнести требования, которым должен соответствовать товаровед-эксперт в современных условиях. Одним из таких условий является его адаптация к организационно экономическим и социальным условиям, складывающимся на предприятиях под воздействием рыночной среды.

Курс «Организация торговли» занимает определенное место в профессиональной подготовке выпускника, так как позволяет ему освоить основы рациональной организации и технологии торговых процессов с целью их наиболее эффективного выполнения, создания условия для их внутренней упорядоченности, взаимодействия и согласованности.

К особенностям изучаемого курса относятся:

  • системный подход к изучению и оценке организации и технологии товародвижения;

  • тесная взаимосвязь организации и технологии процессов товародвижения с организацией материально технической базы и коммерческой деятельности предприятий торговли;

  • ориентирование изучения курса на глубокую проработку нормативно-методических материалов в этой области.

Целью дисциплины является теоретическое изучение и практическое освоение студентами, обучающимися по специальности 080401-Товароведение и экспертиза товаров, организации и технологии торговых процессов в тесной увязке с функционированием и организацией материально-технической базы и коммерческой деятельностью торговых предприятий.

Задачами курса являются:

- формирование у будущих специалистов знаний и практических навыков рациональной организации торгово-технологических процессов в оптовой и розничной торговле, а также умения проектировать и управлять ими на уровне торговых предприятий;

- знакомство с новейшими достижениями в области создания единых технологических цепей и «сквозных» технологий товародвижения;

- приобретение навыков решения наиболее распространенных задач в области организации складских и торговых процессов;

- освоение новых подходов к созданию современных интегрированных торговых систем.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист коммерции должен иметь представление:

  • об основах теории организации деятельности предприятия;

  • о роли технологии в экономическом развитии общества;

  • об основных направлениях инновационных процессов в торговле;

должен знать:

  • нормативно-правовую документацию, регламентирующую различные стороны функционирования торговых предприятий в рыночной экономике;

  • структуро-элементное построение внутренней торговли в федеральном и региональном аспектах;

  • теоретико-методологические основы технологии, технического оснащения и проектирования предприятий торговли;

  • основы организации проектирования, капитального строительства и ремонта торгового предприятия;

должен уметь:

  • анализировать и обобщать происходящие изменения в организации и технологии оптовой и розничной торговли;

  • моделировать торгово-технологические процессы и внедрять их в практику работы торговых предприятий;

  • рассчитывать экономическую эффективность функционирования материально-технической базы оптовой и розничной торговли;

  • рассчитывать экономическую эффективность создания и внедрения новых технологических решений в торговле;

  • обеспечивать качественное обслуживание покупателей;

должен приобрести навыки:

  • выполнения расчетов при разработке проектов организации торгово-технологических процессов в магазинах и на складах;

  • в рациональном выборе оборудования для механизации и автоматизации торгово-технологических и складских процессов;

должен владеть:

  • методами планирования и размещения розничной торговой сети;

  • методами и приемами организации торгового и дополнительного обслуживания покупателей;

  • приемами рациональной организации технологических процессов при решении конкретных задач;

  • методами расчета экономической эффективности использования различных технологических схем при товароснабжении розничной сети;

  • методами определения социально-экономической эффективности использования современных форм продажи товаров;

  • методикой расчетов потребности в конкретных видах торгово-технологического оборудования;

  • методикой расчета экономической эффективности внедрения новой техники;

  • методами оценки результатов технической оснащенности предприятия, влияющих на показатели его коммерческой деятельности;

должен иметь опыт работы:

  • с нормативно-инструктивными материалами, учебной литературой.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

очная

заочная по сокращенной образовательной программе

№№ семестров

9

6

Аудиторные занятия

39

8

Лекции

25

6

Семинарские занятия

14

2

Самостоятельная работа

108

139

Всего часов на дисциплину

147

147

Формы отчетности

-

Контрольная работа –

6 семестр

Виды итогового контроля

Зачет – 9 семестр

Зачет – 6 семестр

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Целью изучения дисциплины является раскрытие закономерностей формирования ассортимента, потребительских свойств и качества хозяйственных и электробытовых товаров, приобретение студентами глубоких и прочных теоретических знаний, а также
  2. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основная
  3. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (8)

    Учебно-методический комплекс
    Целью изучения дисциплины является раскрытие закономерностей формирования ассортимента, потребительских свойств и качества ювелирных и парфюмерно-косметических товаров, приобретение студентами глубоких и прочных теоретических знаний,
  4. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров
  5. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины обусловлена возрастающей ролью микробиологии и смежных наук в практической деятельности человека , охраной здоровья , проблемами экологической и генетической безопасности.
  6. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (5)

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины является усвоение теоретических знаний, приобретение умений и навыков определения идентифицирующих признаков потреби­тельских товаров и обнаружения их фальсификации.
  7. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (7)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс Специальности: 080401 Товароведение и экспертиза товаров 080301

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой) по специальностям
  9. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва2009

    Учебно-методический комплекс
    Целью изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза мясных и рыбных товаров» является усвоение студентами знаний о потребительской стоимости мясных и рыбных товаров и приобретение умений проведения их экспертизы.

Другие похожие документы..